;
Не действует
История статусов
Утратил силу с 11.06.2008 |
В целях упорядочения проведения таможенного контроля при реализации Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при применении системы управления рисками, утвержденной Приказом ГТК России от 28.06.2004 N 750дсп, на основании ст. 358 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066; N 52, ст. 5038; 2004, N 27, ст. 2711; N 34, ст. 3533) приказываю:
1. Утвердить:
а) исключен. - Приказ ФТС РФ от 13.07.2005 N 638;
б) исключен. - Приказ ФТС РФ от 16.09.2005 N 871;
в) Инструкцию об особенностях действий должностных лиц отделов контроля таможенного оформления, отделов организации таможенного оформления и таможенного контроля и других структурных подразделений региональных таможенных управлений и таможен, а также таможенных постов при применении системы управления рисками (далее - Инструкция) (Приложение 3).
2. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен, в структуре которых имеются отделы контроля таможенного оформления (далее - ОКТО), в месячный срок со дня подписания настоящего Приказа:
а) обеспечить внесение изменений в положения об ОКТО, а также в должностные инструкции должностных лиц указанных отделов согласно соответствующим Типовым положениям и Инструкции;
б) не допускать исполнения ОКТО иных функций, не указанных в Типовых положениях и Инструкции.
3. Начальникам таможен, в структуре которых отсутствуют ОКТО, обеспечить внесение изменений и дополнений в положения о структурных подразделениях таможен, отвечающих за организацию таможенного оформления и таможенного контроля, а также в должностные инструкции должностных лиц таких отделов в соответствии с Типовыми положениями и Инструкцией.
4. Начальникам структурных подразделений ФТС России, региональных таможенных управлений и таможен организовать в месячный срок со дня подписания настоящего Приказа внесение соответствующих изменений в положения об отделах, функции которых изменяются или дополняются в соответствии с настоящим Приказом, а также в должностные инструкции должностных лиц таких отделов.
5. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен обеспечить проведение фактического контроля товаров и транспортных средств только уполномоченными должностными лицами:
а) в должностных инструкциях которых определены соответствующие права и обязанности;
б) ознакомленными в соответствии с установленным порядком с Инструкцией о порядке заполнения, регистрации, хранения, учета актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств, утвержденной Приказом ГТК России от 20.10.2003 N 1166 (зарегистрирован Минюстом России 13.11.2003, рег. N 5236);
в) ознакомленными с Правилами по охране труда в таможенных органах, утвержденными Приказом ГТК России от 21.02.2001 N 190, и прошедшими проверку знаний требований охраны труда в соответствии с Приказом ГТК России от 09.12.2003 N 1409 "Об утверждении порядка обучения вопросам охраны труда и проверки знаний требований охраны труда должностных лиц и работников таможенных органов и учреждений ГТК России";
г) допущенными к проведению фактического контроля с учетом положений п. 9 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании товаров, утвержденной Приказом ГТК России от 28.11.2003 N 1356.
6. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен обеспечить:
а) проставление подписи должностными лицами таможенных органов, не являющимися должностными лицами таможенного поста (ОТОиТК), присутствующими при проведении фактического контроля товаров и транспортных средств, в акте таможенного досмотра, составленного уполномоченными должностными лицами таможенного поста (ОТОиТК), с указанием фамилии, имени, отчества;
б) изготовление уполномоченными должностными лицами таможенного поста копии акта таможенного досмотра, если при проведении фактического контроля товаров присутствовали должностные лица таможенных органов, не являющиеся должностными лицами таможенного поста (ОТОиТК);
в) проставление подписи должностными лицами таможенных органов, не являющимися должностными лицами таможенного поста (ОТОиТК), присутствующими при проведении фактического контроля товаров, на копии акта таможенного досмотра с указанием фамилии, имени, отчества, должности, структурного подразделения таможенного органа, основания присутствия при проведении фактического контроля товаров (например, дата и номер акта таможенного органа) и заверение личной номерной печатью (при наличии);
г) информирование Главного управления организации таможенного контроля о номерах телефонов и адресах электронной почты подразделений, осуществляющих координацию применения системы управления рисками.
7. Главному управлению организации таможенного контроля (А.В. Галактионов):
а) вносить предложения о создании или ликвидации ОКТО в таможенных органах на рассмотрение Организационно-структурной комиссии ФТС России;
б) организовывать проведение целевых проверок применения таможенными органами профилей риска, в том числе на основании предписания, составленного по форме, приведенной в Приложении 4 к настоящему Приказу.
8. Внести в Приказ ГТК России от 10.04.2000 N 288 "О создании отделов контроля за таможенным оформлением" следующие изменения:
а) исключить в пункте 2 Приказа после слов "создать в отдельных региональных таможенных управлениях и таможнях" слова "(приложение 1)" и после слов "связанных с организацией таможенного оформления и таможенного контроля" слова "а также возложить на них помимо других функции, определенные в п. 2 Приказа ГТК России от 05.11.1999 N 756";
б) изложить пункт 9 Приказа в следующей редакции:
"Первому заместителю руководителя ФТС России В.А. Шамахову осуществлять контроль за исполнением настоящего Приказа";
в) исключить пункты 3 - 8 Приказа и приложения 1, 2, 3, 5 к Приказу;
г) считать пункт 9 Приказа пунктом 3.
9. Признать утратившим силу Приказ ГТК России от 05.11.1999 N 756 "О внедрении системы оперативного контроля за деятельностью таможенных органов".
