;
Не действует
История статусов
Окончание срока действия с 17.07.2002 |
04.10.2001 Конституционным Судом Российской Федерации вынесено определение N 181-О по жалобе гражданина Аржаных Геннадия Алексеевича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 247 Таможенного кодекса Российской Федерации (опубликовано в "Российской газете" от 25.10.2001 N 208).
Конституционным Судом Российской Федерации указано, что взыскания, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 242 Таможенного кодекса Российской Федерации, могут быть наложены на физических лиц за оконченное правонарушение - не позднее двух месяцев с момента его совершения, а при длящемся правонарушении - не позднее двух месяцев со дня его обнаружения.
В письме ГТК России от 24.05.2001 N 01-06/20493 "О Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001", руководствуясь статьей 87 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", таможенным органам разъяснялось, что независимо от категории привлекаемых к ответственности лиц (физические, юридические лица, индивидуальные предприниматели) по не длящимся правонарушениям наложение взысканий, предусмотренных пунктами 1 - 3 статьи 242 Таможенного кодекса Российской Федерации, возможно лишь в случае, если с момента совершения данных правонарушений не истек трехлетний срок.
В связи с принятием Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.10.2001 N 181-О:
- при привлечении к ответственности физических лиц таможенным органам необходимо руководствоваться этим решением Конституционного Суда Российской Федерации;
- учитывая положения части 2 статьи 87 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" о том, что признание акта либо его отдельных положений неконституционными является основанием для отмены в установленном порядке положений других актов, воспроизводящих его или содержащих такие же положения, полагаем необходимым таможенным органам в практической деятельности дифференцировать исчисление сроков привлечения к ответственности по длящимся и не длящимся правонарушениям в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом наложение на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взысканий, предусмотренных пунктами 1 - 3 статьи 242 Таможенного кодекса Российской Федерации, возможно, если со дня совершения не длящегося правонарушения или со дня обнаружения длящегося правонарушения не истек шестимесячный срок;
- таможенным органам применять абзацы второй, третий и четвертый пункта 1, абзац четвертый пункта 5, абзац второй пункта 6 и первые абзацы пунктов 7, 8 раздела второго приложения 2 к письму ГТК России от 24.05.2001 N 01-06/20493 "О Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001" в части, не противоречащей положениям Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.10.2001 N 181-О, и с учетом настоящих разъяснений.
При применении нормы права, установленной частью третьей статьи 247 Таможенного кодекса Российской Федерации, таможенным органам следует учитывать, что данной нормой определен специальный порядок исчисления сроков наложения взысканий за нарушения таможенных правил, связанный с проверкой информации о совершении преступления либо расследованием по уголовному делу, в силу чего в указанном случае и по длящимися, и по не длящимся правонарушениям срок наложения взыскания должен исчисляться с момента получения таможенным органом решения об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела. Если в связи с возбуждением уголовного дела производство по делу о нарушении таможенных правил было прекращено, сроки наложения административных взысканий также следует исчислять не с момента составления первоначального протокола о нарушении таможенных правил, а с момента получения таможенным органом решения о прекращении уголовного дела.
Начальникам таможенных органов усилить контроль за своевременным выявлением нарушений таможенных правил (особенно в тех случаях, когда оперативное выявление правонарушений зависит от строгого выполнения предписаний действующих нормативных документов по технологии таможенного контроля в той или иной сфере таможенного дела), заведением по выявленным фактам дел о нарушениях таможенных правил, а также соблюдением сроков производства по этим делам и их рассмотрения.