;
Действует
История статусов
Дата вступления в силу 01.06.2016 |
В соответствии с пунктом 2 статьи 84 и пунктом 6 статьи 104 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года Высший Евразийской экономический совет РЕШИЛ:
Утвердить прилагаемую Концепцию формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза.
Настоящая Концепция разработана в целях реализации пункта 2 статьи 84 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) и направлена на обеспечение формирования государствами - членами Евразийского экономического Союза (далее соответственно - государства-члены, Союз) общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.
Формирование общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза осуществляется с учетом:
существующих взаимоотношений и обязательств государств-членов, определяемых международными договорами;
особенностей функционирования и развития национальных рынков государств-членов;
приоритетного обеспечения внутренних потребителей государств-членов;
законодательства государств-членов;
международного опыта формирования общих энергетических рынков.
Для целей настоящей Концепции используются понятия, которые означают следующее:
«доступ к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов» -предоставление права использования систем транспортировки нефти и нефтепродуктов, управляемых субъектами естественных монополий государств-членов, для транспортировки нефти и нефтепродуктов;
«нефть и нефтепродукты» - товары, определенные в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза;
«общие рынки нефти и нефтепродуктов Союза» - совокупность торгово-экономических отношений хозяйствующих субъектов государств-членов в сфере добычи, транспортировки, поставки, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов на территориях государств-членов, необходимых для удовлетворения потребностей в них государств-членов;
«оператор биржевых торгов» - юридическое лицо, оказывающее услуги по проведению биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами в соответствии с правилами, утвержденными уполномоченными органами государств-членов;
«оператор нефтехранилища и складской инфраструктуры» - юридическое лицо, оказывающее услуги по хранению нефти и нефтепродуктов на территории государства-члена;
«оператор системы транспортировки нефти и нефтепродуктов государства-члена» - юридическое лицо, оказывающее услуги по транспортировке нефти и (или) нефтепродуктов по системе транспортировки нефти и нефтепродуктов на территории государства-члена, а также оперативно-диспетчерское управление системой транспортировки нефти и нефтепродуктов;
«потребитель нефти и нефтепродуктов» - юридическое лицо, приобретающее нефть и (или) нефтепродукты для собственных производственных и (или) иных хозяйственных нужд;
«система транспортировки нефти и нефтепродуктов» - совокупность магистральных трубопроводов и транспортных средств других видов транспорта, используемых для транспортировки (перекачки) нефти и (или) нефтепродуктов;
«транзит нефти и нефтепродуктов» - перемещение (перевозка) нефти и нефтепродуктов по территории государства-члена, пункты отправления и назначения которых находятся за пределами территории этого государства-члена;
«транспортировка нефти и нефтепродуктов» - совершение действий, направленных на перемещение нефти и нефтепродуктов любым способом, в том числе с использованием трубопроводного транспорта от пункта приема от отправителя до пункта сдачи получателю, включая слив, налив, перевалку на другой вид транспорта, хранение, смешение;
«участник общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза» - хозяйствующий субъект, зарегистрированный на территории государства-члена и осуществляющий деятельность в сфере добычи, поставки, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов на территориях государств-членов, а также потребитель нефти и нефтепродуктов.
Иные понятия, используемые в настоящей Концепции, понимаются в значениях, приведенных в Договоре.
Формирование общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза осуществляется в целях:
обеспечения устойчивого развития экономик, энергетической и экологической безопасности государств-членов с учетом необходимости приоритетного обеспечения потребностей государств-членов в нефти и нефтепродуктах;
повышения экономической эффективности деятельности хозяйствующих субъектов государств-членов в сфере добычи, транспортировки, поставки, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов на территориях государств-членов и надежности функционирования топливно-энергетических комплексов государств-членов;
повышения уровня экономической интеграции и конкурентоспособности государств-членов и Союза в целом на мировом рынке.