10. Первому заместителю руководителя ФТС России В.А. Шамахову осуществлять контроль за исполнением настоящего Приказа.
1. Настоящая Инструкция об особенностях действий должностных лиц отделов контроля таможенного оформления, отделов организации таможенного оформления и таможенного контроля и других структурных подразделений региональных таможенных управлений и таможен, а также таможенных постов при применении системы управления рисками (далее - Инструкция) разработана в целях повышения эффективности деятельности структурных подразделений РТУ и таможен, а также таможенных постов при реализации системы управления рисками.
2. Инструкция определяет особенности действий должностных лиц структурных подразделений, координирующих применение системы управления рисками (СУР) (далее - ОКТО), и других структурных подразделений РТУ и таможен, а также таможенных постов (ОТОиТК) при применении СУР.
3. Инструкция разработана с учетом статьи 358 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066; N 52, ст. 5038; 2004, N 27, ст. 2711; N 34, ст. 3533) (далее - Кодекс), в соответствии с Приказом ГТК России от 26.09.2003 N 1069 "Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации" (далее - Концепция СУР), Приказом ГТК России от 28.11.2003 N 1356 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров" (далее - Инструкция по декларированию и выпуску), Приказом ГТК России от 18.12.2003 N 1467 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых по таможенной территории Российской Федерации автомобильным транспортом", Приказом ГТК России от 28.06.2004 N 750дсп "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при применении системы управления рисками" (далее - Инструкция по работе с рисками), Приказом ФТС России от 16.09.2004 N 50 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом", Приказом ФТС России от 22.09.2004 N 63 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при совершении таможенных операций в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, и товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами".
4. Для целей настоящей Инструкции используются понятия, установленные Кодексом, Концепцией СУР и Инструкцией по работе с рисками.
5. Инструкция распространяется на действия уполномоченных должностных лиц ОКТО РТУ (таможен) и таможенных постов и устанавливает порядок и особенности:
а) анализа электронных баз данных и иной информации о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, а также о деятельности участников ВЭД в целях выявления рисков;
б) разработки проектов профилей риска и координации ОКТО РТУ (таможен) деятельности других структурных подразделений РТУ (таможен) при реализации СУР;
в) применения прямых мер по минимизации рисков в случае выявления профилей риска при таможенном оформлении, в том числе проведения должностными лицами РТУ (таможен) документального контроля и дополнительной проверки;
г) проведения фактического контроля должностными лицами ОКТО РТУ (таможен) и других структурных подразделений таможен при применении СУР;
д) осуществления контроля применения СУР должностными лицами ОКТО РТУ (таможен);
е) действий должностных лиц таможенных постов (ОТОиТК) при декларировании и выпуске товаров с применением СУР;
ж) разработки и издания срочных профилей риска и ориентировок.
6. Анализ электронных баз данных и иной информации, имеющейся в таможенных органах, в целях выявления рисков ведется ОКТО РТУ (таможни) только с использованием программных средств, применение которых согласовано с Главным управлением организации таможенного контроля ФТС России (ГУОТК).
7. Уполномоченные должностные лица ОКТО РТУ (таможни) формируют, обновляют и ведут электронные базы и таблицы следующих данных:
1) Электронные базы и таблицы сравнения основных сведений о товарах и транспортных средствах, указанных в электронных уведомлениях о направлении товаров под таможенным контролем (далее - электронные уведомления) и заявленных в таможенной декларации.
Производится сравнение следующих основных сведений о товарах:
а) кодов товаров в соответствии с ТН ВЭД России:
- на уровне 10 знаков (при наличии данной информации в электронных уведомлениях);
- на уровне 4 знаков (при отсутствии ссылки в электронном уведомлении на отгрузочную спецификацию);
б) веса брутто товаров;
в) фактурной стоимости товаров;
г) условной суммы подлежащих уплате таможенных платежей, рассчитанной по данным электронного уведомления, и суммы уплаченных таможенных платежей при декларировании товаров данной товарной партии.
Разница указанных сумм может свидетельствовать об уплате таможенных платежей не в полном объеме, что является основанием для дальнейшего анализа таможенной декларации, при котором учитываются:
а) предоставление льгот по уплате таможенных платежей;
б) предоставление тарифных преференций;
в) применение специальных поправочных коэффициентов в отношении отдельных клиринговых и замкнутых валют к официальному курсу соответствующей базовой валюты к российскому рублю, установленных постановлением Правительства Российской Федерации;
г) особенности перемещения товаров и особенности предшествующего таможенного режима;
д) наличие корректировки таможенной стоимости;
е) заявление декларантом в таможенной декларации фактурной стоимости товаров в валюте, отличной от валюты, указанной в электронном уведомлении.
2) Электронные базы и таблицы, содержащие информацию о товарах и транспортных средствах, помещенных под таможенные режимы, отличные от таможенных режимов выпуска для внутреннего потребления, экспорта и международного таможенного транзита, при наличии признаков несоблюдения таможенного законодательства, а именно:
- о номенклатуре товаров, помещение которых под определенные таможенные режимы не допускается таможенным законодательством;
- о случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что условия заявляемого таможенного режима изначально не будут соблюдены и данный таможенный режим заявлен в целях уклонения от уплаты таможенных платежей и соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
- о несоблюдении сроков действия избранного таможенного режима, если ограничение указанных сроков предусмотрено Таможенным кодексом Российской Федерации;
- о случаях отсутствия соответствующих разрешений таможенных органов на использование таких таможенных режимов.
3) Иные электронные базы данных и таблицы, разрабатываемые самостоятельно для осуществления анализа.
