В 2018 году вступает в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза.
Новый Таможенный кодекс включает в себя 60 глав, которые объединены в 9 разделов. В отличие от кодекса Таможенного союза он не делится на общую и специальную части. В плане дальнейшего развития ЕАЭС кодекс играет «централизаторскую» роль, передавая значительную часть полномочий по таможенному регулированию с национального на союзный уровень. Количество вопросов, которые в сфере таможенного регулирования будет решать Евразийская экономическая комиссия, по сравнению с прежним кодексом увеличивается с 30 до 60.
Подготовка ТК ЕАЭС носила комплексный характер. В ходе его разработки были закреплены такие направления совершенствования таможенного регулирования, как приоритет таможенного декларирования в электронной форме, использование механизма «единого окна», проведена работа по унификации таможенного законодательства.
Большое внимание уделено нормативной регламентации применения информационных технологий и расширения практики использования документов в электронной форме.
В ТК ЕАЭС включены нормы, устанавливающие отсутствие необходимости повторного представления ранее представленных документов и сведений (реализация принципа «единого окна»). Документы, необходимые для совершения таможенных операций, могут не представляться таможенному органу, если сведения о таких документах и (или) сведения из них могут быть получены таможенными органами из информационных систем, используемых таможенными органами, либо из информационных систем государственных органов (организаций) в рамках информационного взаимодействия.
Основополагающим элементом для реализации принципа «единого окна» является система межведомственного электронного взаимодействия российских органов государственной власти, являющаяся сегментом интегрированной информационной системы внешней и внутренней торговли Евразийского экономического союза.
Без полномасштабной реализации межведомственного взаимодействия было бы невозможно обеспечить автоматизированный доступ таможенных органов к документам, содержащимся в базах данных федеральных органов исполнительной власти. Отметим, что в настоящее время ФТС России уже наладила взаимодействие с 18 государственными органами.
Ключевое значение имеет включение в ТК ЕАЭС норм, реализующих возможность автоматической регистрации декларации на товары и автоматического принятия решения о выпуске товаров информационной системой без участия должностного лица таможенного органа.
Важной новеллой является оптимизация предварительного информирования таможенных органов о товарах, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза. Унифицированы структура и порядок представления предварительной информации, установлена возможность представления такой информации в виде электронного документа, который сможет использоваться в качестве транзитной декларации и декларации на транспортное средство.
Создана юридическая основа для расширения международного взаимодействия таможенных органов, реализуемого в настоящее время в рамках проектов «Зеленый коридор» и «Упрощенный таможенный коридор». Новый таможенный кодекс позволит осуществлять взаимодействие не только с таможенными службами иных государств, но и с иными иностранными государственными органами, а также с международными организациями.
Ряд упрощений предусмотрен в ТК ЕАЭС для товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях и перемещаемых физическими лицами для личного пользования. ТК ЕАЭС допускает использование в качестве пассажирской декларации иных документов, что позволит возложить на экспресс-перевозчиков обязанность по декларированию товаров, приобретаемых физическими лицами в интернет-магазинах.
Одним из основных концептуальных изменений является возможность использования авансовых платежей для уплаты всех видов платежей (таможенных сборов, налогов, вывозных пошлин, ввозных таможенных пошлин, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин). Данная норма призвана существенно упростить администрирование денежных средств плательщиков, сократить количество электронных документов, подлежащих обработке при ведении учета денежных средств.
В настоящее время значительная часть новелл ТК ЕАЭС уже отработана российскими таможенными органами в рамках проводимых ФТС России экспериментов и «пилотных» проектов.
В частности, с 2014 года Минераловодская таможня перешла на 100% декларирование товаров в электронном виде. Продолжается активное внедрение таких передовых технологий, как удаленный выпуск товаров, обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом, декларирование товаров по таможенной процедуре электронного транзита в электронной форме, автоматическая регистрация и автоматический выпуск деклараций на товары.
На сегодняшний день продолжается усовершенствование правовой базы и информационно-программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, что в дальнейшем позволит в полном объеме реализовать запланированные мероприятия для перехода таможенных органов на стабильные условия работы после введения в действие ТК ЕАЭС.