Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
 
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Электронные подписи сотрудников организаций не применяются с 01.09.2024. Закажите ЭП физического лица и получите МЧД
онлайн-справочник

Решение Высшего совета ЕАЭС от 31.05.2016 № 8

Концепция формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС
Решение Высшего Евразийского экономического совета
от 31 мая 2016 г. N 8
"О Концепции формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов
Евразийского экономического союза"
 

В соответствии с пунктом 2 статьи 84 и пунктом 6 статьи 104 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года Высший Евразийской экономический совет РЕШИЛ:

Утвердить прилагаемую Концепцию формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза.

 
Члены Высшего Евразийского экономического совета:
 
От Республики Армения
 
От Республики Беларусь
 
От Республики Казахстан
 
От Кыргызской Республики
 
От Российской Федерации
 
 
УТВЕРЖДЕНА
Решением Высшего
Евразийского экономического совета
от 31 мая 2016 г. N 5
 
КОНЦЕПЦИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ РЫНКОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ
ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
 
I. Общие положения

 

Настоящая Концепция разработана в целях реализации пункта 2 статьи 84 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) и направлена на обеспечение формирования государствами - членами Евразийского экономического Союза (далее соответственно - государства-члены, Союз) общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.

Формирование общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза осуществляется с учетом:

существующих взаимоотношений и обязательств государств-членов, определяемых международными договорами;

особенностей функционирования и развития национальных рынков государств-членов;

приоритетного обеспечения внутренних потребителей государств-членов;

законодательства государств-членов;

международного опыта формирования общих энергетических рынков.

 
П. Понятия и определения
 

Для целей настоящей Концепции используются понятия, которые означают следующее:

«доступ к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов» -предоставление права использования систем транспортировки нефти и нефтепродуктов, управляемых субъектами естественных монополий государств-членов, для транспортировки нефти и нефтепродуктов;

«нефть и нефтепродукты» - товары, определенные в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза;

«общие рынки нефти и нефтепродуктов Союза» - совокупность торгово-экономических отношений хозяйствующих субъектов государств-членов в сфере добычи, транспортировки, поставки, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов на территориях государств-членов, необходимых для удовлетворения потребностей в них государств-членов;

«оператор биржевых торгов» - юридическое лицо, оказывающее услуги по проведению биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами в соответствии с правилами, утвержденными уполномоченными органами государств-членов;

«оператор нефтехранилища и складской инфраструктуры» - юридическое лицо, оказывающее услуги по хранению нефти и нефтепродуктов на территории государства-члена;

«оператор системы транспортировки нефти и нефтепродуктов государства-члена» - юридическое лицо, оказывающее услуги по транспортировке нефти и (или) нефтепродуктов по системе транспортировки нефти и нефтепродуктов на территории государства-члена, а также оперативно-диспетчерское управление системой транспортировки нефти и нефтепродуктов;

«потребитель нефти и нефтепродуктов» - юридическое лицо, приобретающее нефть и (или) нефтепродукты для собственных производственных и (или) иных хозяйственных нужд;

«система транспортировки нефти и нефтепродуктов» - совокупность магистральных трубопроводов и транспортных средств других видов транспорта, используемых для транспортировки (перекачки) нефти и (или) нефтепродуктов;

«транзит нефти и нефтепродуктов» - перемещение (перевозка) нефти и нефтепродуктов по территории государства-члена, пункты отправления и назначения которых находятся за пределами территории этого государства-члена;

«транспортировка нефти и нефтепродуктов» - совершение действий, направленных на перемещение нефти и нефтепродуктов любым способом, в том числе с использованием трубопроводного транспорта от пункта приема от отправителя до пункта сдачи получателю, включая слив, налив, перевалку на другой вид транспорта, хранение, смешение;

«участник общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза» - хозяйствующий субъект, зарегистрированный на территории государства-члена и осуществляющий деятельность в сфере добычи, поставки, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов на территориях государств-членов, а также потребитель нефти и нефтепродуктов.

Иные понятия, используемые в настоящей Концепции, понимаются в значениях, приведенных в Договоре.

 

III. Цели и задачи формирования общих рынков нефти
и нефтепродуктов Союза

 

Формирование общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза осуществляется в целях:

обеспечения устойчивого развития экономик, энергетической и экологической безопасности государств-членов с учетом необходимости приоритетного обеспечения потребностей государств-членов в нефти и нефтепродуктах;

повышения экономической эффективности деятельности хозяйствующих субъектов государств-членов в сфере добычи, транспортировки, поставки, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов на территориях государств-членов и надежности функционирования топливно-энергетических комплексов государств-членов;

повышения уровня экономической интеграции и конкурентоспособности государств-членов и Союза в целом на мировом рынке.

