Стенограмма выступления начальника отдела завершающих таможенных режимов и переработки Федеральной таможенной службы Александра Александровича Ступникова в ходе онлайн дискуссии по вопросам уполномоченных экономических операторов, организованной Media Business Solutions и Оргкомитетом Форума УЭО, 24 апреля 2020 г.
«В целом у нас сейчас 130 уполномоченных экономических операторов, еще порядка 30 заявлений находится на проверке, очень надеюсь, что подавляющее большинство этих заявлений будет рассмотрено положительно, и в итоге мы получим порядка 150 – 160 уполномоченных экономических операторов где-то в ближайшие несколько месяцев.
Куда сейчас институт движется, какие приоритетные задачи на текущий момент. В первую очередь это, пожалуй, наиболее амбициозная задача, сравнимая с полетом в космос, это взаимное признание статуса уполномоченного экономического оператора иностранными государствами. Такое взаимное признание, как вы может быть слышали, в настоящий момент прорабатывается с Китаем, Южной Кореей и Турцией. В первую очередь, работа была начата давно с Китаем и Кореей, с Турцией только первые шаги. В результате этого взаимного признания создаются безопасные цепочки поставок и к товарам, которые поставляются в рамках этих безопасных цепочек между операторами, в рамках признания, предоставляются наиболее благоприятные условия, которые только могут предоставляться при проведении таможенного контроля.
В настоящее время мы с Китаем находимся в стадии согласования двустороннего протокола между Федеральной таможенной службой и Главным таможенным управлением КНР. Как только этот Протокол будет согласован, можно будет уже говорить о его содержании более подробно.
Что из себя представляет взаимное признание? Взаимное признание это, пожалуй, такой концепт. Каждое из государств, которое его реализует, наполняет его своим конкретным содержанием. В случае с Россией и Китаем, мы предполагаем, что Российская Федерация представляет для взаимного признания уполномоченных экономических операторов третьего типа, соответственно, Китайская народная республика представляет для признания свои организации (у них институт называется не уполномоченные экономические операторы, а что-то вроде доверенные организации) наивысшего уровня доверия. У них также три типа таких организаций. Вот организации наивысшего уровня доверия будут участвовать во взаимном признании.
Взаимное признание предполагает, что, если поставка товара между организациями, которые участвуют в этом взаимном признании, то к такой поставке применяется минимальный уровень контроля. То есть мы можем предполагать, на сколько это будет согласовано с китайской стороной, поскольку все упрощения должны предоставляться взаимно. Соответственно, если китайская сторона будет готова предоставить такие упрощения российским операторам, точнее поставкам, которые осуществляют российские операторы, то и мы предоставляем такие же упрощения поставкам, отправляемым из Китая.
В мировой практике какие могут быть упрощения. Это, безусловно, максимальная доля автовыпуска. Минимальная доля досмотров, которые проводятся непосредственно на складе получателя. Досмотры, которые проводятся на складе получателя, заменяются в максимально возможной степени, когда это необходимо, такие досмотры заменяются досмотрами на ИДК. И то, такие досмотры на ИДК проводятся в гораздо меньшей степени, чем в отношении обычных поставок. То есть, если говорить простым языком, такие поставки не то, что относятся к низкому уровню риска, они к наиболее низкому уровню риска относятся, т.е. уровень риска этих поставок ниже, чем для организаций низкого уровня риска, как бы это странно не звучало.
В настоящее время мы согласовываем с Китаем условия такого взаимного признания, то есть перечень социальных упрощений и информационный обмен – как он будет осуществляться, в какие сроки, каким образом. После того, как мы согласуем эти элементы, можно будет говорить открыто о содержании этого Протокола. Пока это только предварительно это я вам озвучил, что может быть и что в мировой практике происходит по этому направлению.
В мировом опыте взаимное признание является не только стимулом и упрощением для импортных поставок, потому что как вы можете видеть в Российской Федерации и в ЕАЭС оператор в наибольшей степени ориентирован на импорт. Но и взаимное признание – это еще очень большой, очень сильный стимул для экспорта. Казалось бы, каким образом взаимное признание может повлиять на экспорт?
Из опыта общения с европейскими коллегами, мы можем судить о том, что организации, именно зарубежные уполномоченные экономические операторы, выбирая от кого поставлять товар, в частности, выбирая российскую организацию, они отдают предпочтение уполномоченным экономическим операторам, которые участвуют во взаимном признании, поскольку, поставляя товар от этой организации, они могут быть уверены, что они в меньшей степени будут взаимодействовать со своей таможней. Соответственно, они в меньшей степени будут нести какие-то издержки. Это экономия и сил, и времени, и денег. Поэтому, поставляя товар от оператора в рамках взаимного признания, организации могут быть уверены, что в контейнере, который поставляется операторами, не будет посторонних вложений, будет именно тот товар, который заявлен в товаросопроводительных документах, соответственно, вероятность нарушения законодательства стремится к нулю. Также организации могут быть уверены, что уполномоченный экономический оператор другой стороны внезапно не растворится, он финансово устойчив, это не фирма – однодневка. Поэтому, безусловно, выбирая контрагентов, среди множества других организаций, отдается предпочтение уполномоченному экономическому оператору. Вот это и есть стимул для российского экспорта.
Что касается импорта, я уже озвучил. Это минимальный уровень риска, минимально возможный уровень риска, первоочередной порядок совершения таможенных операций, он у нас и так реализуется, но, возможно, мы будем каким-то образом дорабатывать программные средства, для того, чтобы в рамках взаимного признания была какая-то отдельная очередь, но это уже вопрос следующий, после того, как будет согласован текст Протокола и конкретные упрощения.
Что касается переработки. В настоящее время мы изучаем возможность для уполномоченных экономических операторов упрощение идентификации. Поскольку уполномоченные экономические операторы предоставляют доступ к своей системе учета и один из способов идентификации товаров при переработке – это как раз идентификация по системе учета. Поэтому мы как раз прорабатываем возможность проведения эксперимента, так что в этом году такой эксперимент мы начнем по идентификации товаров при переработке на таможенной территории. Пока это только проект, пока это только концепт, но в ближайшие месяц – два этот концепт будет положен в проект приказа и вот тогда уже можно будет детально обсуждать».