Электронные базы данных и таблицы, разрабатываемые ОКТО самостоятельно, направляются в целях информирования в ГУОТК в электронном виде (либо письмом РТУ (таможни), если нет возможности их направить в электронном виде).
8. В ОКТО РТУ (таможни) в рамках аналитической работы на постоянной основе производится:
а) анализ данных из электронных таблиц, указанных в п. 7 Инструкции;
б) анализ применения прямых мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях риска, доведенных до таможенных органов в бумажном и электронном виде (если имеется возможность), по информации, получаемой из электронных баз данных и поступающей из подчиненных таможенных органов, в динамике применительно к товарам, товарным партиям, таможенным органам, отдельным участникам ВЭД;
в) сравнительный анализ средневзвешенного значения суммы уплаченных таможенных платежей за единицу веса (в килограммах) или количества в дополнительных единицах измерения однородных товаров по одной ГТД, а также перемещаемых на одном транспортном средстве (условном транспортном средстве <*>);
г) анализ изменения товаропотоков по номенклатуре, весу и стоимости товаров;
д) анализ иных статистических показателей, характеризующих достоверность декларирования и уровень взимаемых таможенных платежей (например, динамику изменения разницы веса брутто и нетто, средневзвешенной ставки таможенной пошлины, суммы таможенных платежей, уплачиваемых по одной таможенной декларации);
е) анализ информации, полученной в результате проведения таможенных досмотров (осмотров) и иных форм таможенного контроля, а также документального, последующего контроля и дополнительной проверки.
--------------------------------
<*> Относительный показатель, применяемый при анализе таможенного оформления и таможенного контроля, порядок расчета которого устанавливается отдельным актом ФТС России.
9. Дополнительному анализу подлежат наименования товаров, указанные в электронном уведомлении и графе 31 ГТД, с целью обеспечения соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров через таможенную границу.
10. При выдвижении предположения об уплате при ввозе товаров таможенных платежей не в полном объеме следует принимать во внимание возможность факта перемещения товаров в составе сборных грузов, их дробления или консолидации при декларировании.
При выявлении расхождения сведений о товарах, заявленных в таможенной декларации и электронном уведомлении, решение о том, являются ли указанные расхождения технической ошибкой, допущенной при заполнении электронного уведомления, принимается начальником ОКТО.
11. По результатам аналитической работы, проводимой в соответствии с пунктами 8 - 10 Инструкции, а также по результатам последующего контроля выявляются совокупности признаков, позволяющих предположить наличие рисков.
12. Оценка влияния рисков при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, выявленных в ходе анализа информации, проводится по каждому случаю выявления рисков с определением их степени методом экспертной оценки либо с помощью целевых методик выявления рисков (далее - целевые методики), содержащих, в том числе, формализованные шкалы, единицы измерения, а также методы оценки степени рисков.
При экспертной оценке степени риска должны быть определены, в том числе, логические связи между количеством случаев возникновения рисков в определенные временные интервалы и предполагаемым экономическим ущербом (возможно, выраженным в долларах США).
13. При выявлении в результате аналитической работы совокупности признаков, позволяющих предположить наличие риска низкой степени, начальник ОКТО РТУ (таможни) принимает решение либо об отказе от дальнейшей разработки данного риска, либо об установлении постоянного наблюдения за областью и индикаторами риска до момента изменения степени риска.
При выявлении риска высокой или средней степени в ОКТО РТУ (таможни) или другом структурном подразделении РТУ (таможни) производится дальнейшая обработка аналитической информации по выявленному риску, включающая в себя, в том числе, определение области и индикаторов риска.
14. По итогам работы, проведенной в соответствии с пунктами 11 - 13 Инструкции, начальник ОКТО РТУ (таможни) проводит рабочее совещание с участием руководителя структурного подразделения, по направлению деятельности которого выявлен риск, с целью определения целесообразности разработки проекта профиля риска или дополнительной доработки результатов анализа.
Начальник ОКТО РТУ (таможни) докладывает о результатах совещания начальнику или заместителю начальника СОТК РТУ (заместителю начальника таможни, курирующему ОКТО таможни).
15. Решение о разработке проекта профиля риска принимается:
- в РТУ - начальником РТУ (начальником СОТК РТУ);
- в таможне - начальником таможни (заместителем начальника таможни, курирующим ОКТО таможни).
16. Проект профиля риска разрабатывается, оформляется и направляется в ГУОТК в порядке, определенном Инструкцией по работе с рисками.
В примечаниях к мерам по минимизации рисков проекта профиля риска должны содержаться конкретные указания, пояснения к действиям должностных лиц, проводящих таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств, по применению ими мер по минимизации рисков.
17. Если при обсуждении на рабочем совещании или при принятии решения в соответствии с пунктом 15 Инструкции выявляется нецелесообразность разработки проекта профиля риска, впервые представленного для рассмотрения, то результаты анализа могут быть повторно представлены для обсуждения после дополнительной доработки.
В случае повторного признания нецелесообразности разработки проекта профиля риска результаты анализа риска хранятся в ОКТО РТУ (таможни) в бумажном и электронном виде.
18. После принятия решения о направлении проекта профиля риска структурное подразделение РТУ (таможни), выявившее риск, направляет в структурное подразделение ФТС России, по направлению деятельности которого выявлен риск, целевую методику выявления данного риска. Целевая методика составляется согласно Типовым правилам, приведенным в Приложении 1 к Инструкции.
