Открывая совещание, начальник Межрегиональной инспекции ФНС России по СЗФО Владимир Васильев отметил большое значение взаимодействия налоговых и таможенных органов для повышения эффективности налогового контроля участников внешнеэкономической деятельности.
По словам начальника Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров Федеральной таможенной службы Валерия Селезнева, таможенные и налоговые органы выработали положительный опыт работы по многим совместным направлениям деятельности: от обмена информацией до проведения проверочных мероприятий. Валерий Иванович выразил уверенность, что имеющиеся у двух смежных ведомств ресурсы позволят достигнуть максимального эффекта и выполнить все задачи, которые сегодня поставлены перед ФТС России и ФНС России.
Должное выполнение установленных Министерством финансов Российской Федерации задач невозможно без постоянного совершенствования процессов администрирования таможенных платежей и внутренних налогов, а также подходов по организации контроля за правильностью их исчисления и уплаты. Как подчеркнул начальник СЗТУ Александр Гетман, взаимовыгодное взаимодействие таможенных и налоговых органов является существенным резервом для интенсификации работы двух ведомств в этом направлении.
На повестку дня был вынесен широкий круг вопросов. Об итогах совместной работы по взаимодействию налоговых и таможенных органов Северо-Западного федерального округа за I полугодие 2017 года рассказали заместитель начальника службы таможенного контроля после выпуска товаров СЗТУ Светлана Андреева и заместитель начальника Межрегиональной инспекции ФНС России по СЗФО Владимир Пустошный.
Озвученные результаты свидетельствуют о росте эффективности деятельности таможен Северо-Западного региона по мобилизации доходов федерального бюджета.
За 6 месяцев 2017 года подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров СЗТУ было проведено 416 таможенных проверок, в том числе 111 во взаимодействии с налоговыми органами. В рамках межведомственной работы таможенными органами доначислено таможенных платежей и пеней, наложено штрафных санкций в общей сумме 800 миллионов рублей, из них взыскано в федеральный бюджет 550 миллионов рублей, возбуждено 155 дел об административных правонарушениях и 28 уголовных дел. Для сравнения: в тот же период 2016 года было взыскано 118 миллионов рублей.
Как было отмечено на совещании, рост эффективности проводимых проверочных мероприятий достигался таможенными органами за счёт использования функциональных возможностей и методик, применяемых налоговыми органами в контрольной работе.
Как представители таможенных, так и представители налоговых органов подчеркнули, что важную роль в результативности проведения скоординированных контрольных мероприятий в отношении лиц, осуществляющих деятельность в приоритетных отраслях риска совершения таможенных и налоговых правонарушений, сыграли решения, принятые на предыдущих заседаниях Координационного совета.
Так, на совещании были приведены примеры результативных мероприятий. Балтийской таможней во взаимодействии с Межрайонной инспекцией ФНС России № 8 по Ленинградской области было проведено скоординированное контрольное мероприятие в отношении ООО, в результате которого было установлено недостоверное заявление сведений о таможенной стоимости товаров («отходы и лом черных металлов…»), помещенных под таможенную процедуру экспорта, путем не включения в неё экспортной таможенной пошлины, оплачиваемой покупателем. По итогам таможенной проверки Балтийской таможней было доначислено 65 миллионов рублей, возбуждено 9 дел об административных правонарушениях и 2 уголовных дела.
Другой пример. Архангельской таможней в рамках совместного с налоговыми органами контроля за хозяйственными операциями с морскими судами была выявлена схема уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей путём занижения стоимости морских судов при их временном ввозе на территорию ЕАЭС. В качестве документов, на основании которых проверяемое лицо выступало судовладельцем морских судов, таможенному органу были представлены договоры бербоут-чартера с правом последующего выкупа судов, заключенные с кипрской компанией, которая была создана фактическими учредителями декларанта и полностью контролировалась ими. Было выявлено, что управление банковскими счетами иностранной компании осуществляется декларантом, и все сделки и контракты заключаются по указанию его руководства.
В результате совместных проверочных мероприятий было установлено, что морские суда были приобретены кипрской компанией за месяц до их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС по цене, значительно выше стоимости, оговоренной в бербоут-чартерах. Декларантом преднамеренно использовалась подконтрольная офшорная компания в целях занижения реальной стоимости приобретения судов. Кроме того в отношении морских судов до их ввоза на территорию ЕАЭС были произведены ремонтные работы в Турции, сведения о которых не были заявлены таможенному органу.