Задачами формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза являются:

создание благоприятных условий для развития экономик государств-членов;

развитие и повышение эффективности рыночных механизмов взаимной торговли нефтью и нефтепродуктами между участниками общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза путем создания механизмов биржевой торговли (включая формирование биржевого товарного рынка Союза), определения принципов взаимодействия субъектов общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза и структур управления и обеспечения функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;

устранение барьеров входа на биржевой товарный рынок, создание условий для обеспечения недискриминационного доступа участников общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза на рынки государств-членов (включая создание электронных биржевых и внебиржевых торговых институтов) при учете в приоритетном порядке интересов экономик государств-членов;

обеспечение информационного обмена между государствами-членами данными о потреблении нефти и нефтепродуктов, добыче, транспортировке, поставке, переработке и сбыте нефти и нефтепродуктов на территориях государств-членов;

повышение прозрачности ценообразования в отношении нефти и нефтепродуктов;

рассмотрение вопросов использования национальных валют в расчетах за нефть и нефтепродукты;

развитие транспортной инфраструктуры в целях обеспечения устойчивого функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;

обеспечение в пределах имеющихся технических возможностей гарантированного осуществления долгосрочной транспортировки нефти и нефтепродуктов по действующей системе транспортировки нефти и нефтепродуктов на территориях государств-членов, в том числе по системам магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов;

унификация норм и стандартов на нефть и нефтепродукты государств-членов, а также требований, связанных с обращением нефти и нефтепродуктов.

 
IV. Принципы формирования общих рынков нефти
и нефтепродуктов Союза
 

Формирование общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза осуществляется исходя из следующих основных принципов, определенных Договором:

обеспечение рыночного ценообразования в отношении нефти и нефтепродуктов, за исключением услуг субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов, ценообразование в отношении которых формируется в соответствии с законодательством государств-членов;

обеспечение развития добросовестной конкуренции на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза, за исключением услуг субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов, ценообразование в отношении которых формируется в соответствии с законодательством государств-членов;

отсутствие технических, административных и прочих препятствий торговле нефтью и нефтепродуктами, соответствующим оборудованием, технологиями и связанными с ними услугами;

обеспечение развития коммерческой и транспортной инфраструктуры общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;

обеспечение недискриминационных условий для хозяйствующих субъектов государств-членов на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза;

создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в сферы добычи, транспортировки, поставки, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов государств-членов;

гармонизация национальных норм и правил функционирования технологической и коммерческой инфраструктуры общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;

неприменение во взаимной торговле количественных ограничений и вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное значение);

приоритетное обеспечение потребностей государств-членов в нефти и нефтепродуктах;

унификация норм и стандартов на нефть и нефтепродукты государств-членов;

обеспечение экологической безопасности;

информационное обеспечение общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.

Государства-члены развивают взаимовыгодное сотрудничество по формированию общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза также с учетом следующих принципов:

сотрудничество на основе равноправия, взаимной выгоды и ненанесения экономического ущерба любому из государств-членов;

соблюдение баланса экономических интересов субъектов общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, в том числе интересов субъектов естественных монополий государств-членов, обеспечивающих недискриминационный доступ к оказываемым ими услугам в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов и надлежащий уровень качества этих услуг для потребителей, а также эффективное функционирование и развитие систем транспортировки нефти и нефтепродуктов;

тарифообразование на услуги субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов в соответствии с законодательством государств-членов;

приоритетное использование механизмов, основанных на рыночных отношениях и конкуренции;

повышение открытости информации, характеризующей спрос и предложение на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза.

Указанные принципы формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза не распространяются на правоотношения, возникающие в рамках ранее заключенных межправительственных соглашений по вопросам трансграничных трубопроводов.

 
V. Субъекты общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза
 

В состав субъектов общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза входят:

участники общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;

инфраструктурные организации общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.

В состав инфраструктурных организаций общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза входят:

юридические лица, владеющие системами транспортировки нефти и нефтепродуктов, нефтехранилищами и складской инфраструктурой на территориях государств-членов;

операторы систем транспортировки нефти и нефтепродуктов государств-членов;

операторы нефтехранилищ и складской инфраструктуры;

операторы биржевых торгов, обеспечивающие исполнение договоров, заключенных при осуществлении биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами, посредством взаимодействия с операторами систем транспортировки нефти и нефтепродуктов государств-членов и операторами нефтехранилищ и складской инфраструктуры;

прочие организации, обеспечивающие взаимодействие операторов систем транспортировки нефти и нефтепродуктов государств-членов, операторов нефтехранилищ и складской инфраструктуры и операторов биржевых торгов.

 
VI. Функционирование общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза
 

Функционирование общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза направлено на обеспечение соблюдения баланса экономических интересов субъектов общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.

Общие рынки нефти и нефтепродуктов Союза функционируют на основании права Союза, регулирующего общие рынки нефти и нефтепродуктов Союза, с учетом особенностей, определяемых в соответствии с этапами формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.

