Участники внешнеэкономической деятельности бьют тревогу: говорят, что грузы тормозятся на границе из-за жесткой политики, проводимой Росаккредитацией в отношении сертификационных органов и лабораторий. Отзыв аккредитации означает автоматическое перенесение сертификатов и деклараций соответствия «в архив», таким образом, разрешительный документ утрачивает силу. Что делать импортеру, если он привез груз, и уже на российской таможне обнаружилось аннулирование разрешительного документа?
Прежде чем поставлять товар в Россию коммерческими партиями, импортер должен ввезти образцы, задекларировав их должным образом. Образцы отправляются в лабораторию, где проводят испытания, свидетельствующие о безопасности товара и соответствии техрегламентам ЕАЭС. На основании протокола испытаний орган по сертификации выдает разрешительный документ, прилагающийся к каждой последующей ДТ с этим товаром.
И если орган по сертификации лишается аккредитации, то высок риск того, что и разрешительные документы, выданные этим органом, прекращают свое действие. С марта этого года аннулируются все сертификаты соответствия и декларации о соответствии, выданные нарушившими закон органами сертификации за год. Уже перенесено в архив реестра около 4 тыс. сертификатов.
В «Коммерсанте» недавно вышла статья, в которой участники рынка рассказывают, будто бы по истечении 45 дней на таможне товар, помещенный под процедуру условного выпуска, реэкспортируется, если не был предоставлен новый разрешительный документ. Ну или задерживается таможней.
Однако это не совсем так. Если импортер, поместив товар под процедуру условного выпуска, «пошел» за новым разрешительным документом и не успел предоставить его в 45-дневный срок, товар никуда не испаряется, его не забирает таможня и не обращает в собственность государства. Обременение сохраняется. Поэтому вы можете предоставить разрешительный документ по истечении 45 дней, но уже с заведением дела об административном правонарушении и штрафом.
Да, продление условного выпуска в такой ситуации не предусмотрено, однако ничто не мешает импортеру при отказе в выпуске на основании недействительного разрешительного документа поместить товар на склад временного хранения (срок хранения – до 4 месяцев), ввезти за это время образцы, провести новые испытания и предоставить таможне требующийся документ.
Предложенные расклады – не лучшие варианты, поскольку несут за собой серьезные финансовые затраты. Но если в тот первый раз, когда вы завозили образцы, процедура получения разрешительного документа проводилась на совесть, то даже отзыв аккредитации у сертификационного органа вам не страшен.
В рамках дополнительной проверки таможенный орган вправе запросить документы, подтверждающие подлинность сертификата соответствия. Достаточно приложить протокол испытаний и декларацию на ввоз образцов, чтобы продемонстрировать чистоту процесса. Отмечу, что результаты испытаний действительны в течение трех лет. Таким образом, бояться проблем с сертификатами стоит только тем, кто получал их с нарушением процесса, без проведения испытаний и т.п.
Поэтому самый главный совет – проверять поставщиков услуг перед тем, как обращаться к ним. Даже если вы оформляете поставку через таможенного представителя и доверяете ему всю историю с получением разрешительных документов, перестрахуйтесь, поспрашивайте коллег по цеху, почитайте отзывы, форумы. Да, «чистые» документы будут дороже «рисованных». Но менять коней на переправе выйдет куда дороже, чем постелить соломку.
Практика закрытия псевдолабораторий и сомнительных сертификационных органов, безусловно, правильная. Другое дело, что для некоторых товаров сложно найти лабораторию, которая проводит испытания именно с этой продукцией. Даже аккредитованные лаборатории порой не имеют необходимого оборудования. Как раз такие «испытатели» сейчас и попали в осаду со стороны Росаккредитации.
А разве товар не арестовывают если документ разрешительный недействительный?
И СВХ примет товар " с улицы" если на него был условный выпуск?
Какие "новые" испытания? Несколько попыток дается что ли?
Еще раз прочитал и понял я - автор говорит об двух разных аспектах. А именно начал про аннулирование и перенесение в архив (тут он отождествил почему то). Потом в середине вставил про условный выпуск и почему то СВХ , новые испытания и какой то недействительный документ. А потом опять про то что было в начале.
В общем, середину надо не читать, тогда норм.
Единственно не понятно. вот это в конце - "то даже отзыв аккредитации у сертификационного органа вам не страшен."
А в начале "Отзыв аккредитации означает автоматическое перенесение сертификатов и деклараций соответствия «в архив», таким образом, разрешительный документ утрачивает силу"
https://www.kommersant.ru/doc/4118824
В ней говорится, что во время условного выпуска (при аннулированном РД) декларанты не успевают получить новый РД, что влечет за собой реэкспорт или даже утилизацию. Я говорю о том, что это страшилка и байка и описываю порядок действий в подобной ситуации.