По итогам скоординированного контрольного мероприятия сумма доначисленных и взысканных таможенных платежей и пеней составила 6,5 миллионов рублей. Налоговый орган доначислил 58 миллионов рублей.
По фактам уклонения от уплаты таможенных платежей в отношении проверяемого лица было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 194 Уголовного кодекса Российской Федерации. В связи с возмещением причиненного ущерба в двойном размере уголовное дело было прекращено.
На заседании совета также была подробно рассмотрена работа таможенных органов по выявлению лиц, несущих солидарную обязанность по уплате таможенных платежей, участвующих в незаконном перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС.
В качестве примера до сведения участников совещания была доведена раскрытая схема правонарушения.
В рамках совместного контроля за ввозом и реализацией дорогостоящего импортного оборудования было установлено, что на территории одного из петербургских предприятий находится незаконно ввезённый металлообрабатывающий центр.
Санкт-Петербургской таможней была проведена таможенная проверка в отношении декларанта, по результатам которой было выявлено заявление недостоверных сведений о таможенной стоимости товара путём подмены коммерческих и транспортных документов.
В адрес декларанта было выставлено требование об уплате таможенных платежей и пеней на общую сумму 8 миллионов рублей, вместе с тем задолженность не была погашена в связи с фактическим прекращением деятельности декларанта и отсутствием у него денежных средств.
Взыскать недоимку с организатора схемы незаконного перемещения оборудования через таможенную границу ЕАЭС не представилось возможным в связи с ликвидацией юридического лица.
При этом в результате проведённых мероприятий была установлена организация - участник схемы незаконного ввоза товара, в отношении которой было проведено скоординированное контрольное мероприятие.
Специалисты таможенного органа провели комплекс мероприятий таможенного контроля и оперативно-розыскной деятельности, используя опыт налоговых органов по выявлению взаимосвязей между хозяйствующими субъектами.
Налоговый орган предоставил сведения о доходах физических лиц, анализ которых показал, что ряд лиц являлись одновременно работниками как проверяемого лица, так и компании организатора схемы.
Установленные факты дополнили доказательственную базу о том, что проверяемое лицо участвовало в незаконном перемещении оборудования через таможенную границу и знало о незаконности его ввоза.
В результате проведенных скоординированных контрольных мероприятий организация - участник схемы была привлечена к солидарной ответственности, и образовавшаяся ранее задолженность в сумме 8 миллионов рублей была взыскана в федеральный бюджет.
Помимо подведения итогов совместной работы на прошедшем заседании совета были обозначены новые направления взаимодействия таможенных и налоговых служб.
Одно из таких предложений связано с организацией совместной борьбы по недопущению обращения на внутреннем рынке контрафактной продукции.
Как известно, 24 августа 2017 года Президент Российской Федерации призвал обратить особое внимание на эту проблему, которая подрывает здоровую конкуренцию, заставляет предпринимателей минимизировать уплату налогов в бюджет, а также несет явную угрозу здоровью потребителей.
Начальник СЗТУ Александр Гетман отметил, что совместная работа по выявлению в обороте сомнительной продукции для принятия таможенными органами соответствующих мер будет содействовать росту экономики в секторе легкой промышленности и должна привести к увеличению налоговых поступлений.
В продолжение темы с докладом о возможных путях взаимодействия при осуществлении контроля за оборотом товаров, обладающих признаками контрафактности, выступил начальник отдела таможенного контроля после выпуска товаров Архангельской таможни Дмитрий Лоховинин.
Актуальной как для таможенных, так и налоговых органов теме реализации функций органов валютного контроля посвятила свой доклад начальник отдела валютного контроля службы федеральных таможенных доходов СЗТУ Светлана Борисова.
Начальник контрольного отдела №3 УФНС России по Санкт-Петербургу Наталья Тугова в своем выступлении подробно остановилась на вопросах планирования и проведения скоординированных контрольных мероприятий в отношении не являющихся участниками ВЭД организаций – покупателей импортных товаров через цепочку сомнительных контрагентов.
Подводя итоги заседания Координационного совета, участники встречи пришли к выводу, что совершенствование порядка межведомственного взаимодействия таможенных и налоговых органов продолжается достаточно длительное время и на деятельности обоих ведомств отражается позитивно, что отражается на качестве и результативности скоординированных мероприятий. Представители служб выразили надежду, что и последующие заседания совета принесут верные решения для принятия эффективных мер.