;
Не действует
История статусов
Утратил силу с 16.08.2011 |
В целях реализации положений статьи 425 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003 N 22, ст.2066, N 52, ст.5038) приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке формирования и использования информационных ресурсов таможенных органов (далее - Положение).
2. Руководителям таможенных органов обеспечить:
- применение Положения в таможенных органах;
- назначение ответственных за формирование и использование информационных ресурсов;
- определение до 30 апреля 2004 года перечней информационных ресурсов, порядка доступа к ним должностных лиц таможенных органов, а также разработку инструкции, определяющей конкретные особенности формирования информационных ресурсов и их использования.
3. ГНИВЦу ГТК России (С.Л.Гусев) совместно со Службой взаимодействия со средствами массовой информации (Пресс-службой ГТК России) (И.И.Скибинская) и таможенными органами обеспечить до 15 мая 2004 года по согласованию с Главным управлением спецтехники и автоматизации таможенных технологий ГТК России публикацию на сайте
( http://www.customs.ru/ru/ ) ГТК России в Интернете сведений об информационных ресурсах таможенных органов и об услугах, предоставляемых пользователям, в том числе для доступа к ним, в соответствии с объемами и порядком, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2003 N 98 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 7, ст.658).
4. Главному управлению спецтехники и автоматизации таможенных технологий ГТК России (Л.М.Ухлинов) совместно с ГНИВЦем ГТК России (С.Л.Гусев) обеспечить:
- общую координацию и контроль деятельности таможенных органов по выполнению Положения;
- сбор, обобщение и анализ информации о ходе выполнения Положения с внесением необходимых изменений в нормативные правовые акты ГТК России;
- плановую закупку в соответствии с установленным в ГТК России порядком аппаратно-программного обеспечения, необходимого для формирования и использования информационных ресурсов таможенных органов.
5. Заместителю председателя ГТК России В.В.Шпагину осуществлять контроль за исполнением настоящего приказа.
I. Общие положения (п.п. 1 - 2)
Основные элементы, составляющие информационные
ресурсы таможенных органов (п.п. 3 - 6)
Форма существования Ресурсов и их особенности (п. 7)
II. Формирование и использование Ресурсов (п.п. 8 - 21)
III. Заключительные положения (п.п. 22 - 27)
1. Положение о порядке формирования и использования информационных ресурсов таможенных органов (далее - Положение) разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами от 25.01.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 8, ст.609; 2003, N 2, ст.167), от 04.07.1996 N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 28, ст.3347; 2003, N 27, ст.2700 (ч.1)), иными правовыми актами Российской Федерации и Таможенным кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), определяет порядок формирования и использования информационных ресурсов таможенных органов Российской Федерации (далее - таможенные органы) на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления пользователям информации, содержащейся в информационных ресурсах таможенных органов, независимо от формы их существования.
2. В настоящем Положении использованы следующие термины и их определения.
Автоматизированная система (АС) - система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций *(1) .
Владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения - субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных Законом *(2) .
Документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать *(2) .
Информационная сфера (среда) - сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации *(3) .
Информационная безопасность (защита информации) - состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций, государства *(3) .
Информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов *(2) .
Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления *(2) .
Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеки, архивы, фонды, банки данных, других информационных системах) *(2) .
Информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации *(2) .
Информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы *(2) .
Информационные услуги - действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами *(3) .
Информация о гражданах (персональные данные) - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность *(2) .
Информация, отнесенная к категории ограниченного доступа (конфиденциальная информация) - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации *(2) .
Пользователь (потребитель) информации - субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею *(2) .
Программное средство - изделие, представляющее собой программу на носителе данных с технической, в том числе программой и эксплуатационной документацией *(4) .
Средства организации (представления) информации - программные и другие средства организации обеспечения информации в информационных системах *(2) .
Средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий - программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для ЭВМ, средства вычислительной техники и связи, словари, тезаурусы и классификаторы, инструкции и методики, положения, уставы, должностные инструкции, схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию *(2) .
Собственник информационных ресурсов - субъект, в полном объеме реализующий полномочия владельца, пользования, распоряжения информационными ресурсами *(2) .
3. Основными элементами информационных ресурсов таможенных органов (далее - Ресурсы) являются документы (в том числе и электронном виде *(5) ), сведения и средства организации (представления) информации, представляемые лицами при совершении таможенных операций в соответствии с Кодексом, а также иные документы и сведения, имеющиеся в распоряжении таможенных органов в соответствии с Кодексом и другими федеральными законами.
4. Информационные ресурсы таможенных органов являются федеральной собственностью. Правомочия собственника осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации *(6) .
5. Ресурсы формируются и используются на следующих основных принципах:
- доступность, достоверность и полный объем информации;
- своевременность предоставления информации;
- обеспечение информационной безопасности;
- соблюдение прав и законных интересов третьих лиц;
- обеспечение конституционных прав лиц в информационной сфере, в том числе защита персональных данных;
- ориентация на использование современных информационно-технических методов и решений, соблюдение промышленно-технологических стандартов и рекомендаций;
- придание направлению формирования и использования Ресурсов статуса самостоятельного вида обеспечения деятельности таможенных органов.