Задачами формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза являются:
создание благоприятных условий для развития экономик государств-членов;
развитие и повышение эффективности рыночных механизмов взаимной торговли нефтью и нефтепродуктами между участниками общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза путем создания механизмов биржевой торговли (включая формирование биржевого товарного рынка Союза), определения принципов взаимодействия субъектов общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза и структур управления и обеспечения функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;
устранение барьеров входа на биржевой товарный рынок, создание условий для обеспечения недискриминационного доступа участников общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза на рынки государств-членов (включая создание электронных биржевых и внебиржевых торговых институтов) при учете в приоритетном порядке интересов экономик государств-членов;
обеспечение информационного обмена между государствами-членами данными о потреблении нефти и нефтепродуктов, добыче, транспортировке, поставке, переработке и сбыте нефти и нефтепродуктов на территориях государств-членов;
повышение прозрачности ценообразования в отношении нефти и нефтепродуктов;
рассмотрение вопросов использования национальных валют в расчетах за нефть и нефтепродукты;
развитие транспортной инфраструктуры в целях обеспечения устойчивого функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;
обеспечение в пределах имеющихся технических возможностей гарантированного осуществления долгосрочной транспортировки нефти и нефтепродуктов по действующей системе транспортировки нефти и нефтепродуктов на территориях государств-членов, в том числе по системам магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов;
унификация норм и стандартов на нефть и нефтепродукты государств-членов, а также требований, связанных с обращением нефти и нефтепродуктов.
Формирование общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза осуществляется исходя из следующих основных принципов, определенных Договором:
обеспечение рыночного ценообразования в отношении нефти и нефтепродуктов, за исключением услуг субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов, ценообразование в отношении которых формируется в соответствии с законодательством государств-членов;
обеспечение развития добросовестной конкуренции на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза, за исключением услуг субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов, ценообразование в отношении которых формируется в соответствии с законодательством государств-членов;
отсутствие технических, административных и прочих препятствий торговле нефтью и нефтепродуктами, соответствующим оборудованием, технологиями и связанными с ними услугами;
обеспечение развития коммерческой и транспортной инфраструктуры общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;
обеспечение недискриминационных условий для хозяйствующих субъектов государств-членов на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза;
создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в сферы добычи, транспортировки, поставки, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов государств-членов;
гармонизация национальных норм и правил функционирования технологической и коммерческой инфраструктуры общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;
неприменение во взаимной торговле количественных ограничений и вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное значение);
приоритетное обеспечение потребностей государств-членов в нефти и нефтепродуктах;
унификация норм и стандартов на нефть и нефтепродукты государств-членов;
обеспечение экологической безопасности;
информационное обеспечение общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.
Государства-члены развивают взаимовыгодное сотрудничество по формированию общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза также с учетом следующих принципов:
сотрудничество на основе равноправия, взаимной выгоды и ненанесения экономического ущерба любому из государств-членов;
соблюдение баланса экономических интересов субъектов общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, в том числе интересов субъектов естественных монополий государств-членов, обеспечивающих недискриминационный доступ к оказываемым ими услугам в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов и надлежащий уровень качества этих услуг для потребителей, а также эффективное функционирование и развитие систем транспортировки нефти и нефтепродуктов;
тарифообразование на услуги субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов в соответствии с законодательством государств-членов;
приоритетное использование механизмов, основанных на рыночных отношениях и конкуренции;
повышение открытости информации, характеризующей спрос и предложение на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза.
Указанные принципы формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза не распространяются на правоотношения, возникающие в рамках ранее заключенных межправительственных соглашений по вопросам трансграничных трубопроводов.
В состав субъектов общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза входят:
участники общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;
инфраструктурные организации общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.
В состав инфраструктурных организаций общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза входят:
юридические лица, владеющие системами транспортировки нефти и нефтепродуктов, нефтехранилищами и складской инфраструктурой на территориях государств-членов;
операторы систем транспортировки нефти и нефтепродуктов государств-членов;
операторы нефтехранилищ и складской инфраструктуры;
операторы биржевых торгов, обеспечивающие исполнение договоров, заключенных при осуществлении биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами, посредством взаимодействия с операторами систем транспортировки нефти и нефтепродуктов государств-членов и операторами нефтехранилищ и складской инфраструктуры;
прочие организации, обеспечивающие взаимодействие операторов систем транспортировки нефти и нефтепродуктов государств-членов, операторов нефтехранилищ и складской инфраструктуры и операторов биржевых торгов.
Функционирование общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза направлено на обеспечение соблюдения баланса экономических интересов субъектов общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.
Общие рынки нефти и нефтепродуктов Союза функционируют на основании права Союза, регулирующего общие рынки нефти и нефтепродуктов Союза, с учетом особенностей, определяемых в соответствии с этапами формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.