В рамках функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза будет осуществляться деятельность по следующим направлениям:

взаимная торговля нефтью и нефтепродуктами между участниками общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза:

по двусторонним и иным договорам;

на биржевых торгах.

Взаимная торговля нефтью и нефтепродуктами на биржевых торгах осуществляется участниками общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза в электронных системах торговли в соответствии с актами, регулирующими общие рынки нефти и нефтепродуктов Союза (в случаях, когда используется единая торговая площадка в рамках Союза), и в соответствии с законодательством государств-членов;

обеспечение транзита нефти и нефтепродуктов и (или) транспортировки нефти и нефтепродуктов:

происходящих с территории одного государства-члена по территории другого государства-члена для внутреннего потребления государствами-членами и (или) для экспорта с территории Союза;

происходящих с территории третьих государств по территории государства-члена для внутреннего потребления государствами-членами и (или) для экспорта с территории Союза;

осуществление деятельности в сфере добычи, транспортировки, поставки, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов на территории одного государства-члена хозяйствующими субъектами другого государства-члена (включая реализацию совместных проектов);

осуществление деятельности по унификации норм и (или) стандартов на нефть и нефтепродукты с учетом соблюдения баланса экономических интересов субъектов общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.

 
VII. Развитие международного сотрудничества в нефтяной сфере
и межгосударственной инфраструктуры
 

В целях содействия энергетической безопасности государств-членов и укрепления их позиций на мировых рынках нефти и нефтепродуктов государства-члены:

формируют предложения по разработке документов в сфере транзита нефти и нефтепродуктов, учитывающие национальные интересы государств-членов;

способствуют реализации крупных трансграничных инвестиционных проектов в нефтяной сфере;

содействуют более эффективному позиционированию нефтяной отрасли государств-членов и использованию глобальных цепочек создания стоимости от добычи нефти до переработки и реализации нефти и нефтепродуктов, увеличению объемов транзита нефти и нефтепродуктов из третьих государств через территории государств-членов;

формируют инфраструктурные, финансово-экономические и технико-технологические условия для расширения участия хозяйствующих субъектов государств-членов в международной торговле нефтью и нефтепродуктами.

 
VIII. Регулирование и обеспечение функционирования общих рынков
нефти и нефтепродуктов Союза
 

Регулирование общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза осуществляется в соответствии с правом Союза и законодательством государств-членов и включает в себя:

регулирование деятельности субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов; антимонопольное регулирование; таможенно-тарифное регулирование; налоговое регулирование;

регулирование срочного рынка (биржевого и внебиржевого); техническое регулирование;

регулирование биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами.

В целях формирования и функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза государства-члены обеспечивают взаимодействие органов регулирования государств-членов и субъектов общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.

В рамках обеспечения функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза осуществляются:

принятие актов органов Союза и нормативных правовых актов государств-членов в указанных сферах регулирования;

выработка и реализация государствами-членами государственной политики в части технологического и регуляторного обеспечения формирования и функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;

координация деятельности операторов систем транспортировки нефти и нефтепродуктов государств-членов;

координация реализации совместных проектов специальными межгосударственными органами регулирования;

создание и обеспечение функционирования вспомогательных органов общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.

Взаимодействие операторов систем транспортировки нефти и нефтепродуктов государств-членов в условиях функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза осуществляется по следующим направлениям:

организация информационного обмена технологической информацией, необходимой для осуществления межгосударственной транспортировки нефти и нефтепродуктов в рамках взаимной торговли и транзита нефти и нефтепродуктов;

взаимное информирование о графиках ремонта элементов систем транспортировки нефти и нефтепродуктов, оказывающих влияние на пропускную способность и надежность работы межгосударственных трубопроводных систем;

взаимное информирование о планах развития систем транспортировки нефти и нефтепродуктов в соответствии с программами развития государств-членов.

Операторы систем транспортировки нефти и нефтепродуктов государств-членов осуществляют оперативно-диспетчерское управление системами транспортировки нефти и нефтепродуктов государств-членов в соответствии с законодательством государств-членов.

Взаимодействие операторов биржевых торгов на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза осуществляется по следующим направлениям:

взаимная торговля нефтью и нефтепродуктами между участниками общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза на биржевых торгах;

обеспечение расчетов между участниками общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;

взаимодействие с операторами систем транспортировки нефти и нефтепродуктов государств-членов и операторами нефтехранилищ и складской инфраструктуры при осуществлении взаимной торговли нефтью и нефтепродуктами между участниками общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза на биржевых торгах для обеспечения поставок нефти и нефтепродуктов.

 
IX. Механизмы ценообразования на общих рынках нефти
и нефтепродуктов Союза
 

Механизмы ценообразования на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза формируются с учетом существующих механизмов ценообразования на рынках государств-членов и этапов формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.