Импортер завозит товар и подает ДТ.
Получает отказ в выпуске, под обязательство не выпускается, а размещает товар на СВХ и ввозит образцы и проводит "новые испытания".
Вопросы:
- зачем ему ввозить новые образцы, если они уже в наличии?
- откуда ему заранее знать что он не успеет за 45 дней получить сертфикат?
Далее пишется что это не лучший вариант и если в первый раз всё было нормально, то отзыв аккредитации у сертификационного органа не страшен.
"В рамках дополнительной проверки таможенный орган вправе запросить документы, подтверждающие подлинность сертификата соответствия" - что это за термин такой "дополнительная проверка"? и в какой момент она тут появилась?
А именно что предпринял декларант между отказом и подачей новой ДТ?
Вы пишите что предложили решение проблемы и какое конкретно?
"Проверять поставщиков услуг перед тем, как обращаться к ним" - это вообще совет универсальный, на все случаи жизни.
Его можно пропустить и не называть предложенным решением.
Знать о том, что не успеете в 45 дней, вы будете: скажет сертификационный орган. Т.к. он будет обращаться к техрегламентам, в которых прописаны сроки испытаний. Сроки могут быть 80 дней плюс выездная проверка на производство. Очевидно, что в 45 дней не уложиться.
Термин доппроверка проявляется в тот момент, когда у инспектора АИСТ подсвечивает данный разрешительный документ, сопровождаемый информацией о том, что у органа отозвана аккредитация. Если разрешительный документ еще действует, по приказу ФТС инспекторам разрешено запрашивать дополнительные документы, для подтверждения подлинности сертификата. Это декларация на ввоз образцов, протокол испытаний.
А что до совета проверять поставщиков. Если бы ему, такому простому и универсальному, следовали все, то всей этой ситуации по отзыву разрешительных документов и многомилионным простоям не возникало бы сейчас.
На все вопросы ответил или что-то еще осталось неясным?
"ввезти за это время образцы" - это оказывается уже взять из партии на СВХ
"подлинность сертификата" - то же понятие еще то, когда его только реквизиты указываются.
"выделить декларацию" - это вообще терра инкогнита
Ну ладно, не будем цепляться к каким то местным понятиям.
Итак, отказ в выпуске по причине недействительного сертификата.
Зачем то тут для усложнения понимания упоминается запрос документов при действительном сертификате.
Далее :
1. Запрашиваем орган по сертификации сколько он будет проводить испытания.
Тут надо уже пояснить что будем говорить только о сертификатах, потому что априори мы будем обращаться не за декларацией соответствия, потому что у нас уже упоминается выезд на производство и обязательное обращение в орган по сертификации, т.е. сами регистрировать не будем напрямую. Соответственно "декларации соответствия" надо со статьи убрать или по другому для них алгоритм расписать, или с оговорками.
Орган гарантирует до 45 дней - тогда что?
Не гарантирует - понятно, идём дальше.
2. Берем образцы с СВХ.
Вопрос - они уже с маркировкой ЕАС же? И понятно, с большой долей вероятности или был досмотр ранее или будет наблюдение при взятии. Как решается эта проблема?
3. Далее испытываем их, потом выпуск. Здесь понятно всё.
Единственно вопрос опять откуда у нас появилась надлежащая маркировка когда товар был под таможенным контролем на СВХ и не будет ли это проблемой?
Тут для усложнения понимания зачем то упоминается, что если у нас были сразу нормальные испытания, то бояться не надо и ничего не говорится про что делать если были "нормальные" испытания.
Что делать в этом случае?
И так понял что единственное решение проблемы всё таки проверять поставщиков, для этого предлагается : обращаться к таможенному представителю (согласен) и перестраховываться, а именно: поспрашивать коллег по цеху, почитать отзывы, форумы.
Насчет коллег, это наперебой они начнут прямо конкурентам рассказывать и в договорах о ком. тайне у них ничего не написано.
Отзывам на сайтах вообще верить нельзя, их сами и рисуют и даже не прикрываются особо.
Ну форумы тоже самое, тут зерно есть - но лабораторий и центров много пока, а желающих поделится не очень.
Итого, совет по решению проблемы - из разряда того что ребенку мама говорит когда отправляет его в школу и объясняет что надо осторожно пирожки покупать. И на экспертный уровень не тянет.
Может другие какие то есть?
За сим откланиваюсь.