;
Действует
История статусов
Дата вступления в силу 06.05.2019 |
Во исполнение пункта 1.6 раздела XII плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 8 мая 2015 г. N 19, Евразийский межправительственный совет РЕШИЛ:
1. Утвердить прилагаемое Описание эталонной модели национального механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности.
2. Правительствам государств - членов при внедрении и развитии национальных механизмов "единого окна" учитывать Описание, утвержденное настоящим Решением.
3. Правительствам государств - членов с привлечением заинтересованных органов и организаций совместно с Евразийской экономической комиссией продолжить работу по созданию инструментов, направленных на реализацию национальных механизмов "единого окна", с учетом Описания, утвержденного настоящим Решением.
4. Евразийской экономической комиссии осуществлять 1 раз в 2 года подготовку и направление в государства - члены Евразийского экономического союза информации о результатах мониторинга международной практики совершенствования механизма "единого окна", развития цифровых технологий упрощения процедур международной торговли и иных материалов.
1. Мировое сообщество находится на стадии очередной технологической революции. В условиях цифровой трансформации возникают новые бизнес-модели, основанные на данных, меняются цепочки поставок и цепочки создания добавленной стоимости, повышаются эффективность и скорость работы хозяйствующих субъектов за счет автоматизации и внедрения прогрессивных технологий, направленных на упрощение бизнес-процессов.
Технологические инновации открывают новые возможности управления внешнеэкономической деятельностью и предъявляют новые требования к функциональным возможностям механизма "единого окна".
Ведущая роль в реализации национальных программ (стратегий) по созданию будущих моделей "единого окна" отводится государству.
2. Государства - члены Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз) реализуют комплекс мер по формированию соответствующей нормативно-правовой базы, устранению барьеров для создания прозрачной и комфортной экосистемы взаимодействия бизнеса и государства, в том числе посредством использования механизма "единого окна".
4. Эталонная модель национального механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности (далее - эталонная модель) призвана обеспечить переход национальных механизмов "единого окна" на новую траекторию развития, а также реализацию эффективного управления данными, процессами и информационным взаимодействием (в том числе хозяйствующих субъектов с государственными органами государств-членов (B2G/G2B), государственных органов государств-членов между собой (G2G) и хозяйствующих субъектов между собой (В2В)).
Общее описание эталонной модели и ее характерных особенностей приведено в разделе V плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 8 мая 2015 г. N 19.
4. Настоящее Описание содержит базовые принципы создания и функционирования национального механизма "единого окна", описание функций и архитектуры эталонной модели, а также перечня государственных процедур и услуг, охватываемых этой моделью, с учетом наднационального сегмента, в целях их применения при разработке (доработке) концепций развития национальных механизмов "единого окна" и реализации этих механизмов в государствах-членах.
5. Понятия, используемые в настоящем Описании, означают следующее:
"данные" - информация, представляемая, используемая, обрабатываемая или передаваемая пользователями "единого окна" в процессе осуществления ими своей деятельности;
"личный кабинет" - многофункциональный защищенный сервис, позволяющий взаимодействовать с другими пользователями в рамках соответствующих процессов и обеспечивающий доступ к функциям механизма "единого окна";
"пользователи "единого окна" - государственные органы государств-членов, уполномоченные организации, хозяйствующие субъекты государств-членов (юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством государств-членов, а также индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством государств-членов);
"уполномоченные организации" - организации государств-членов, наделенные в соответствии с законодательством государств-членов полномочиями по осуществлению государственных функций (административных процедур) и предоставлению государственных услуг.
Иные понятия, используемые в настоящем Описании, применяются в значениях, определенных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и актами органов Союза.
6. Настоящее Описание:
а) интегрирует мировой опыт создания современных моделей механизма "единого окна" с использованием прогрессивных организационно-правовых, технических и технологических решений;
б) формирует модель эффективного управления данными, процессами и взаимодействием вовлеченных участников цепочки поставок товаров и (или) услуг (далее - цепочка поставок) и государственных органов государств-членов;
в) учитывает положения международных стандартов и рекомендаций Организации Объединенных Наций, Всемирной таможенной организации и Всемирной торговой организации.
