С 15 декабря 2018 года вступил в силу Приказ Минэкономразвития России №504 «О внесении изменений в приказ «Об утверждении Порядка регистрации деклараций о соответствии <…>», что в очередной раз повлекло за собой ряд изменений в процессе сертификации и ввозе продукции, подлежащей обязательной сертификации.
ДТ на ввоз образцов – must have для получения разрешительной документации
Получение разрешительной документации без предоставления ДТ, по которой образцы были ввезены на территорию РФ для проведения испытаний, стало невозможным.
Следовательно, теперь для получения разрешительной документации участнику ВЭД необходимо отобрать и привезти образцы для сертификации. При этом, для ввоза образцов необходимо предоставить в ФТС письмо от испытательной лаборатории с указанием количества необходимых для проведения испытаний образцов. После ввоза образцов требуется их официальное таможенное оформление.
Ранее ввоз образцов для проведения лабораторных испытаний не подвергался тщательному контролю. Декларации о соответствии выдавались на основании полученных протоколов испытаний. Для последующего ввоза товарной партии, в таможенные органы предоставлялась полученная ДС. Сейчас ввоз образцов для проведения лабораторных испытаний должен быть документально подтвержден всеми задействованными структурами: таможенные органы подтверждают факт легальности ввоза продукции с целью сертификации, а сертификационные органы подтверждают факт предоставления заявленного количества образцов для сертификации товаров.
Сертификационные органы, на данный момент, не проверяют номера ДТ при регистрации новой ДС. Однако проверка со стороны таможенных органов, в процессе дальнейшего использования разрешительного документа, может выявить недостоверную информацию о ДТ, что потенциально грозит отказом в выпуске партии в свободное обращение, штрафом и даже арестом груза.
Новый порядок регистрации ДС
В дополнение к обязательному требованию предоставления ДТ на ввоз образцов, изменился порядок регистрации ДС:
- Для ТР ТС 011/2011, регистрация ДС и всей прилагаемой документации в Федеральной службе по аккредитации теперь возможна только в электронной форме. Регистрация таких ДС органами по сертификации более не осуществляется.
- Регистрация ДС и всей прилагаемой документации по остальным ТР ТС теперь осуществляется также преимущественно в электронной форме. Направление в сертификационный орган документации на бумажном носителе осуществляется исключительно посредством отправления заказного письма с описью вложения и уведомлением о вручении.
Отрицательные решения по заявкам
Изменения также коснулись товаров, не подлежащих обязательной сертификации. Ранее для ввоза таких товаров необходимо было оформлять информационные (отказные) письма, которые подтверждали факт отсутствия необходимости сертифицировать продукцию. Письмом ФТС России от 21 ноября 2018 г. №14-88/72735 была исключена возможность оформления «информационного письма» для такого типа товаров. Теперь процедура выглядит следующим образом:
- Сбор документов и подача заявки в сертификационный орган;
- Принятие решения сертификационным органом об отсутствии необходимости сертификации товара;
- Выдача официально зарегистрированного отрицательного решения по заявке, которое впоследствии предоставляется в таможенные органы.
Информационные (отказные) письма и незарегистрированные отрицательные решения по заявкам таможенными органами приниматься не будут. Применение таких контрольных мер – метод борьбы с организациями, которые предоставляли услуги по сертификации, при этом подгоняя исследуемую продукцию под отказные письма.
Усиление контроля за сертификационными органами
Помимо усиления контроля за ввозом импортируемых товаров, подлежащих обязательной сертификации, ужесточен контроль и за самими сертификационными органами. Растет количество проведенных Федеральной службой по аккредитации проверок: за ноябрь 2018 года проведено 104 проверки деятельности аккредитованных лиц, из них:
- 87 проверок проведено в целях подтверждении компетентности аккредитованного органа;
- 9 проверок проведено на основании обращений о возможном нарушении аккредитованными лицами законодательства об аккредитации в национальной системе аккредитации;
- 8 проверок проведено в рамках контроля выполнения ранее выданных предписаний.
По результатам приняты решения о приостановлении действия аккредитации 16 аккредитованных лиц: 7 органов по сертификации, 6 испытательных лабораторий, 3 организаций, аккредитованных в области обеспечения единства измерений.
В настоящее время Федеральная служба по аккредитации продолжает проводить контрольные мероприятия в отношении иных юридических лиц, аккредитованных в качестве органов по сертификации, которые выдают сертификаты соответствия на основании неправомерно выданных протоколов испытаний. Результаты контрольных мероприятий, а также информацию о сертификатах соответствия, выданных с нарушениями обязательных требований, Федеральная служба по аккредитации регулярно передает в Федеральную таможенную службу с целью предотвращения поступления на рынок продукции, потенциально влекущей угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Согласно вышеизложенному можно сделать следующие выводы:
- Устоявшаяся практика оформления разрешительной документации более не применима. Несмотря на то, что на рынке сертификационных услуг все еще достаточно компаний, предлагающих «старые» варианты получения разрешительной документации, важно помнить, что действие таких документов в любой момент может быть аннулировано, и их использование может привести к большим финансовым, временным и репутационным потерям в перспективе.
- Необходимо проверять оформленные ранее разрешительные документы перед их подачей в таможенные органы. В случае отзыва аккредитации у лаборатории, выдавшей документ, действие сертификата или декларации соответствия также может быть аннулировано.
- Корректное оформление разрешительной документации занимает больше времени в сравнении с устоявшейся ныне практикой. В связи с этим, получение разрешительной документации для импортной поставки необходимо планировать заранее. При этом, потратив больше времени один раз, вы можете быть уверены, что действие данной документации не будет аннулировано. Помимо этого, вы можете сами выбрать необходимый срок действия сертификата (до трех лет) или декларации соответствия (до пяти лет), а следовательно и частоту проведения инспекционных мероприятий.
- Финальным приятным бонусом корректного оформления разрешительной документации является тот факт, что данная документация не всегда дороже, а зачастую даже дешевле некорректного оформления.
"Финальным приятным бонусом корректного оформления разрешительной документации является тот факт, что данная документация не всегда дороже, а зачастую даже дешевле некорректного оформления."
привезти официально образец, это просто ад.
Вот как раз сейчас занимаемся ввозом фанеры из Финляндии для своего производства и попали в такую ситуацию, что у нас в стране аккредитованные лаборатории не имеют даже оборудования, чтобы произвести испытания!!! Это замкнутый круг.. Товар оплачен, так как разлетается как "горячие пирожки", а нам даже образцы некуда везти...
Ну а по факту, на данный момент, поиск в интернете и переговоры дают следующие по сертификации: 200р и можно образец не нести, хотите сэкономить 120р и будет сертификат с казахстанской лабораторией и органом по сертификации и тоже без образца, вполне себе действителен и официален.
Все как всегда...бабло решает......
Образец сертификатчики возвращают в первозданном виде.
С образцами и ГТД - те же яйца, только в профиль. Все ТО ЖЕ САМОЕ, только тупости больше (типа невозможности отобрать образец со склада покупателя, или необходимости получать новую ДС, если меняется юр. адрес. И времени и денег больше тратится.
Есть варианты, по которым можно регистрировать декларацию БЕЗ обязательной фиксации образца на таможне согласно ВСЕМ правила ТР ТС (Предоставлю все доказательные ссылки).
Свяжитесь со мной, чтобы я более точно смогла Вам пояснить этот вариант
Моя почта
e-mail скрыт