19. ОКТО РТУ (таможни) анализируют таможенное оформление товаров, попадающих под действие профилей риска, в целях постоянной актуализации действующих профилей риска, а также проводят общую аналитическую работу, направленную на выявление новых рисков. На основании проведенного анализа вырабатываются предложения о необходимости актуализации профилей риска.
20. ОКТО РТУ (таможни) может разработать проект ориентировки на основании полученной аналитической информации в соответствии с порядком, определенным Приложением 2 к Инструкции.
21. Должностные лица таможни могут принимать решения по отдельным видам документального контроля, только если это прямо следует из профилей риска. В проведении документального контроля могут принимать участие должностные лица структурных подразделений таможни, осуществляющих:
- организацию таможенного оформления и таможенного контроля;
- контроль таможенного оформления;
- контроль за соблюдением запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации;
- контроль за правильностью классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД и правильностью заявления страны происхождения товаров;
- контроль таможенной стоимости;
- валютный контроль;
- контроль уплаты таможенных платежей.
22. При проведении документального контроля могут использоваться как оригиналы таможенной декларации и прилагаемых к ней документов, так и их заверенные копии.
23. Уполномоченное должностное лицо ОКТО таможни:
а) принимает направление для принятия решения (решений) (далее - Направление), форма которого установлена в приложении 2 к Инструкции по декларированию и выпуску, с комплектом документов;
б) проверяет комплектность документов согласно описи к таможенной декларации;
в) фиксирует факт принятия направления в Журнале регистрации направлений для принятия решения (далее - Журнал), а результаты проверки комплектности пакета документов - на Направлении.
24. После регистрации Направления и в соответствии с имеющимися в нем отметками о необходимости принятия структурными подразделениями таможни решений уполномоченное должностное лицо ОКТО обеспечивает подготовку заключения или принятие решения непосредственно ОКТО таможни и (или) другими структурными подразделениями таможни по вопросам определения классификационного кода по ТН ВЭД России, страны происхождения товара, проведения валютного контроля, определения таможенной стоимости товаров и иным вопросам таможенного дела. Направление с комплектом документов направляется в соответствующие структурные подразделения таможни.
Очередность прохождения комплекта документов по структурным подразделениям таможни определяется должностным лицом ОКТО таможни в каждом конкретном случае и фиксируется на оборотной стороне Направления для принятия решений под цифрой 1.
25. Порядок передачи комплектов документов внутри таможни при необходимости подготовки заключения или принятия решения структурными подразделениями таможни, а также меры по недопущению несвоевременного и неполного представления комплектов документов определяет начальник таможни.
При отсутствии отдельно разработанного порядка ответственность за нарушение установленных сроков передачи и комплектности документов с таможенного поста в ОКТО таможни возлагается на начальника таможенного поста, а при передаче документов между другими структурными подразделениями таможни - на начальника ОКТО таможни.
26. Для принятия решения по отдельным видам документального контроля должностные лица ОКТО таможни могут применять прямые меры по минимизации рисков, предусматривающие сбор информации о лицах, осуществляющих деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, либо о лицах, осуществляющих деятельность в области таможенного дела (в соответствии с приложением 3 Инструкции по работе с рисками).
При необходимости получения информации из таможенных органов о наличии получателя товаров запрос направляется по оперативным каналам связи (электронная почта, телефакс и т.д.) в ОКТО таможни. Представление сведений по указанным запросам осуществляется не позднее двух рабочих часов с момента поступления.
27. Направление запросов в правоохранительные и налоговые органы, банки и иные учреждения и организации осуществляется в порядке и в сроки, установленные иными правовыми актами ФТС России.
28. При проведении документального контроля сведения, указанные в документах, прилагаемых к таможенной декларации, сравниваются со сведениями, содержащимися в электронном уведомлении и в таможенной декларации, а также в любых имеющихся электронных базах данных (например, ценовая информация).
29. При необходимости у подразделения таможенного поста, расположенного в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, запрашиваются копии таможенных, товаросопроводительных и транспортных документов. Запрос таких документов производится ОКТО таможни в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 32 Инструкции.
30. Уполномоченное должностное лицо ОКТО или другого структурного подразделения таможни может принять решение о необходимости направления требования представления дополнительных документов и сведений либо уведомления о представлении дополнительных документов и сведений в соответствии с пунктом 55 Базовой технологии по декларированию и выпуску.
Уполномоченное должностное лицо структурного подразделения таможни, направившее требование (уведомление), сообщает в устной форме ОКТО о дате и времени направления требования (уведомления) о представлении дополнительных документов и сведений и о сроке их представления.
31. После применения в соответствии с правовыми актами ФТС России всеми структурными подразделениями таможни прямых мер по минимизации рисков, установленных профилем риска, Направление с соответствующими отметками о принятых решениях уполномоченных должностных лиц возвращается в ОКТО таможни.
Решения по всем направлениям документального контроля принимаются ОКТО и другими структурными подразделениями таможни в срок не более 8 рабочих часов с момента регистрации поступления Направления на принятие решений с комплектом документов в Журнале, за исключением случаев, когда таможенный пост и (или) таможня выставили требование о представлении дополнительных документов и (или) сведений.
Если дополнительные документы и (или) сведения, указанные в требовании, не были представлены в указанный срок, уполномоченное должностное лицо не принимает решение о выпуске товаров до их представления, но в пределах сроков, установленных пунктом 7 статьи 153 Кодекса.