В рамках функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза будет осуществляться деятельность по следующим направлениям:
взаимная торговля нефтью и нефтепродуктами между участниками общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза:
по двусторонним и иным договорам;
на биржевых торгах.
Взаимная торговля нефтью и нефтепродуктами на биржевых торгах осуществляется участниками общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза в электронных системах торговли в соответствии с актами, регулирующими общие рынки нефти и нефтепродуктов Союза (в случаях, когда используется единая торговая площадка в рамках Союза), и в соответствии с законодательством государств-членов;
обеспечение транзита нефти и нефтепродуктов и (или) транспортировки нефти и нефтепродуктов:
происходящих с территории одного государства-члена по территории другого государства-члена для внутреннего потребления государствами-членами и (или) для экспорта с территории Союза;
происходящих с территории третьих государств по территории государства-члена для внутреннего потребления государствами-членами и (или) для экспорта с территории Союза;
осуществление деятельности в сфере добычи, транспортировки, поставки, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов на территории одного государства-члена хозяйствующими субъектами другого государства-члена (включая реализацию совместных проектов);
осуществление деятельности по унификации норм и (или) стандартов на нефть и нефтепродукты с учетом соблюдения баланса экономических интересов субъектов общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.
В целях содействия энергетической безопасности государств-членов и укрепления их позиций на мировых рынках нефти и нефтепродуктов государства-члены:
формируют предложения по разработке документов в сфере транзита нефти и нефтепродуктов, учитывающие национальные интересы государств-членов;
способствуют реализации крупных трансграничных инвестиционных проектов в нефтяной сфере;
содействуют более эффективному позиционированию нефтяной отрасли государств-членов и использованию глобальных цепочек создания стоимости от добычи нефти до переработки и реализации нефти и нефтепродуктов, увеличению объемов транзита нефти и нефтепродуктов из третьих государств через территории государств-членов;
формируют инфраструктурные, финансово-экономические и технико-технологические условия для расширения участия хозяйствующих субъектов государств-членов в международной торговле нефтью и нефтепродуктами.
Регулирование общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза осуществляется в соответствии с правом Союза и законодательством государств-членов и включает в себя:
регулирование деятельности субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов; антимонопольное регулирование; таможенно-тарифное регулирование; налоговое регулирование;
регулирование срочного рынка (биржевого и внебиржевого); техническое регулирование;
регулирование биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами.
В целях формирования и функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза государства-члены обеспечивают взаимодействие органов регулирования государств-членов и субъектов общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.
В рамках обеспечения функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза осуществляются:
принятие актов органов Союза и нормативных правовых актов государств-членов в указанных сферах регулирования;
выработка и реализация государствами-членами государственной политики в части технологического и регуляторного обеспечения формирования и функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;
координация деятельности операторов систем транспортировки нефти и нефтепродуктов государств-членов;
координация реализации совместных проектов специальными межгосударственными органами регулирования;
создание и обеспечение функционирования вспомогательных органов общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.
Взаимодействие операторов систем транспортировки нефти и нефтепродуктов государств-членов в условиях функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза осуществляется по следующим направлениям:
организация информационного обмена технологической информацией, необходимой для осуществления межгосударственной транспортировки нефти и нефтепродуктов в рамках взаимной торговли и транзита нефти и нефтепродуктов;
взаимное информирование о графиках ремонта элементов систем транспортировки нефти и нефтепродуктов, оказывающих влияние на пропускную способность и надежность работы межгосударственных трубопроводных систем;
взаимное информирование о планах развития систем транспортировки нефти и нефтепродуктов в соответствии с программами развития государств-членов.
Операторы систем транспортировки нефти и нефтепродуктов государств-членов осуществляют оперативно-диспетчерское управление системами транспортировки нефти и нефтепродуктов государств-членов в соответствии с законодательством государств-членов.
Взаимодействие операторов биржевых торгов на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза осуществляется по следующим направлениям:
взаимная торговля нефтью и нефтепродуктами между участниками общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза на биржевых торгах;
обеспечение расчетов между участниками общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;
взаимодействие с операторами систем транспортировки нефти и нефтепродуктов государств-членов и операторами нефтехранилищ и складской инфраструктуры при осуществлении взаимной торговли нефтью и нефтепродуктами между участниками общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза на биржевых торгах для обеспечения поставок нефти и нефтепродуктов.
Механизмы ценообразования на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза формируются с учетом существующих механизмов ценообразования на рынках государств-членов и этапов формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.
Ценообразование на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза формируется на основании рыночных механизмов и добросовестной конкуренции. С целью обеспечения прозрачности ценообразования формируются объективные ценовые индикаторы биржевого и внебиржевого рынка, наряду с механизмами сбора и обработки информации о договорах внебиржевого рынка. Принципы ценообразования являются общими независимо от принадлежности субъектов хозяйствования тому или иному государству-члену.
При регулировании тарифов на услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по системам транспортировки нефти и нефтепродуктов государства-члены руководствуются пунктом 7 Протокола о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов (приложение N 23 к Договору), определяющим, что:
тарифы на услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по системам транспортировки нефти и нефтепродуктов устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов;
тарифы на услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов устанавливаются для хозяйствующих субъектов государств-членов на уровне, не превышающем тарифы, установленные для хозяйствующих субъектов государства-члена, по территории которого осуществляется транспортировка нефти и нефтепродуктов;
установление тарифов на услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов для хозяйствующих субъектов государств-членов ниже тарифов, установленных для хозяйствующих субъектов государства-члена, по территории которого осуществляется транспортировка нефти и нефтепродуктов, не является обязательством государств-членов.
Мониторинг и информационное обеспечение общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза будут реализованы в рамках интегрированной информационной системы Союза, создаваемой в соответствии с пунктом 3 Протокола об информационно-коммуникационных технологиях и информационном взаимодействии в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 3 к Договору).
Обмен технологической информацией между операторами систем транспортировки нефти и нефтепродуктов государств-членов будет осуществляться по взаимной договоренности между ними в объеме, необходимом для обеспечения бесперебойной межгосударственной транспортировки нефти и нефтепродуктов.
Предусматривается создание общего информационного пространства Союза, включая взаимное предоставление релевантной информации по вопросам функционирования финансовых рынков и общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.
Для мониторинга динамики цен на мировых рынках нефти и нефтепродуктов используются различные источники информации.
Государства-члены создают систему информационного обмена на основе таможенной информации, включающей сведения о поставках, экспорте и импорте нефти и нефтепродуктов всеми видами транспорта.
Государства-члены содействуют привлечению инвестиций в сферы добычи, транспортировки, поставки, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов на территориях государств-членов в целях формирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.
Государства-члены в рамках совместной деятельности содействуют:
созданию благоприятного инвестиционного климата на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза, поощрению и защите взаимных инвестиций;
развитию транспортной инфраструктуры.
Систему актов, регулирующих общие рынки нефти и нефтепродуктов Союза, составляют: Договор;
международный договор в рамках Союза о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, содержащий в том числе единые правила доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов, расположенным на территориях государств-членов, заключаемый в соответствии с пунктом 3 статьи 84 и пунктом 7 статьи 104 Договора;
акты органов Союза, определяющие функционирование (деятельность) субъектов общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза и разрабатываемые в соответствии с программой формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, предусмотренной пунктом 2 статьи 84 и пунктом 6 статьи 104 Договора.
В рамках формирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза осуществляется взаимодействие структур управления и обеспечения функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза и субъектов общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.
В состав структур управления и обеспечения функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза входят:
государственные органы государств-членов, уполномоченные на регулирование рынков нефти и нефтепродуктов;
органы общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза (совет руководителей государственных органов государств-членов, рабочие группы, специальные комиссии), которые могут быть сформированы для обеспечения взаимодействия государственных органов государств-членов, участников общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза и инфраструктурных организаций общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.
Взаимодействие структур управления и обеспечения функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза и субъектов общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза включает в себя:
выработку согласованных предложений по вопросам развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;
организацию мониторинга функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;
функционирование и взаимодействие информационных систем, обеспечивающих функционирование общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, в том числе электронной системы, при осуществлении торговых операций участниками общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза на биржевых торгах.
Государства-члены в соответствии со статьей 84 Договора обеспечивают формирование общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза в соответствии со следующими этапами:
этап I (2016 - 2017 годы) - разработка и утверждение программы формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;
этап II (2018 - 2023 годы) - выполнение мероприятий программы формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, разработка единых правил доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов, расположенным на территориях государств-членов;
этап III (2024 год) - заключение и вступление в силу международного договора в рамках Союза о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, содержащего в том числе единые правила доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов, расположенным на территориях государств-членов.