Начальник отдела по внедрению перспективных таможенных технологий службы организации таможенного контроля СЗТУ Станислав Шкленский: «Технология авторегистрации электронных транзитных деклараций позволяет обеспечить декларантам максимально прозрачный процесс декларирования с точки зрения единообразного понимания требований и условий таможенного декларирования, а также создать условия для ускорения выпуска товаров за счет автоматизации стандартных операций, совершаемых должностными лицами таможенных органов».
В пилотную зону эксперимента включены следующие таможенные органы Северо-Западного таможенного управления: таможенные посты МАПП Светогорск и ЖДПП Бусловская Выборгской таможни, ЖДПП Скангали Псковской таможни, ЖДПП Ивангород Кингисеппской таможни, отдел таможенного оформления и таможенного контроля №2 таможенного поста МАПП Вяртсиля Карельской таможни.
В настоящее время на первом этапе проведения эксперимента в автоматическом режиме могут быть зарегистрированы ЭТД, которые поданы на товары, перевозимые железнодорожным транспортом, а также автомобильным транспортом, если товар декларирует таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор.
Для прохождения автоматической регистрации ЭТД декларанту необходимо обеспечить полноту, корректность и идентичность сведений, заявляемых как в самой ЭТД, так и иных формализованных документах, представляемых с ЭТД. В ЭТД должна быть заполнена информация об ИНН декларанта (принципала), данные российского перевозчика, а в 44 графе ЭТД – сведения об идентификаторах документов, размещенных в электронном архиве документов декларанта.
Проведенный СЗТУ анализ показывает, что к основным ошибкам, послужившим препятствием для автоматической регистрации ЭТД, относятся: неразмещение документов, указанных в 44 графе ЭТД в электронном архиве декларанта (ЭАДД) и невнесение в ЭТД идентификатора документа в ЭАДД, несоблюдение порядка заполнения транзитной декларации, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. №289, в частности, некорректное указание в графах 6 и 31 ЭТД сведений о количестве/типе грузовых мест, в том числе при перевозке грузов насыпом, наливом, навалом, некорректное внесение сведений о транспортных средствах (графа 18 ЭТД) и невнесение сведений о коде валюты (графы 22 и 42 ЭТД).
Также к ошибкам относятся: использование при заполнении ЭТД неактуальных справочников нормативно-справочной информации (например, классификатора стран мира), указание в 44 и 50 графах ЭТД документов, срок действия которых истек на момент подачи ТД, невнесение (некорректное внесение) в ЭТД в отношении российских лиц (отправителя, получателя, перевозчика, декларанта (принципала)) сведений о реквизитах лица (ИНН, КПП, ОГРН) либо незаполнение одного из них и неполное (некорректное) внесение в ЭТД сведений о реквизитах (ИНН, КПП, ОГРН) таможенного представителя.
– Автоматическая регистрация ЭТД – это перспективная технология, – отмечает Станислав Шкленский. – Она направлена на расширение возможностей электронного документооборота и активное применение практики онлайн-решений.
Одной из основных задач, стоящих перед таможенными органами, является дальнейшее активное вовлечение новых участников рынка в проведение эксперимента, а также повышение доли авторегистрации ЭТД во всех таможенных органах.