32. Уполномоченное должностное лицо ОКТО таможни проверяет соблюдение сроков принятия решений должностными лицами структурных подразделений таможни, делает отметку о снятии с контроля на бланке Направления на оборотной стороне в графе "Иные служебные отметки" с указанием даты и времени, с обязательным проставлением подписи с расшифровкой, проставляет в Журнале регистрации Направлений для принятия решений отметку о дате и времени поступления Направления с отметками, изготавливает копию Направления для дальнейшего анализа и хранения в архиве таможни и не позднее 1 часа направляет по почте (фельдъегерской связью), по оперативным каналам связи (с последующей досылкой в соответствии с установленным порядком) либо в сопровождении уполномоченного должностного лица на таможенный пост, осуществляющий таможенное оформление.
33. Если в ОКТО таможни направлялись оригиналы таможенной декларации и прилагаемых документов, их передача на таможенный пост производится одновременно с передачей Направления с обязательной записью о сдаче и приеме в описи документов, прилагаемых к таможенной декларации, с указанием фамилии, имени и отчества уполномоченного должностного лица, даты и времени их приема и передачи.
34. Должностные лица ОКТО РТУ (таможни) проводят дополнительную проверку до выпуска товаров, если это прямо следует из профиля риска, при условии их прикомандирования к таможенному органу, в который подана таможенная декларация, с целью проверки заявленных сведений, подтверждающих их документов и принятия решения об их достаточности и достоверности.
Прикомандирование осуществляется согласно установленному порядку. Решение о местном прикомандировании должностного лица ОКТО РТУ (таможни) оформляется в виде предписания по установленной форме.
35. При проведении дополнительной проверки должностными лицами ОКТО РТУ (таможни) совместно с должностными лицами таможенного поста (ОТОиТК) могут применяться меры по минимизации рисков, перечисленные в приложении 4 к Базовой технологии по работе с рисками, а также таможенный досмотр товаров.
36. Порядок оповещения должностных лиц ОКТО РТУ (таможни) о выявлении профиля риска, одной из мер по минимизации которого предусмотрено проведение дополнительной проверки, определяет начальник РТУ (таможни) исходя из конкретных условий.
37. При проведении дополнительной проверки должностные лица ОКТО РТУ (таможни) также осуществляют контроль за действиями должностных лиц таможенного поста, перечисленными в пункте 4 Базовой технологии по декларированию и выпуску.
38. По результатам дополнительной проверки должностное лицо ОКТО РТУ (таможни) подготавливает отчет, представляемый:
- в РТУ - начальнику РТУ (начальнику СОТК РТУ);
- в таможне - начальнику таможни (заместителю начальника таможни, курирующему ОКТО таможни).
39. Проведение дополнительной проверки должностными лицами ОКТО РТУ (таможни) до выпуска товаров не исключает применения к товарам иных прямых мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях риска.
40. Полученные в ходе дополнительной проверки сведения могут применяться при разработке проектов профилей риска и актуализации действующих профилей риска.
41. К проведению фактического контроля товаров и транспортных средств могут быть допущены только уполномоченные должностные лица, в должностные инструкции которых внесены соответствующие должностные права и обязанности, ознакомленные с Инструкцией о порядке заполнения, регистрации, хранения, учета актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств, утвержденной Приказом ГТК России от 20.10.2003 N 1166 (зарегистрирован Минюстом 13.11.2003, рег. N 5236), а также с Правилами по охране труда в таможенных органах, утвержденными Приказом ГТК России от 21.02.2001 N 190. Ознакомление должностных лиц с указанными актами производится в соответствии с порядком, установленным иными правовыми актами ФТС России.
Указанные должностные лица допускаются к проведению фактического контроля товаров и транспортных средств в соответствии с порядком, предусмотренным Приказом ГТК России от 09.08.2003 N 1409 "Об утверждении порядка обучения вопросам охраны труда и проверки знаний требований охраны труда должностных лиц и работников таможенных органов и учреждений ГТК России".
42. Должностные лица ОКТО РТУ (таможен) участвуют в проведении фактического контроля товаров, если это прямо предусмотрено в профиле риска.
43. Должностное лицо РТУ (таможни) в случае присутствия при проведении фактического контроля товаров и транспортных средств подписывает копию акта таможенного досмотра (осмотра) товаров с указанием фамилии, имени, отчества, должности, структурного подразделения таможенного органа, основания присутствия при проведении фактического контроля товаров и заверяет личной номерной печатью (при наличии).
44. Полученная в ходе фактического таможенного контроля информация может использоваться в дальнейшем при разработке проектов профилей риска и актуализации действующих профилей риска.
45. Контроль применения СУР осуществляется в ОКТО РТУ (таможен) на постоянной основе.
46. Для реализации функций контроля применения СУР должностными лицами таможенных постов (ОТОиТК), производящими таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств, должностные лица ОКТО РТУ (таможен) используют источники информации, указанные в пункте 16 Базовой технологии по работе с рисками, традиционные математико-статистические методы, целевые методики, специально разработанные для применения СУР, а также разработанные самостоятельно.
47. Самостоятельно разработанные целевые методики осуществления контроля применения СУР подлежат согласованию с ГУОТК.
48. При выявлении РТУ рисков, возникающих при таможенном оформлении в подчиненном таможенном органе, и в случаях отсутствия проектов профилей риска и ориентировок, разработанных подчиненным таможенным органом, начальник ОКТО РТУ информирует о данном факте начальника СОТК РТУ (заместителя начальника СОТК РТУ).
49. При многократном повторении фактов, указанных в пункте 48 Инструкции, должностными лицами ОКТО РТУ проводится проверка деятельности ОКТО подчиненной таможни.
