С 1 октября 2014 года предварительное информирование о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом, станет обязательным. Более подробно о нововведении мы попросили рассказать временно исполняющую обязанности начальника таможенного поста ЖДПП Посинь Светлану Юрьевну Иванову:
– Технология предварительного информирования является одной из передовых технологий совершения таможенных операций с товарами и транспортными средствами при их прибытии на таможенную территорию Таможенного союза. Она заключается в представлении таможенным органам до фактического прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию Таможенного союза сведений об этих товарах и транспортных средствах в электронной форме.
Наличие в информационной системе таможенных органов заблаговременно предоставленной полной и достоверной предварительной информации является основой для ее использования при формировании сведений в электронном виде для целей таможенного контроля.
– Светлана Юрьевна, расскажите, в чем преимущества предварительного информирования?
– Его преимуществом является сокращение времени нахождения товаров и транспортных средств в пункте пропуска. Использование предварительной информации при регистрации прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза позволяет значительно ускорить таможенные процессы, тем самым минимизируя временные и материальные затраты участников ВЭД.
– Данная технология уже применяется в работе?
– В настоящее время при совершении таможенных операций Себежская таможня, и в частности таможенный пост ЖДПП Посинь, активно использует технологию предварительного информирования таможенных органов о товарах и транспортных средствах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза. Получение и регистрация предварительной информации осуществляется с использованием КПС «ЖДПП», входящего в состав автоматизированной системы таможенного оформления и таможенного контроля в пограничных пунктах пропуска (АС «ПП»). Предварительная информация представляется на таможенный пост ЖДПП Посинь как на груженные, так и на порожние поезда с использованием уникального таможенного идентификатора, полученного и распечатанного заинтересованным лицом в виде шрих-кода.
– Как происходит взаимодействие сторон при предоставлении предварительной информации?
– Основным лицом, подающим предварительную информацию на товары, перемещаемые железнодорожным транспортом, является ООО «ТБЦ» – представитель перевозчика ОАО «РЖД». В состав предварительной информации, формируемой ООО «ТБЦ», входит передаточная ведомость на весь состав транспортных средств. Должностными лицами таможенного поста представленная предварительная информация используется как для регистрации сообщения о прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации в КПС «ЖДПП», так и для оформления транзитных деклараций в КПС «Транзитные операции».
– Расскажите поподробнее, на каком основании применение данной технологии становится обязательным, и что прописано в данном документе.
– Она вводится в соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17 сентября 2013 года № 196 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом».
Согласно данному Решению уполномоченные экономические операторы, таможенные представители, экспедиторы, лица, имеющие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, или иные заинтересованные лица представляют сведения о товарах, необходимые для осуществления предварительного информирования, перевозчику государства-члена Таможенного союза, на территории которого расположено место перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза, не менее чем за 4 часа до прибытия товаров.
Перевозчик осуществляет прием указанных сведений от данных лиц и их консолидацию. Перевозчик, в том числе таможенный перевозчик, осуществляющий ввоз товаров железнодорожным транспортом на единую таможенную территорию Таможенного союза, обязан представить в таможенный орган предварительную информацию не менее чем за 2 часа до их перемещения через таможенную границу Таможенного союза.
В данном Решении также указан перечень сведений, подлежащих предоставлению в предварительной информации, в случае помещения под таможенную процедуру таможенного транзита, а также перечень сведений в случае, если товары не предполагаются к помещению под таможенную процедуру таможенного транзита.
В случае если товары предполагаются к помещению под таможенную процедуру таможенного транзита в месте прибытия, предварительная информация представляется в объёме транзитной декларации, т.е. должна содержать сведения согласно статье 182 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), в остальных случаях – сведения предоставляются согласно статье 159 ТК ТС.
В случае помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита в месте прибытия, при условии отсутствия расхождения между предварительной информацией и сведениями, содержащимися в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, предварительная информация используется в качестве электронной копии транзитной декларации.
– Что происходит, если в таможенный орган поступает не качественная предварительная информация?
– Если предварительная информация представлена не в полном объеме, а также ее структура и формат не соответствует определенным техническим требованиям, лицу, представившему предварительную информацию, направляется электронное сообщение о непринятии предварительной информации к рассмотрению с указанием причин. Предварительная информация в этом случае считается непредставленной.
– И какие это влечет последствия?
– Партия товара, в отношении которой предварительная информация не представлена таможенному органу государства-члена Таможенного союза в объеме и сроки, определенные настоящим Решением, относится к области риска.
Таможенные органы принимают меры по минимизации такого риска в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза. Применение мер по минимизации риска может привести к увеличению времени нахождения товаров в пункте пропуска в связи с необходимостью проведения отцепок от состава поезда. Поэтому все лица, в особенности перевозчик, должны быть заинтересованы в представлении в 100% объёме, и в установленные сроки предварительной информации.
– Как Себежская таможня готовится к нововведению?
– В настоящее время на таможенном посту ЖДПП Посинь объём предварительной информации в среднем составляет только 83,5% товарных партий, перемещаемых железнодорожным транспортом. Но есть положительная динамика.
В рамках подготовки к введению с 01.10.2014 обязательного предварительного информирования в отношении товаров и транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом, таможенным постом ЖДПП Посинь разработан план мероприятий, согласно которому организовано информирование участников внешнеэкономической деятельности о нововведении, проведен ряд рабочих встреч должностных лиц таможенного поста ЖДПП Посинь, представителей ОАО «РЖД» на станции Себеж по обсуждению вопросов, связанных с применением Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.09.2013 № 196.
Таможней отрабатывается всеобъемлющий круг вопросов организационного, нормативно-правового, информационного, технического характера. В данном направлении таможня активно взаимодействует с Северо-Западным таможенным управлением, с территориальными подразделениями ОАО «РЖД».
– Светлана Юрьевна, как Вы пояснили, таможня находится в активной фазе подготовки к введению стопроцентного предварительного информирования. Но данный процесс подразумевает не только односторонние усилия?
– Несомненно, готовиться должны все заинтересованные стороны: и таможня, и ОАО «РЖД», и участники ВЭД, и декларанты, и экспедиторы.
Нужно четкое взаимодействие. Таможня делает все максимально возможное и готова к введению предварительного информирования. Нужно чтобы и перевозчик был готов. Понятно, что главная задача у ОАО «РЖД» – организовать движение поездов без простоев. Мы прекрасно понимаем, что с этим нововведением сложно справиться в одиночку. Заинтересованы должны быть все, для того, чтобы минимизировать потери.
С учётом того, что до введения обязательного предварительного информирования осталось два месяца, необходимо всем заинтересованным лицам приложить максимум усилий по увеличению объёма представляемой предварительной информации, а также принять меры организационного и технического характера, позволяющие представлять предварительную информацию в объёме сведений для оформления транзитных деклараций.
Пресс-служба Себежской таможни