6. Любая информация, полученная таможенными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации, Кодексом, нормативными актами ГТК России, может использоваться исключительно в таможенных целях.
7. В зависимости от носителя данных *(7) документы и сведения для формирования и хранения Ресурсов могут быть представлены на бумажном носителе и (или) в электронном виде. При несоответствии сведений на бумажных носителях и сведений в электронном виде приоритет имеют сведения на бумажных носителях.
Документы и сведения в электронном виде должны храниться в виде файлов или записей баз данных.
На основе данных, хранящихся в файлах, или записей в базах данных могут быть получены с использованием средств вычислительной техники сведения или сформированы документы как на бумажном, так и на электронном носителе.
8. Ресурсы формируются и используются при осуществлении следующих информационных процессов:
- внесение, получение информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, Кодексом, порядком, определенным ГТК России;
- сбор, обработка, накопление, хранение, поиск, анализ и передача информации;
- таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, лицом, заключившим внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена или лицом, имеющим право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории Российской Федерации, либо иными лицами, выступающими в качестве, достаточном в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем (далее - участники ВЭД), в соответствии с требованиями, установленными Кодексом, а также правовыми актами ГТК России;
- информационное взаимодействие таможенных органов с другими федеральными органами исполнительной власти, в том числе с правоохранительными, с органами местного самоуправления, другими ведомствами (далее - Ведомства) согласно случаям и порядку, установленным законодательством Российской Федерации, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Кодексом на основании соглашений (договоров) об информационном взаимодействии;
- информационное взаимодействие с таможенными и другими службами государств - участников СНГ, в том числе Республики Беларусь, государств, входящих в Европейско-Азиатское экономическое сообщество, других государств в соответствии со случаями и порядком, установленными соответствующими межправительственными и межведомственными соглашениями (договорами);
- разработка (модернизация) и развитие ЕАИС ГТК России (научно-техническая продукция, создаваемая в результате этой деятельности, включается в Фонд алгоритмов и программ ГТК России (ФАП), порядок ведения которого определяет ГТК России);
- формирование и использование сайтов в Интернете и интранет-порталов в соответствии со структурой и регламентом их информационного наполнения (осуществляется согласно порядку, установленному ГТК России);
- документационное обеспечение *(8) таможенных органов в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в ГТК России, а также типовой инструкцией по делопроизводству и работе архива в таможенных органах.
9. Формирование и использование Ресурсов означает занесение в них представленных сведений об объектах учета, их обновление, использование, исключение из информационных ресурсов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Кодексом, ГТК России, а также в соответствии с порядком, согласованным таможенными органами и соответствующими Ведомствами. Сведения, исключенные из Ресурсов, хранятся в архивах в течение сроков, определенных законодательством Российской Федерации и нормативными актами ГТК России.
10. Прием и обработка сведений на электронном носителе, полученных в результате таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, и связанных с этим действий таможенных органов и участников ВЭД, для их включения в Ресурсы осуществляется в соответствии с Кодексом и порядком, установленным ГТК России. Программные средства (автоматизированные системы, комплексы программных средств, программные задачи) применяемые при этом таможенными органами, должны быть включены в соответствии с установленным порядком в ФАП и разосланы в таможенные органы.
11. Формирование сведений, подлежащих включению в Ресурсы, может вестись с использованием информационных систем, информационных технологий участников ВЭД, их использование для таможенных целей допускается только после проверки их соответствия установленным требованиям. Проверку осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (ст.426 Кодекса ).
См. приказ ГТК РФ от 13 мая 2004 г. N 564
12. Для расширения возможностей информационных услуг таможенных органов по обеспечению пользователей сведениями из Ресурсов предусматривается объединение в соответствии с установленным ГТК России порядком электронных информационных ресурсов таможенных органов как на региональном уровне, так и по таможенной системе в целом.
13. Совместимость Ресурсов, их взаимодействие и целостность должны обеспечиваться за счет соблюдения следующих основных принципов:
- применение общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 N 677 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 46 (ч.2), ст.4472) (далее - общероссийские классификаторы), классификаторов и справочников, входящих в состав ЕАИС ГТК России, а также международных классификаторов;
- применение унифицированных (единых) для ЕАИС ГТК России правил (алгоритмов) форматно-логического контроля сведений, заявленных в электронных документах, в том числе с учетом использования электронной цифровой подписи;
- применение для взаимодействия прикладных процессов в ЕАИС ГТК России единой транспортной технологической подсистемы, форматов и регламентов обмена и унифицированных форм документов.
14. Формирование и использование Ресурсов в Интернете осуществляется с учетом требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2003 N 98 "Об обеспечении доступа к информационной деятельности правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 7, ст.658).