Акт о проведенной проверке представляется на утверждение начальнику РТУ. В акте должны быть предложены конкретные меры по привлечению к административной (дисциплинарной) ответственности должностных лиц ОКТО таможни, в должностные обязанности которых входит контроль за применением СУР, и в обязательном порядке - начальника ОКТО таможни.
50. ОКТО РТУ проводит сбор информации о лицах, осуществляющих деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, либо о лицах, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, если об этом имеется указание в соответствующем профиле риска, а также в рамках проведения последующего контроля.
51. Уполномоченные должностные лица ОКТО РТУ (таможни) в рамках проведения последующего контроля осуществляют совместно или в отдельности следующие действия:
а) повторную проверку документов и сведений;
б) анализ имеющейся информации из источников, перечисленных в пункте 16 Инструкции по работе с рисками.
52. При проведении последующего контроля по месту нахождения таможенного органа используются оригиналы таможенных деклараций и оригиналы (заверенные копии) представленных декларантом документов, необходимых для таможенных целей, а также иные документы, имеющиеся у таможенного органа.
Для проведения проверки сведений по месту нахождения ОКТО РТУ (таможни) копии таможенной декларации и прилагаемых документов могут быть представлены в ОКТО в соответствии с письменным запросом в форме служебной записки, подписанной начальником ОКТО.
53. К работе по повторной проверке документов и сведений могут привлекаться должностные лица иных структурных подразделений РТУ (таможни).
54. Проведение анализа имеющейся информации осуществляется в соответствии с пунктами 8 - 10 Инструкции.
55. Уполномоченное должностное лицо, осуществляющее прием и регистрацию таможенных деклараций:
а) осуществляет проверку таможенной декларации на предмет выявления профилей риска, доведенных до таможенных органов в электронном виде;
б) заполняет отчет о результатах применения прямых мер по минимизации рисков в графе "С" электронной копии ГТД в случае выявления рисков, доведенных до таможенных органов в электронном виде;
в) выполняет действия, предусмотренные пунктом 52 Инструкции по декларированию и выпуску.
56. Профили риска, доведенные до таможенных органов в бумажном виде, выявляют должностные лица таможенного поста (ОТОиТК), осуществляющие документальный контроль.
В случае выявления при осуществлении документального контроля профилей риска, доведенных до таможенных органов в бумажном виде, информация о результатах применения прямых мер по минимизации рисков вносится должностным лицом, выявившим профиль риска, в определенные поля отчета о применении прямых мер по минимизации рисков в графе "С" электронной копии ГТД.
Если профилем риска прямо предусмотрено принятие структурными подразделениями таможни решений по отдельным видам документального контроля, таможенная декларация передается должностному лицу, осуществляющему прием и регистрацию таможенных деклараций, которое выполняет действия, установленные пунктом 52 Инструкции по декларированию и выпуску.
57. При внесении изменений в таможенную декларацию и ее электронную копию на любом из этапов документального контроля производится повторная проверка таможенной декларации на предмет выявления профилей риска, доведенных до таможенных органов как в бумажном, так и в электронном виде.
58. Если уполномоченное должностное лицо таможенного поста (ОТОиТК) при осуществлении документального контроля принимает в пределах компетенции, установленной подпунктом "в" пункта 14 и приложением 4 к Инструкции по работе с рисками, решение о применении прямых мер по минимизации рисков (при отсутствии профиля риска установленной формы либо отсутствии указаний о применении соответствующих прямых мер по минимизации рисков в профиле риска), результаты применения таких мер отражаются в отчете о применении прямых мер по минимизации рисков в графе "С" электронной копии ГТД.
59. В случаях выявления при декларировании товаров в электронной форме профилей риска, предусматривающих принятие решений по отдельным видам документального контроля структурными подразделениями таможни, в ОКТО таможни по имеющимся каналам связи направляются электронная декларация и электронные документы с одновременным уведомлением уполномоченного должностного лица ОКТО таможни по оперативным каналам связи.
Если профилем риска не предусмотрена проверка бумажных экземпляров электронных документов, то требование о представлении письменной таможенной декларации и бумажных экземпляров документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, не допускается.
Нумерация разделов дана в соответствии с официальным текстом документа.
60. Срочные профили риска разрабатываются с учетом Инструкции по работе с рисками, Временного порядка рассмотрения проектов профилей риска структурными подразделениями центрального аппарата ФТС России (далее - Временный порядок) и особенностей, установленных настоящим разделом.
61. Срочные профили риска предназначены для оперативного доведения до должностных лиц, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств, информации о необходимости применить прямые меры по минимизации рисков к определенной партии товаров до их выпуска.
62. Проекты срочных профилей риска разрабатываются координирующими и иными структурными подразделениями ФТС России, РТУ или таможни на основе результатов осуществляемого мониторинга таможенного оформления.
Проекты срочных профилей риска, разработанные структурными подразделениями РТУ (таможни), представляются в ОКТО РТУ (таможни) для направления по оперативным каналам связи в ГУОТК.
63. Проект срочного профиля риска составляется в произвольной форме и может содержать следующие сведения:
- о дате перемещения товара через государственную границу Российской Федерации;
- о лицах, участвующих в перемещении товаров (перевозчик, получатель товара, лицо, ответственное за финансовое урегулирование);
- о перемещаемых товарах и номерах транспортных средств;
- о таможенных органах, совершающих таможенные операции с товарами;
- о номерах таможенных документов (книжка МДП, транзитная декларация и др.);
- иные сведения, необходимые для формирования и издания срочного профиля риска.