7. Целями настоящего Описания являются:
а) в среднесрочной перспективе:
ускорение темпов развития национальных механизмов "единого окна" за счет использования цифровых технологий;
упрощение процедур международной торговли, сокращение транзакционных издержек деятельности хозяйствующих субъектов, повышение прозрачности принимаемых государственными органами государств-членов и (или) уполномоченными организациями решений;
б) в долгосрочной перспективе:
создание условий для перехода национального механизма "единого окна" на новую траекторию развития, обеспечивающую создание экосистемы управления внешнеэкономической деятельностью;
создание условий для развития внешнеэкономической деятельности с устойчивыми горизонтальными связями между бизнесом и государством.
8. Цели, указанные в пункте 7 настоящего Описания, достигаются путем решения задач по формированию организационно-правовых, технологических и технических основ, направленных на:
а) обеспечение перехода от документов к управлению данными;
б) развитие механизма управления информационным взаимодействием на основе совместного использования данных;
в) развитие механизмов интеллектуального анализа и прогнозирования на основе "больших данных", переход к управлению изменениями;
г) обеспечение совместимости (интероперабельности) национальных механизмов "единого окна".
9. Сроки и этапы реализации задач, указанных в пункте 8 настоящего Описания, определяются государствами-членами в соответствии с принимаемыми ими планами мероприятий ("дорожными картами") по созданию национальных механизмов "единого окна".
10. Финансовое обеспечение мероприятий в рамках внедрения национального механизма "единого окна" осуществляется за счет средств бюджетов государств-членов, а также средств внебюджетных источников, в том числе в рамках государственно-частного партнерства.
11. Эталонная модель базируется на следующих принципах:
а) гибкость - способность к трансформации, масштабированию, наращиванию функциональных возможностей на основе достижений научно-технического прогресса и развития потребностей пользователей "единого окна";
б) интеллектуальность - использование технологий, обеспечивающих минимизацию вероятности ошибок из-за человеческого фактора и максимизацию экономии времени, в том числе за счет автоматического принятия решений;
в) открытость и прозрачность - обеспечение доступа всех заинтересованных лиц к механизму "единого окна", а также работа механизма "единого окна" по предсказуемым и заранее определенным и опубликованным правилам, стандартам и регламентам;
г) обеспечение высокой степени доверия - обеспечение конфиденциальности, целостности и неотказуемости предоставляемых данных и ответственности участников информационного обмена за их достоверность;
д) совместимость - обеспечение унификации и стандартизации процессов информационного взаимодействия на основе применения единых правил их регламентации, использования модели данных Союза, справочников и классификаторов, входящих в состав единой системы нормативно-справочной информации Союза, а также обеспечение возможности интеграции с внешними системами и цифровыми платформами на основе применения открытых стандартов, в том числе региональных и международных, с учетом требований по информационной безопасности, устанавливаемых законодательством государств-членов;
е) однократное представление и многократное использование данных - возможность однократно представлять данные в стандартизированном виде для их последующего совместного использования всеми заинтересованными лицами в соответствии с их компетенцией;
ж) клиентоориентированность - обеспечение доступности информации в любое время, в любом месте и на любом устройстве (кроссплатформенность) для различных пользовательских целей.
12. Эталонная модель является концептуальной основой, определяющей систему принципов и инструментов развития национальных механизмов "единого окна" и создания экосистемы управления внешнеэкономической деятельностью.
Под экосистемой управления внешнеэкономической деятельностью понимается открытая устойчивая система, включающая в себя субъекты внешнеэкономической деятельности в соответствии с подразделом 7 раздела V плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, а также связи и взаимоотношения этих субъектов в цифровой форме на основе сервисов цифровой платформы.