15. Таможенные органы при формировании и использовании Ресурсов осуществляют согласно порядку, установленному ГТК России, меры по обеспечению:
- хранения и обработки данных в местах, недоступных для посторонних лиц;
- предотвращения утраты, искажения, подделки информации;
- предотвращения несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации, а также других форм незаконного вмешательства в Ресурсы.
16. Формирование и использование в Ресурсах персональных данных производится согласно порядку и нормам, установленным Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации.
17. Типовой перечень Ресурсов ЦБД ЕАИС ГТК России, перечень типовых ролей доступа к ЦБД ЕАИС ГТК России и Временное положение по организации доступа к ЦБД ЕАИС ГТК России утверждены приказом ГТК России от 30.01.2003 N 74 .
18. Таможенные органы могут устанавливать в пределах своей компетенции, а также в соответствии с Положением и порядком, определенным ГТК России, конкретные особенности использования и формирования Ресурсов (режим, правила сбора, обработки, хранения, защиты и доступа, ответственных, а также другие условия).
19. Таможенные органы вправе поручать формирование и ведение Ресурсов другим организациям (предприятиям) согласно порядку, установленному ГТК России.
20. При формировании, ведении и использовании Ресурсов используются в основном общероссийские классификаторы, классификаторы и перечни нормативно-справочной информации (НСИ) ЕАИС ГТК России.
Допускается применение НСИ из состава автоматизированных информационных систем Ведомств.
21. Порядок доступа к сведениям, содержащимся в Ресурсах, которые используются исключительно в таможенных целях и которые составляют государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну и другую конфиденциальную информацию, устанавливает ГТК России. Состав должностных лиц таможенных органов, имеющих доступ к указанным сведениям, ограничивается соответствующими перечнями. Использование данных сведений в ущерб интересам участников ВЭД, использование в личных целях либо передача третьим лицам влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
22. В таможенной системе функции по обеспечению формирования и использования Ресурсов возлагаются на ГНИВЦ ГТК России и информационно-технические подразделения таможенных органов.
23. Сайт ГТК России в Интернете *(9) (адрес www.customs.ru) выполняет функции представительства ГТК России в Интернете. Информация, размещаемая на данном сайте, является официальной.
Допускается размещение на указанном сайте информационных ресурсов Ведомств и иных организаций. В этом случае на сайте должны быть сделаны уведомления (ссылки) о статусе этой информации.
Бланки (формы), размещенные на сайте ГТК России, должны быть тождественны (идентичны) бланкам, изготовленным типографским способом.
24. Пользователям Ресурсов не может быть отказано в доступе (в том числе и через Ресурсы, размещаемые на сайте ГТК России в Интернете) к документам, накапливаемым в открытых фондах, библиотеках, архивах, информационных системах (базах данных) таможенных органов, представляющим общественный интерес или необходимым для реализации в соответствии с законодательством Российской Федерации прав, свобод и обязанностей лиц.
25. Запрещается размещение на сайте ГТК России в Интернете информации, относимой законодательством Российской Федерации к информации ограниченного доступа и конфиденциальной информации, в том числе определенной отдельными перечнями сведений ГТК России.
26. Сведения, содержащиеся в Ресурсах, могут предоставляться пользователям информационных ресурсов на условиях, предусмотренных договорами об оказании услуг по информационному обеспечению, положениями о специализированных учреждениях (организациях, предприятиях) и (или) их уставами, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными актами ГТК России.
27. ГТК России утверждает состав, порядок формирования и ведения НСИ ЕАИС ГТК России, организовывает их формирование, ведение и актуализацию на всех уровнях организационной структуры таможенных органов и доводит НСИ ЕАИС ГТК России с требуемой периодичностью в соответствии с действующими соглашениями (договорами) до сведения таможенных органов и Ведомств.
Перечни классификаторов и справочников, входящих в состав НСИ ЕАИС ГТК России, а также их структура и наполнение, размещаются на сайте ГТК России в Интернете.
_____________________________
*(1) ГОСТ 34.003.
*(2) Применяется понятие, определенное в ст.2 Федерального закона от 20.02.1995 N 24-ФЗ .
*(3) Применяется понятие, определенное в ст.2 Федерального закона от 04.07.1996 N 85-ФЗ .
*(4) ГОСТ 28806.
*(5) Здесь и далее следует понимать - информация, представленная в электронной форме и зафиксированная на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
*(6) Пункт 2 ст.425 Таможенного кодекса Российской Федерации.
*(7) Здесь и далее следует понимать - сведения о предметной области информационной системы, представленные в формализованном виде, пригодном для их хранения, передачи или обработки с помощью средств вычислительной техники, а также восприятия человеком.
*(8) Здесь и далее следует понимать - создание документированной информационной базы на различных носителях для использования таможенными органами в процессе их деятельности.
*(9) Здесь следует понимать - совокупность информационно-коммуникационной инфраструктуры ЕАИС ГТК России, размещенная в сетях связи общего пользования и обеспечивающая доступ лиц к информации о деятельности таможенных органов, а также к информационным ресурсам и услугам, возможность доступа к которым и возможность оказания которых установлены законодательством Российской Федерации, нормативными актами, регламентирующими деятельность таможенных органов.