64. Проект срочного профиля риска направляется ОКТО РТУ (таможни) либо структурным подразделением ФТС России в ГУОТК по оперативным каналам связи (факс, электронная почта) с пометкой "Срочный профиль риска".
65. Должностное лицо ГУОТК, принявшее по оперативным каналам связи проект срочного профиля риска, незамедлительно докладывает об этом начальнику координирующего отдела ГУОТК или его заместителю.
Поступивший проект срочного профиля риска регистрируется в журнале регистрации проектов профилей риска координирующего подразделения ГУОТК согласно Инструкции по работе с рисками и Временному порядку.
66. Предложения о целесообразности издания срочного профиля риска подготавливаются ГУОТК совместно со структурным подразделением, по направлению деятельности которого выявлен риск, как правило, в течение текущего дня.
67. По итогам выработки предложений о целесообразности издания срочного профиля риска координирующее подразделение ГУОТК подготавливает телетайпограмму, содержащую срочный профиль риска, относящийся к зональному виду.
68. Телетайпограмму подписывает начальник ГУОТК или его заместитель, уполномоченный начальником ГУОТК, либо начальник структурного подразделения ФТС России, по направлению деятельности которого выявлен риск.
Содержание телетайпограммы может быть также доведено до таможенного органа по телефону (посредством телефонограммы, согласно порядку, установленному иными правовыми актами ФТС России) и (или) с применением программного модуля "Ориентировки" АИСТ-М или АИСТ РТ-21.
Решение о признании нецелесообразным издания срочного профиля риска ГУОТК доводит до таможенного органа в устной форме по телефону.
69. После направления телетайпограммы может быть принято решение о повторном направлении срочного профиля риска в составе письма ФТС России в срок не позднее четырех дней с даты направления телетайпограммы согласно пункту 9 Базовой технологии по работе с рисками.
70. Уполномоченные должностные лица таможенных органов до поступления телетайпограммы, содержащей срочный профиль риска, и применения прямых мер по минимизации рисков либо сообщения ГУОТК о признании срочного профиля риска нецелесообразным в пределах сроков, установленных в статье 152 Таможенного кодекса Российской Федерации, предпринимают меры, направленные на обеспечение проведения проверки товаров, за исключением случаев проведения дополнительной проверки в соответствии с пунктами 3, 5 статьи 153 Таможенного кодекса Российской Федерации.
71. При подтверждении в ходе документального, фактического, последующего контроля или дополнительной проверки факта представления недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах, приведших к занижению суммы уплаченных таможенных платежей, или неправомерного освобождения от применения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, на основании Направления с отметками о принятых по результатам документального контроля решениях уполномоченное должностное лицо ОКТО таможни:
а) уведомляет должностное лицо таможни или таможенного поста, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с пунктом 3 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
б) вносит предложение начальнику таможни о направлении сведений о субъекте ВЭД как возможном нарушителе таможенного законодательства в ФТС России для принятия решения о проведении таможенной ревизии;
в) вносит предложения начальнику таможни о проведении служебных проверок в отношении должностных лиц, допустивших нарушения.
72. При установлении в процессе проверки обоснованности расхождений в сведениях о товарах и транспортных средствах (например, техническая ошибка таможенного органа при заполнении электронного уведомления) ОКТО таможни информирует отдел контроля таможенного транзита таможни о заполнении электронного уведомления с техническими ошибками.
73. Уполномоченное должностное лицо ОКТО таможни ежедневно по Журналу регистрации направлений для принятия решения проверяет соблюдение срока, установленного для принятия решений по отдельным видам документального контроля, проводимого структурными подразделениями таможни, и принимает меры для предотвращения случаев нарушения установленных сроков.
О несоблюдении сроков указанное должностное лицо незамедлительно уведомляет начальника ОКТО, который докладывает о данном факте начальнику таможни.
74. ОКТО РТУ (таможни) в соответствии с порядком, установленным иными правовыми актами ФТС России, участвует в определении коэффициентов таможенной и коммерческой устойчивости, а также разработке предложений в Перечень лиц, перемещающих товары и документы на них, в отношении которых проверка при таможенном оформлении и таможенном контроле проводится не в полном объеме.
75. На основании собственной и поступающей из других структурных подразделений РТУ (таможни) аналитической информации ОКТО РТУ (таможни) составляет, ведет и обновляет:
- перечень организаций - нарушителей таможенного законодательства.
- перечень товаров групп риска и прикрытия, а также товаров группы прикрытия, выявленных в результате проведенных проверок, которые могут декларироваться в регионе деятельности РТУ (таможни) недобросовестными участниками ВЭД при уклонении от уплаты таможенных платежей.
76. ОКТО таможни не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, направляет указанные перечни в ОКТО РТУ. Обобщенные сведения таможен и сведения, полученные ОКТО РТУ самостоятельно, представляются в ГУОТК.
Указанные сведения используются ОКТО РТУ и таможен при проведении аналитической работы по выявлению рисков.
77. Все предложения ОКТО РТУ (таможни) по результатам аналитической работы, касающиеся внедрения новых или совершенствования существующих информационных технологий, внесения изменений в действующие правовые акты ФТС России или издания новых, направленных на совершенствование таможенного оформления и таможенного контроля, а также общие предложения по вопросам стратегии таможенного контроля направляются в ГУОТК с целью дальнейшей подготовки предложений руководству ФТС России.
