|
;
Действует
История статусов
Подписан 26.12.2019 |
Вопрос:
В соответствии с пп. 5 п. 6 проекта Порядка проведения категорирования лиц, совершающих таможенные операции, периодичности и форм его проведения, условий дифференцированного применения к ним мер по минимизации рисков, разработанного Министерством Финансов Российской Федерации (далее - Порядок), одним из условий, при выявлении которых лицу присваивается категория высокого риска, является отнесение лица к высокому уровню налогового риска по результатам категорирования Федеральной налоговой службой РФ (далее - ФНС России).
При этом принцип, который используется ФНС России для определения категории налогового риска с целью межведомственного обмена с Федеральной таможенной службой (далее - ФТС), законодательно не закреплен; нормы о порядке определения категории налогового риска отсутствуют в НК РФ или в других нормативных правовых актах, и, как следствие, такой Порядок не является понятным и прозрачным для организаций - участников рынка, что создает существенные риски для ведения бизнеса.
На данный момент налоговые органы используют следующие инструменты для оценки налоговых рисков:
1) проверку налогоплательщика с точки зрения Критериев, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.
В Приложении N 2 к Приказу ФНС 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ содержатся Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Установленные Критерии позволяют налоговому органу эффективно планировать свою контрольную деятельность, а налогоплательщикам самостоятельно выявить и исправить допущенные при исчислении ошибки. Некоторые из этих Критериев имеют числовые показатели, которые ежегодно обновляются на основании информации ФНС России и Федеральной службы государственной статистики. В частности, к таковым относятся налоговая нагрузка и уровень рентабельности. Но объективность таких показателей, как основания категорирования лиц, совершающих таможенные операции, является спорной. Так, например, формальное превышение уровня риска по таким критериям, как уровень рентабельности или налоговой нагрузки, может быть обусловлено факторами сезонности, трудностями с привлечением оборотных средств, маркетинговой политикой, направленной на освоение нового рынка, и т.д. То есть формальное превышение уровня риска по какому-либо критерию не может служить достаточным и объективным основанием для присвоения организации высокого или среднего уровня налогового риска. Такие обстоятельства могут применяться лишь при принятии решения о необходимости более детального изучения финансово-хозяйственной деятельности организации.
При этом данный инструмент не позволяет проводить категорирование по уровням налогового риска (высокий, средний, низкий);
2) проверку через программу "АСК НДС-2", которая в автоматическом режиме присваивает группу риска (высокая, средняя или низкая) налогоплательщикам - юридическим лицам, представившим декларации по НДС. Информация о присвоенных критериях риска отражается в виде цветовых индикаторов в программном комплексе "АСК НДС-2".
При этом, как отмечено в Письме ФНС России от 03.06.2016 N ЕД-4-15/9933@, результаты оценки "СУР АСК НДС-2" используются:
- при определении налоговых деклараций по НДС к возмещению, требующих проведения полного комплекса мероприятий налогового контроля;
- при определении очередности и перечня мероприятий для отработки расхождений, выявленных в налоговых декларациях по НДС;
- при определении построении схемы поставщиков и покупателей для поиска выгодоприобретателя (отчет "Дерево связей").
Данный инструмент анализирует только данные налоговых деклараций по НДС и поэтому не может дать комплексной оценки налогового риска налогоплательщика. К тому же информация о присвоенных категориях риска не публикуется в открытых источниках и предназначена для служебного пользования ФНС России;
3) проведение предпроверочного анализа (построение аналитических таблиц по показателям налоговых обязательств, налоговой отчетности, результатов налоговых проверок).
Приведенные выше критерии/инструменты являются только ориентировочными данными, основанными на среднеотраслевых показателях. Основное их назначение - это использование в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.
Таким образом, отнесение организаций к какой-либо категории налогового риска будет основываться на Критериях, не являющихся понятными, однозначно измеримыми и основанными на конкретных правовых нормах.
Также в нормативных правовых актах не определено, какие из указанных выше критериев (совокупность критериев или соответствие хотя бы одному из критериев) будут использоваться налоговыми органами как приоритетные с точки зрения отнесения лица к той или иной категории налогового риска для межведомственного обмена данными с ФТС.
Принимая во внимание то, что порядок категорирования налогоплательщиков по уровню налогового риска не определен законом, результаты категорирования не выражаются в виде какого-либо формализованного решения (документа) и не доводятся официально до сведения организаций, организации лишены возможности обжаловать такое решение либо своевременно предпринять меры для снижения обозначенных рисков.
В описанных обстоятельствах категорирование лиц, совершающих таможенные операции, по результатам категорирования ФНС России может привести к нарушению принципов справедливости, определенности, ясности и недвусмысленности правовых норм и их согласованности с системой действующего правового регулирования, а также негативно повлиять на свободу конкуренции и повлечь ухудшение положения значительной части организаций - участников рынка.
1. Какими нормативными правовыми актами будет руководствоваться ФНС России при категорировании организаций по уровню налогового риска? Планируется ли закрепление порядка категорирования организаций по уровню налогового риска каким-либо отдельным нормативным правовым актом?
2. Какие критерии/инструменты для оценки уровня налогового риска будут использоваться ФНС России для последующей передачи в ФТС для целей проведения категорирования лиц, совершающих таможенные операции в соответствии с Порядком?
3. Каким образом участник ВЭД может получить информацию о том, к какой категории налогового риска и исходя из каких критериев он отнесен, и реализовать свое право на обжалование такого решения?
Ответ:
Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение ООО от 30.10.2019 (далее - Обращение) по вопросу отнесения организаций к категории налогового риска с целью осуществления межведомственного обмена данными между ФНС России и ФТС России, сообщает следующее.
1. По вопросу 1 Обращения, касающемуся нормативных правовых актов, регламентирующих отнесение организаций по уровням налогового риска, необходимо отметить следующее.
Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" (далее - Концепция) (далее - Приказ) утверждены 12 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (далее - Критерии).
Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок - это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным.
Несоответствие деятельности налогоплательщика Критериям не является основанием возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий.
Издание Критериев служит целям эффективного построения системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок - основной и наиболее эффективной формы налогового контроля. Налогоплательщик, соответствующий Критериям, с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок.
Утвержденные Приказом числовые показатели отдельных Критериев, используемые для оценки рисков совершения налогового правонарушения, рассчитаны ФНС России на основании проведенного всестороннего анализа показателей финансово-экономической деятельности налогоплательщиков. При отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок принимаются во внимание и оцениваются все Критерии.
Факт назначения и проведения выездной налоговой проверки у конкретного лица, согласно законодательству о налогах и сборах, не означает наличие виновно совершенного противоправного (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность.
2. По вопросу 2 Обращения о передаче в ФТС России сведений об уровне налогового риска сообщаем.
В соответствии со статьей 9 Соглашения о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы от 21.01.2010 N 01-69/1/ММ-27-2/1 ФНС России на плановой основе представляет в ФТС России сведения о налогоплательщиках с высоким и низким уровнем налогового риска, осуществляющих внешнеэкономические операции.
3. По вопросу 3 Обращения о получении информации об участнике внешнеэкономической деятельности, к какой категории налогового риска и исходя из каких критериев он отнесен, и возможности обжалования такого решения сообщаем, что ФНС России не располагает сведениями о методике использования сведений о налоговых рисках при применении принципов субъективно-ориентированной модели системы управления рисками ФТС России и процессами распределения участников внешнеэкономической деятельности по категориям риска.