Такой подход к управлению внешнеэкономической деятельностью позволяет организовать совместную работу всех участников цепочки поставок и государства в едином цифровом пространстве с возможностью делегирования некоторых функций информационным системам, в том числе киберфизическим.
Экосистема управления внешнеэкономической деятельностью позволяет логически соединять различных участников цепочки поставок в режиме реального времени, управлять данными и процессами, необходимыми для купли-продажи товаров и их поставки конечному потребителю, проводить платежи, получать доступ к финансовым инструментам, взаимодействовать с государственными органами государств-членов и (или) уполномоченными организациями, используя цифровые технологии.
13. Создание экосистемы управления внешнеэкономической деятельностью осуществляется в соответствии с национальными концепциями развития механизма "единого окна", программами (стратегиями) развития цифровых экономик государств-членов с учетом Основных направлений реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года, утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 г. N 12.
14. Набор ключевых коммерческих, логистических, регулятивных и платежных функций в эталонной модели определяется цепочкой поставок посредством использования модели "покупка - перевозка - оплата" ("buy - ship - pay"), рекомендованной Центром Организации
Объединенных Наций по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (СЕФАКТ ООН).
Бизнес-цель цепочки поставок - доставить товары и (или) услуги конечному потребителю и сделать это как можно быстрее и надежнее, одновременно повысив эффективность процесса поставки и сократив расходы за счет автоматизации.
Успешная реализация бизнес-цели гарантирована, если цепочка поставок будет полностью интегрированной, бесшовной (омникальной), соединяющей производство, логистику, складирование, продавцов и покупателей.
15. Высокий уровень интеграции позволит участникам цепочки поставок обеспечить прозрачность и доступность информации для ее совместного использования и принимать оптимальные согласованные решения, направленные на обеспечение качественного управления данными и их прослеживаемости в режиме реального времени.
16. Достоверная и своевременная информация о товарах, участвующих лицах, платежах и целостности логистики позволит обеспечить:
а) национальную безопасность, в том числе в экономической, социальной и экологической сферах;
б) открытость и прозрачность деятельности государственных органов государств-членов;
в) повышение качества выполнения государственными органами государств-членов своих функций и оказываемых ими услуг.
17. В целях обеспечения защиты информации следует руководствоваться:
а) законодательством государств-членов в сфере информации, информационных технологий, защиты информации и персональных данных (до заключения государствами-членами соответствующего международного договора), в сфере использования электронной подписи;
б) международными договорами и актами, составляющими право Союза, в сфере защиты информации;
в) требованиями к защите информации, установленными правом Союза, реализуемыми на основе модели угроз безопасности информации с целью обеспечения информационного взаимодействия национальных механизмов "единого окна" в рамках Союза.
18. Информационное взаимодействие национальных механизмов "единого окна" обеспечивается с использованием трансграничного пространства доверия и средств защиты информации.
Средства защиты информации, в том числе средства криптографической защиты информации, используемые для обеспечения защиты информации при информационном взаимодействии национальных механизмов "единого окна", разрабатываются в рамках проекта, реализуемого в соответствии с распоряжением Высшего Евразийского экономического совета от 26 декабря 2016 г. N 7, и сертифицируются на соответствие требованиям законодательства государств-членов (должны иметь подтверждение уполномоченной организации о соответствии требованиям, установленным законодательством государства-члена).
19. Прозрачность, безопасность и надежность цепочки поставок достигаются путем создания единого виртуального информационного пространства, обеспечивающего плавную интеграцию всех элементов данных из различных источников, и совместного использования данных хозяйствующими субъектами, государственными органами государств- членов и (или) уполномоченными организациями.
20. Национальный механизм "единого окна" должен обеспечивать:
а) однократное представление данных, их многократное использование;
б) прозрачность, надежность информации о цепочках поставок;
в) управление безопасностью цепочки поставок;
г) интеграцию всех элементов данных из различных источников цепочки поставок;
д) разграничение доступа к данным пользователей "единого окна" в соответствии с их компетенцией в конкретной цепочке поставок;
е) принятие мер (в том числе правового, организационного и технического характера) по предотвращению несвоевременного представления данных или представления недостоверных данных;
ж) возможность получать информацию о статусе бизнес-процессов внешнеэкономической деятельности в режиме реального времени;
з) идентификацию и аутентификацию пользователей "единого окна".
21. Для реализации национального механизма "единого окна" необходимо провести комплекс мероприятий, в том числе:
а) разработку согласованных определений, классификацию и параметризацию выделенных наборов функций (сервисов) в нормативно-правовом поле;
б) обеспечить применение модели данных Союза в целях унификации и стандартизации интерфейсов взаимодействия;
в) стандартизацию процессов передачи данных, создание единого виртуального информационного пространства для совместного использования данных (стандарты обмена электронными данными, стандарты в области информационно-коммуникационных технологий);
г) оптимизацию бизнес-процессов;
д) определение специальных прав и доступа к информации;
е) проектирование и внедрение пилотных проектов для апробирования новых идей и перспективных инноваций, изучение возможных бизнес-моделей;
ж) создание и развитие национальной системы (экосистемы) механизма "единого окна" на базе реализованных пилотных проектов, давших положительные результаты апробирования элементов механизма "единого окна" (подсистем, функциональных частей).
22. Внедрение эталонной модели позволит государствам-членам:
а) повысить эффективность государственного контроля, в том числе в области управления рисками, за счет расширения доступной для анализа информации и обеспечения взаимного обмена данными, обеспечения прослеживаемости информации о товарах и услугах на всех этапах жизненного цикла цепочки поставок;
б) повысить оперативность и качество принимаемых решений в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, обеспечить обоснованность и предсказуемость государственного регулирования;
в) оптимизировать использование имеющихся ресурсов, в том числе временных, финансовых, вследствие изменения форм и механизмов взаимодействия государственных органов и организаций;
г) снизить коррупционные риски;
д) исключить дублирующие и избыточные операции, выполняемые государственными органами государств-членов при осуществлении своих функций.
23. Для хозяйствующих субъектов внедрение эталонной модели будет иметь следующие преимущества:
а) снижение временных, финансовых и трудовых издержек, в том числе за счет сокращения количества представляемых в государственные органы государств-членов данных;
б) повышение оперативности принятия государственными органами государств-членов и (или) уполномоченными организациями решений;
в) снижение коррупционных рисков при взаимодействии с государственными органами государств-членов и (или) уполномоченными организациями, в том числе за счет автоматической фиксации передачи данных, автоматизированного рассмотрения представляемой информации с использованием системы управления рисками и исключения непосредственного общения с должностными лицами государственных органов государств-членов и (или) сотрудниками уполномоченных организаций;
г) обеспечение прозрачности и предсказуемости процедур в сфере внешнеэкономической деятельности.
24. Эталонная модель обеспечивает реализацию эффективного управления данными, процессами и взаимодействием, в том числе взаимодействием хозяйствующих субъектов с государственными органами государств-членов (B2G/G2B), с использованием цифровых технологий.
25. Основой эталонной модели является реализация принципов национального механизма "единого окна" для обеспечения информационного взаимодействия хозяйствующих субъектов, государственных органов государств-членов и (или) уполномоченных организаций, а также обмена юридически значимыми данными.
26. Архитектура эталонной модели должна обеспечивать информационное взаимодействие национальных механизмов "единого окна" с использованием интегрированной информационной системы Союза.
Сопряжение информационных систем государственных органов государств-членов и (или) уполномоченных организаций с интеграционным шлюзом интегрированной информационной системы Союза, как правило, должно осуществляться посредством систем межведомственного электронного взаимодействия государств-членов в рамках национального сегмента интегрированной информационной системы Союза.
27. Функциональные возможности эталонной модели могут включать в себя:
а) регулятивные функции;
б) функции "Управление контролем";
в) функции "Управление безопасностью";
г) функции "Взаимодействие с государственными органами государств-членов и уполномоченными организациями";
д) функции "Управление коммерцией";
е) функции "Управление логистикой и транспортом";
ж) функции "Управление финансами".
28. Сервисные функции эталонной модели включают в себя:
а) сервис "Личный кабинет" - сервис непосредственного взаимодействия хозяйствующих субъектов, государственных органов государств-членов и (или) уполномоченных организаций, а также их информационных систем;
б) следующие общие сервисные функции:
сервис "Сбор информации";
сервис "Информирование";
сервис "Открытые данные";
сервис "Отчетность";
сервис "Архив";
иные сервисы.
29. В рамках группы функций "Регулятивные функции" государственным органам государств-членов предоставляются следующие возможности:
а) выполнять государственные функции и оказывать государственные услуги в сфере регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности, в том числе функции по обеспечению соблюдения установленных правом Союза и (или) законодательством государств-членов запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, мер технического регулирования, мер таможенного регулирования и регулирования налогообложения;
б) выполнять иные государственные функции и оказывать иные государственные услуги в сфере регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности.
30. В рамках группы функций "Управление контролем" государственным органам государств-членов предоставляется возможность осуществлять контроль в рамках своей компетенции, в том числе:
а) обеспечивать скоординированное управление на таможенной границе Союза;
б) осуществлять межгосударственное информационное взаимодействие с контролирующими органами государств-членов;
в) осуществлять информационное взаимодействие с транспортными администрациями на таможенной границе Союза;
г) инициировать проведение проверки.
31. В рамках группы функций "Управление безопасностью" государственным органам государств-членов предоставляется возможность управлять рисками и осуществлять взаимное признание, в том числе:
а) проводить анализ данных с целью оценки угроз безопасности и рисков;
б) разрабатывать профили рисков с целью оценки угроз безопасности;
в) использовать межведомственную систему управления рисками;
г) проводить мониторинг и оценку рисков с последующим формированием и ведением библиотеки рисков, включая карты рисков;
д) использовать данные, результаты контроля, решения, принятые государственными органами государств-членов и (или) уполномоченными организациями, а также документы, выданные государственными органами и (или) организациями третьих стран.
32. Функциональные возможности эталонной модели для взаимодействия хозяйствующих субъектов (В2В) реализуются посредством интеграции бизнес-сетей, торговых площадок и других систем с механизмом "единого окна".
33. В рамках группы функций "Взаимодействие с государственными органами государств-членов и уполномоченными организациями" хозяйствующим субъектам должны предоставляться следующие возможности:
а) предоставление необходимых данных;
б) совершение иных юридически значимых действий;
в) получение соответствующего решения государственного органа государства-члена и (или) уполномоченной организации.
34. В рамках группы функций "Управление коммерцией" хозяйствующим субъектам в том числе предоставляется возможность управлять продажами, заказами, закупками, сделками, платежами и маркетингом.
35. В рамках группы функций "Управление логистикой и транспортом" хозяйствующим субъектам предоставляется возможность эффективно управлять в рамках цепочки поставок процессами транспортировки товаров, их складирования, хранения и переработки, планировать оптимальные маршруты и рациональное использование видов транспорта, вести мониторинг перемещения товаров, а также управлять иными процессами, связанными с перемещением товаров различными видами транспорта.
36. В рамках группы функций "Управление финансами" хозяйствующим субъектам предоставляется возможность взаимодействовать с банками и иными финансовыми организациями для управления финансами, в том числе:
а) управлять денежными средствами, включая их хранение;
б) получать доступ к банковским и иным финансовым услугам;
в) осуществлять платежи (переводы);
г) выбирать платежные сервисы;
д) отслеживать историю платежей (переводов).
37. Функциональные возможности эталонной модели для хозяйствующих субъектов включают в себя возможность использования сервиса "Личный кабинет".
Каждый пользователь "единого окна", прошедший регистрацию и авторизацию, получает доступ к своему личному кабинету.
Набор функций, интерфейс и другие ключевые особенности сервиса "Личный кабинет" зависят от многих факторов, которые определяются и настраиваются каждым пользователем индивидуально.
Благодаря консолидации внешних и внутренних данных, хранящихся в различных информационных и учетных системах государственных органов государств-членов и уполномоченных организаций, юридически значимые данные (индивидуальный номер налогоплательщика, паспортные данные и др.) могут автоматически загружаться при регистрации пользователя "единого окна" (для его идентификации при обращении в государственные органы государств- членов и (или) уполномоченные организации).
38. Сервис "Сбор информации" предоставляет пользователям "единого окна" возможность моделирования запросов, поиска и сбора информации об объекте запроса, в том числе о товаре, услуге, контрагенте, государственном органе государства-члена и (или) уполномоченной организации, а также возможность обработки полученных результатов.
39. Сервис "Информирование" предоставляет пользователям "единого окна" возможность получать разъяснения, консультации и значимые уведомления от государственных органов государств- членов и (или) уполномоченных организаций.
40. Сервис "Открытые данные" предоставляет пользователям "единого окна" возможность публиковать и собирать открытую информацию в определенных форматах, пригодных для ее последующей обработки и анализа (в том числе использовать открытые информационные ресурсы), и информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в виде массивов данных о деятельности государственных органов государств- членов и (или) уполномоченных организаций.
41. Сервис "Отчетность" предоставляет пользователям "единого окна" возможность анализировать и оперативно принимать решения с использованием интерактивных информационных панелей, получать информацию о бизнес-процессе, включая визуализацию соответствующих индикаторов, а также возможность формировать различные виды отчетности (в виде текста, таблиц, графиков, схем, диаграмм) на основе информации, содержащейся в едином информационном пространстве.
42. Сервис "Архив" предоставляет пользователям "единого окна" возможность архивировать, хранить данные и повторно их использовать.
43. Дальнейшая актуализация перечня приоритетных для унификации процедур взаимодействия заинтересованных лиц с государственными органами и (или) уполномоченными организациями государств - членов Евразийского экономического союза в рамках функционирования национальных механизмов "единого окна", утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 декабря 2015 г. N 171, будет проводиться Евразийской экономической комиссией совместно с государствами-членами по мере унификации соответствующих государственных услуг и процедур (включая процедуры, связанные с реализацией межведомственного информационного взаимодействия (G2G) и межгосударственного информационного взаимодействия (S2S)).
44. Информационное взаимодействие национальных механизмов "единого окна" осуществляется с использованием интегрированной информационной системы Союза, для чего необходимо обеспечить их совместимость (интероперабельность).
Развитие информационного взаимодействия между национальными механизмами "единого окна" осуществляется путем оптимизации перечня общих процессов в рамках Евразийского экономического союза. Утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 апреля 2015 г. N 29.
45. Функционирование национального механизма "единого окна" должно регулироваться на законодательном уровне и обеспечиваться посредством использования сквозных информационных технологий, определяемых каждым государством-членом самостоятельно.
46. Процесс реализации эталонной модели и переход к экосистеме управления внешнеэкономической деятельностью являются сложными организационно-техническими задачами и поэтому должны быть разбиты на этапы.
47. Для реализации положений, предусмотренных настоящим Описанием, на национальном уровне необходимо оценить потенциальные возможности и риски и определить перечень необходимых мероприятий.
48. Создание и обеспечение функционирования общей инфраструктуры документирования информации в электронном виде и трансграничного пространства доверия должны осуществляться в соответствии с утверждаемыми Евразийской экономической комиссией планами по созданию, обеспечению функционирования и развитию интегрированной информационной системы Союза и планами по реализации Стратегии развития трансграничного пространства доверия.
49. Разработка структур электронных данных, используемых в рамках функционирования национальных механизмов "единого окна", осуществляется на основе модели данных Союза, создаваемой с учетом международных стандартов.
50. Создание национальных механизмов "единого окна" с учетом настоящего Описания предоставит государствам-членам и их бизнес- сообществам возможность совершенствовать процесс обмена данными в сфере внешнеэкономической деятельности.