78. ОКТО таможни в письменном и электронном виде направляет в ОКТО РТУ:
- ежемесячный отчет по применению СУР - до 5 числа месяца, следующего за отчетным;
- план работы на следующее полугодие для рассмотрения и согласования - до 15 декабря и 15 мая соответственно;
- отчет о работе за год - до 20 января следующего за отчетным года.
79. ОКТО РТУ в письменном и электронном виде направляет в ГУОТК:
- ежемесячный отчет по применению СУР - до 10 числа месяца, следующего за отчетным;
- план работы на следующее полугодие для рассмотрения и согласования - до 20 декабря и 20 мая соответственно;
- отчет о работе за год - до 25 января следующего за отчетным года.
Целевая методика выявления рисков (далее - Целевая методика) должна состоять из пронумерованных разделов, описывающих источники используемой информации, порядок проведения отбора данных, результаты отбора данных, порядок проведения анализа полученных данных, порядок оценки степени риска и иные действия, проводимые при выявлении и анализе рисков.
В Целевой методике следует избегать использования специализированных понятий, не относящихся к таможенному делу, все выполняемые действия должны быть описаны в словесной форме. Для удобства обработки информации Целевая методика может сопровождаться приложением с описанием алгоритмов, разработанных с использованием языков программирования, в том числе в составе сертифицированных в Российской Федерации программных средств.
1. В Целевой методике должны быть указаны конкретные используемые источники информации в соответствии с перечнем, определенным пунктом 16 Инструкции по работе с рисками, с перечислением всех показателей, которые влияют на определение области выявляемого риска.
Отдельным пунктом следует обозначать показатели, которые исключаются из области риска.
2. Порядок отбора данных должен состоять из описания последовательных действий, проводимых должностным лицом таможенного органа с целью выбора из имеющихся источников информации необходимых и достаточных для проведения анализа сведений.
3. Также в данном разделе указываются формы отображения результатов проведенных действий. Возможно табличное или диаграммное (в виде графиков) отображение данных.
4. Перед описанием порядка проведения анализа данных должны быть приведены используемые для анализа шкалы градации степени риска с разграничением полученных результативных данных по количественным показателям с отнесением значений количественных показателей к различным степеням риска.
Одновременно могут применяться несколько шкал градации степени риска, а также может быть проведено их совмещение с целью определения более конкретизированных показателей области и индикаторов риска в местах пересечения указанных шкал.
5. Описание порядка проведения анализа должно содержать последовательность выполняемых при проведении анализа действий, а также указание о применении шкал градации степени риска для определения степени выявленного риска.
6. Разработанную Целевую методику подписывает лицо, осуществлявшее ее разработку и составление, а также:
- в РТУ - начальник (заместитель начальника) соответствующей службы РТУ;
- в таможне - заместитель начальника таможни, курирующий соответствующее структурное подразделение.
7. Целевая методика направляется в структурное подразделение ФТС России, по направлению деятельности которого она разработана, письмом и по оперативным каналам связи (факс, электронная почта).
1. Ориентирование таможенных органов осуществляется с целью доведения до должностных лиц, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств, информации о типичных показателях, характеризующих различные объекты таможенного контроля (товар, его упаковка, вес, стоимость, условия транспортировки, порядок перемещения и т.д.), а также деятельность участников внешнеэкономической деятельности.
2. Содержание ориентировки обязательно включает в себя следующие основные сведения:
- срок действия ориентировки;
- территориальная сфера действия ориентировки;
- описание области риска;
- показатели индикаторов риска.
Ориентировка не может содержать указания о применении форм таможенного контроля и иных прямых мер по минимизации рисков.
Структура ориентировки аналогична структуре профиля риска, за исключением раздела о применении мер по минимизации рисков.
3. Проект ориентировки разрабатывается структурным подразделением ФТС России, РТУ, таможни по своему направлению деятельности самостоятельно.
4. Проекты ориентировок разрабатываются на основе результатов анализа электронных баз данных, а также иных источников информации.
5. Проект ориентировки РТУ (таможни) направляется письмом и по оперативным каналам связи (факс, электронная почта) в структурное подразделение ФТС России, по направлению деятельности которого разработан проект ориентировки по решению начальника соответствующей службы РТУ (заместителя начальника таможни, курирующего соответствующее структурное подразделение таможни).
6. К проекту ориентировки должна быть приложена пояснительная записка с обоснованием необходимости издания ориентировки ФТС России в соответствии с направляемым проектом.
7. Проект ориентировки, поступивший из РТУ (таможни), рассматривается в соответствующем структурном подразделении ФТС России.
8. В случае принятия решения о целесообразности издания ориентировки ФТС России проект ориентировки визируется начальником структурного подразделения ФТС России.
9. Ориентировки подписываются заместителем руководителя ФТС России, курирующим соответствующее структурное подразделение ФТС России и направляются в таможенные органы, как правило, письмом ФТС России, а также в составе программных средств.
В целях организации контроля за соблюдением положений Таможенного кодекса Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, правовых актов Федеральной таможенной службы и порядком применения системы управления рисками
ПРЕДПИСЫВАЮ:
1. __________________________________________________________, (фамилия, имя, отчество) _____________________________________________________________; (должность) 2. __________________________________________________________, (фамилия, имя, отчество) _____________________________________________________________; (должность) 3. __________________________________________________________, (фамилия, имя, отчество) _____________________________________________________________; (должность) провести в период с _________ по ___________ проверку деятельности ___________________________________________. (наименование таможенного органа)
Должность, звание подпись (фамилия, имя, отчество)