Стенограмма выступления Т. Н. Зыблевой на круглом столе «Маркировка начинает и выигрывает», прошедшего в рамках Международного таможенного форума 24 октября 2019 г.
«Коротко остановлюсь на тех вопросах, которые мы планируем обсудить на нашем круглом столе. Как вы знаете, у нас принята концепция по созданию системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости товаров. Она подразумевает два подхода для создания такой системы прослеживаемости товаров.
Первый подход – это прослеживаемость, основанная на физической маркировке товаров идентификационными знаками. Второй подход – это документальный подход. Эти два проекта будут освещены на нашем круглом столе.
Касательно физической маркировки товаров, у нас действует Соглашение «О маркировке товаров средствами идентификации товаров». Также у нас определен федеральный орган исполнительной власти, который координирует эти вопросы. В России – это Минпромторг. Определен оператор системы маркировки товаров - это «Оператор-ЦРПТ».
В России проводятся порядка 15 экспериментов в различных категориях товаров. Можно сказать, они продвинулись в различной степени с точки зрения информационного обмена с маркировкой товара относительно ФТС России и системой маркировки товара. Например, меха. Как вы знаете, этот пилотный проект был реализован уже давно. Сейчас он активно практикуется, и, соответственно, у нас налажен информационный обмен. Есть шероховатости, но мы пытаемся их устранить оперативным путем.
По другим экспериментам мы пока не можем похвастаться какими-то результатами, потому что не внесены соответствующие изменения в нормативную правовую базу. Совместно с Минпромторгом и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовлены изменения в Решение № 257 с тем, чтобы указывать средства идентификации в декларации на товары. Предполагается, что это Решение вступит в силу в феврале 2020 года. Со своей стороны ФТС планирует непосредственно начать эксперимент, доработав свои программные средства к концу четвертого квартала 2019 г. Мы надеемся, что начнем с «Оператор-ЦРПТ» тестировать информационный обмен в рамках этих категорий товаров.
Что касается документального типа прослеживаемости, то надо сказать, что здесь используется другой подход, хотя цель, конечно же, одна – это борьба с незаконным оборотом товаров и повышение фискальной составляющей при осуществлении контрольно-надзорных функций. Преимущества документального подхода можно перечислить на пальцах:
- Использование существующих уже бизнес-процессов, в том числе бизнес-процессов взаимодействия налоговых и таможенных органов с бизнесом в части предоставления информации.
- Не требуется физической маркировки, не требуется закупка оборудования, не требуются изменения логистических схем.
Этот проект ведется под руководством Минфина России, совместно с Федеральной налоговой службой. Федеральная налоговая служба определена у нас как оператор информационной системы. Многие знают, что у нас проводятся эксперименты по прослеживаемости товаров. Мы уже приступили с налоговой службой, мы доработали программные средства, начали их тестирование и обмен. В этом эксперименте у нас участвуют 24 организации. Мы загрузили и получили от налоговой службы сведения, загрузили свои информационные системы, отранжировали цепочки. Надеемся, что к концу года мы выйдем на более промышленную эксплуатацию наших программных средств с тем, чтобы обмен осуществлялся без сбоя, а мы получали актуальную и достоверную информацию о цепочках движения товаров.
Данный проект реализуется в рамках Соглашения «О механизме прослеживаемости», которое подписано в Нур-Султане в этом году. Это Соглашение сейчас находится на ратификации. Думаем, что в течение одного-двух месяцев оно будет ратифицировано со стороны Российской Федерации.
Основные вопросы и подходы в своем выступлении я обозначила. Более подробно раскроют их мои коллеги со стороны ЕЭК. Более подробно расскажут о подходах, которые заложены в Соглашении «О механизме прослеживаемости», представители Федеральной налоговой службы, с которой мы активно контактируем».
Анна Орлова, руководитель рабочей группы по маркировке и прослеживаемости товаров Ассоциации компаний розничной торговли: «Как планируется интеграция этих систем? Как они будут взаимодействовать вместе? Или же система прослеживаемости и система маркировки являются абсолютно разными системами, интеграция которых не планируется, так как, как Вы сказали, по какому-то функционалу они дублируют друг друга».
Т. Н. Зыблева: «Возможно, как функционал, как система прослеживаемости, как нацеленные они дублируют в части достижения цели. Развиваются они параллельно. Когда мы определяли перечень товаров, которые будут попадать под прослеживаемость, попадали товары, по которым в последствии было принято решение о маркировке. Соответственно, с тем, чтобы не перенагружать налогоплательщика двумя требования, мы учли и исключили эти товары из документальной прослеживаемости. Пока мы не контактируем с точки зрения интеграции, но, думаю, что за этим будущее. Они не дублируют друг друга по сути процесса. Мы недавно встречались с представителями Федеральной налоговой службы и решили подготовить предложение в Минфин России с тем, чтобы закрепить подходы о том, какие товары будут подвергаться документальной прослеживаемости, а какие физической маркировке. Мы напишем соответствующее предложение со своей стороны. Как со стороны ФТС, так и со стороны Федеральной налоговой службы».
Продолжение темы будет раскрыто в следующих докладах, следите за новостями на сайте www.alta.ru.