Ценообразование на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза формируется на основании рыночных механизмов и добросовестной конкуренции. С целью обеспечения прозрачности ценообразования формируются объективные ценовые индикаторы биржевого и внебиржевого рынка, наряду с механизмами сбора и обработки информации о договорах внебиржевого рынка. Принципы ценообразования являются общими независимо от принадлежности субъектов хозяйствования тому или иному государству-члену.

При регулировании тарифов на услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по системам транспортировки нефти и нефтепродуктов государства-члены руководствуются пунктом 7 Протокола о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов (приложение N 23 к Договору), определяющим, что:

тарифы на услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по системам транспортировки нефти и нефтепродуктов устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов;

тарифы на услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов устанавливаются для хозяйствующих субъектов государств-членов на уровне, не превышающем тарифы, установленные для хозяйствующих субъектов государства-члена, по территории которого осуществляется транспортировка нефти и нефтепродуктов;

установление тарифов на услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов для хозяйствующих субъектов государств-членов ниже тарифов, установленных для хозяйствующих субъектов государства-члена, по территории которого осуществляется транспортировка нефти и нефтепродуктов, не является обязательством государств-членов.

 
X. Мониторинг и информационное обеспечение общих рынков нефти
и нефтепродуктов Союза
 

Мониторинг и информационное обеспечение общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза будут реализованы в рамках интегрированной информационной системы Союза, создаваемой в соответствии с пунктом 3 Протокола об информационно-коммуникационных технологиях и информационном взаимодействии в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 3 к Договору).

Обмен технологической информацией между операторами систем транспортировки нефти и нефтепродуктов государств-членов будет осуществляться по взаимной договоренности между ними в объеме, необходимом для обеспечения бесперебойной межгосударственной транспортировки нефти и нефтепродуктов.

Предусматривается создание общего информационного пространства Союза, включая взаимное предоставление релевантной информации по вопросам функционирования финансовых рынков и общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.

Для мониторинга динамики цен на мировых рынках нефти и нефтепродуктов используются различные источники информации.

Государства-члены создают систему информационного обмена на основе таможенной информации, включающей сведения о поставках, экспорте и импорте нефти и нефтепродуктов всеми видами транспорта.

 
XI. Инвестиции
 

Государства-члены содействуют привлечению инвестиций в сферы добычи, транспортировки, поставки, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов на территориях государств-членов в целях формирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.

Государства-члены в рамках совместной деятельности содействуют:

созданию благоприятного инвестиционного климата на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза, поощрению и защите взаимных инвестиций;

развитию транспортной инфраструктуры.

 
XII. Акты, регулирующие общие рынки нефти и нефтепродуктов Союза
 

Систему актов, регулирующих общие рынки нефти и нефтепродуктов Союза, составляют: Договор;

международный договор в рамках Союза о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, содержащий в том числе единые правила доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов, расположенным на территориях государств-членов, заключаемый в соответствии с пунктом 3 статьи 84 и пунктом 7 статьи 104 Договора;

акты органов Союза, определяющие функционирование (деятельность) субъектов общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза и разрабатываемые в соответствии с программой формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, предусмотренной пунктом 2 статьи 84 и пунктом 6 статьи 104 Договора.

 
XIII. Управление общими рынками нефти и нефтепродуктов Союза
и обеспечение их функционирования
 

В рамках формирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза осуществляется взаимодействие структур управления и обеспечения функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза и субъектов общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.

В состав структур управления и обеспечения функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза входят:

государственные органы государств-членов, уполномоченные на регулирование рынков нефти и нефтепродуктов;

органы общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза (совет руководителей государственных органов государств-членов, рабочие группы, специальные комиссии), которые могут быть сформированы для обеспечения взаимодействия государственных органов государств-членов, участников общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза и инфраструктурных организаций общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.

Взаимодействие структур управления и обеспечения функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза и субъектов общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза включает в себя:

выработку согласованных предложений по вопросам развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;

организацию мониторинга функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;

функционирование и взаимодействие информационных систем, обеспечивающих функционирование общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, в том числе электронной системы, при осуществлении торговых операций участниками общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза на биржевых торгах.

 
XIV. Этапы формирования общих рынков нефти
и нефтепродуктов Союза
 

Государства-члены в соответствии со статьей 84 Договора обеспечивают формирование общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза в соответствии со следующими этапами:

этап I (2016 - 2017 годы) - разработка и утверждение программы формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;

этап II (2018 - 2023 годы) - выполнение мероприятий программы формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, разработка единых правил доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов, расположенным на территориях государств-членов;

этап III (2024 год) - заключение и вступление в силу международного договора в рамках Союза о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, содержащего в том числе единые правила доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов, расположенным на территориях государств-членов.

 

  • Документ полезен?
    0 m n 0
  • '
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha