;
Действует
История статусов
Подписан 20.09.2018 |
Первым заместителем руководителя ФТС России Р.В.Давыдовым поручено региональным таможенным управлениям и таможням, непосредственно подчиненным ФТС России, провести семинары с представителями уполномоченных экономических операторов (далее - УЭО) по вопросам включения юридических лиц в реестр УЭО (далее - реестр) с выдачей свидетельств первого, второго, третьего типов. К компетенции подразделений таможенного контроля после выпуска товаров относятся в том числе вопросы проверки требований к системе учета, представления отчетности УЭО. Предлагаем при подготовке к проведению семинаров придерживаться следующей позиции.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 433 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) установлена необходимость наличия у юридического лица системы учета товаров, отвечающей требованиям законодательства государств - членов о таможенном регулировании, позволяющей сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций и обеспечивающей доступ (в том числе удаленный) таможенных органов к таким сведениям.
Типовые требования к системе учета могут быть определены Евразийской экономической комиссией, но в настоящее время установлены частью 8 статьи 383 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон). А именно:
1) осуществление раздельного учета операций с иностранными товарами и товарами ЕАЭС;
2) обеспечение для должностных лиц таможенных органов возможности доступа (в том числе удаленного) к системе учета товаров;
3) обеспечение информационной системы юридического лица средствами защиты содержащейся в ней информации для предотвращения несанкционированного доступа, возможности незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней, и постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.
Кроме того, статьей 245 Федерального закона установлены требования к учету товаров для проведения таможенного контроля.
Проверка указанных требований у проверяемых лиц осуществляется путем изучения представленных документов и сведений, в том числе:
1) учетной политики, утвержденной руководителем УЭО, сформированной в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ) и приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету" (ПБУ 1/2008);
2) утвержденных (пункт 4 ПБУ 1/2008) учетной политикой:
- рабочего плана счетов бухгалтерского учета;
- форм первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- правил документооборота и технологии обработки учетной информации;
- порядка контроля за хозяйственными операциями;
- других решений, необходимых для организации бухгалтерского учета.
Обеспечение информационной безопасности, в рамках которой проверяются требования, предъявляемые к техническим средствам и средствам защиты информации (установлены приказом ФТС России от 24 января 2008 г. N 52 "О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей "Интернет"):
1) наличие установленных на средствах вычислительной техники информационной системы электронного предоставления сведений (далее - ИС ЭПС) лицензионных средств антивирусной защиты информации, сертифицированных ФСТЭК России и ФСБ России по требованиям безопасности информации;
2) наличие сертифицированных ФСБ России средств криптографической защиты информации и электронной цифровой подписи, совместимых с системой ведомственных удостоверяющих центров таможенных органов для обеспечения целостности и юридической значимости передаваемой информации в процессе информационного взаимодействия;
3) обеспечение разграничения и контроля доступа должностных лиц заявителя к ресурсам информационной системы электронного предоставления сведений с использованием сертифицированных средств защиты информации (должна быть аттестована по требованиям безопасности информации).
Также информационная система подконтрольного лица проверяется на предмет соответствия требованиям, установленным Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
В случае ведения автоматизированного бухгалтерского учета с применением определенных программных средств, сведения о которых указываются в учетной политике, при необходимости могут быть сформированы дополнительные регистры, не применяемые в учетной политике как основные, но представляющие необходимые для организации учета данные (самостоятельный вид деятельности, подлежащий отдельному учету, в учетной политике лица). При наличии всех обязательных реквизитов, установленных статьей 10 Федерального закона N 402-ФЗ, данные регистры являются регистрами бухгалтерского учета, подтверждающими ведение раздельного учета операций с иностранными товарами и товарами ЕАЭС. Такие регистры также должны быть утверждены учетной политикой.
Проверка системы учета товаров с применением удаленного доступа зависит от предполагаемых организацией возможных способов взаимодействия с таможенным органом. Порядок указанного взаимодействия, включая регламент информационного обмена между УЭО и таможенными органами, а также состав и форматы данных, устанавливаются соглашением о взаимодействии, заключаемым между уполномоченным таможенным органом и УЭО в соответствии со статьей 386 Федерального закона.
В настоящее время проектом приказа Минфина России "Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при рассмотрении заявлений о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, внесении изменений в реестр уполномоченных экономических операторов, принятии решений о приостановлении (возобновлении) действия свидетельства уполномоченного экономического оператора, а также исключении юридического лица из указанного реестра" предусмотрен ряд способов предоставления удаленного доступа. В их числе:
1) через WEB-браузер по адресу http://__________;
2) с применением программы удаленного доступа по адресу/ID_____;
3) с применением АПС "Личный кабинет";
4) с применением АПС "Электронное представление сведений";
5) иным способом, например, через информационного оператора (статья 283 Федерального закона).
ФТС России разработан проект приказа "Об утверждении форм отчетов, Порядка заполнения, способов и сроков представления отчетности уполномоченными экономическими операторами" (далее - проект приказа). Проектом приказа предусмотрена реализация применения взаимосвязанных норм ТК ЕАЭС и Федерального закона, соответствующих условиям включения в реестр УЭО и предоставления ими отчетности, проведения таможенного контроля:
наличие у УЭО системы учета товаров, позволяющей сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций (предусмотрено статьей 433 ТК ЕАЭС);
представление отчетности в таможенный орган о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях (предусмотрено статьей 18 ТК ЕАЭС);
проверка таможенными органами наличия системы учета товаров и ведение учета товаров УЭО путем сверки данных, содержащихся в системе учета, а также в представляемой таможенным органам отчетности, с иными данными, в том числе, содержащимися в бухгалтерском учете и отчетности, первичных документах, регистрах УЭО (предусмотрено статьей 350 ТК ЕАЭС и статьей 244 Федерального закона "О таможенном регулировании").
Формирование отчетности основывается, как и предусмотрено статьей 244 Федерального закона, на первичных учетных документах и записях в таких документах учета, утвержденных организационно-распорядительным документом о принятии учетной политики.
Проектом приказа предусмотрено представление отчетности 1 раз в год до 30 апреля года, следующего за отчетным, или по требованию (запросу) таможенного органа. Отчетность состоит из двух форм.
Форма N 1 отчетности позволит реализовать возможность сопоставления сведений, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета о товарах, в отношении которых применялись отдельные специальные упрощения (выпуск товаров до подачи ДТ, хранение товаров УЭО в помещениях и на территориях УЭО и транспортировкой товаров УЭО, а также в отношении которых предусмотрено обязательное представление отчетности), со сведениями, содержащимися в информационных ресурсах таможенных органов.
Форма N 2 отчетности позволит осуществить проверку соответствия финансовой устойчивости лица.
Представление отчетности предусмотрено в электронном виде с использованием АПС "Личный кабинет".
Одновременно сообщаем, что проект приказа, как и результаты оценки регулирующего воздействия, размещены на официальном портале regulation.gov.ru.
Или такая возможность все еще в проекте и сейчас ею нельзя воспользоваться?