Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
 
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Электронные подписи сотрудников организаций не применяются с 01.09.2024. Закажите ЭП физического лица и получите МЧД
онлайн-справочник

Решение Арбитражного суда Смоленской области от 07.12.2022 № А62-2633/2021

Об удовлетворении требования Центральной акцизной таможни к ООО "Агромоторс" о взыскании утилизационного сбора и пени при ввозе на территорию РФ самоходного транспортного средства
Решение Арбитражного суда Смоленской области
от 7 декабря 2022 г. по делу N А62-2633/2021

 

См.также: Решение Арбитражного суда Смоленской области от 9 сентября 2021 г. по делу N А62-2633/2021, Постановление Арбитражного суда Центрального округаот 22 августа 2022 г. по делу N А62-2633/2021, Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 апреля 2023 г. по делу N А62-2633/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена 06.12.2022
 
Полный текст решения изготовлен 07.12.2022
 

Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Красильниковой В.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.А., рассмотрев в судебном заседании посредством проведения веб-конференции дело по заявлению Центральной акцизной таможни (ОГРН <***>; ИНН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью "Агромоторс" (ОГРН <***>; ИНН <***>)

о взыскании утилизационного сбора и пени,

при участии:

от заявителя: ФИО1 - представитель по доверенности, паспорт, диплом (участвует онлайн);

от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности, диплом, паспорт;

 

УСТАНОВИЛ:

 

Центральная акцизная таможня (далее - заявитель, Таможня) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Агромоторс" (далее - ответчик, Общество) о взыскании неуплаченного утилизационного сбора в размере 2 760 000 руб. и пени в размере 77 096 руб.

В обоснование требований указано, что Обществом на Акцизном специализированном таможенном посту (Центр электронного декларирования) Центральной акцизной таможни (далее - АСТП (ЦЭД), таможенный пост) подана декларация на товар (далее - ДТ) N 10009100/190820/0072578, по которой задекларирована самоходная техника -малогабаритные тракторы.

Товары выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

Письмом от 26.10.2020 N 13-12/20531 Таможня направила Обществу уведомление об уплате утилизационного сбора в срок не позднее чем через 20 календарных дней со дня получения указанного уведомления.

Поскольку задолженность и пени не уплачены в добровольном порядке, Таможенный орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Решением суда от 09.09.2021 в удовлетворении требований Таможне отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 08.02.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.

Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 22.08.2022 решение Арбитражного суда Смоленской области и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда отменены и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области.

При этом кассационная инстанция указала, что вопрос о том, относится ли ввезенный обществом товар к "иным видам техники" и подлежит ли в этом случае оформлению и выдаче иной паспорт (документ) в соответствии с правом Евразийского экономического союза, судами не выяснялся, для каких целей предназначен товар не установлено. При рассмотрении настоящего спора необходимо, исходя из технической документации, дать оценку тому обстоятельству, относятся ли ввезенные обществом средства малой механизации мощностью 15 л.с. к тракторам колесным мощностью силовой установки более 5,5 л.с. и не более 30 л.с. в понятии, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81.

Согласно статье 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, судебного приказа, постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.

Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) все имеющиеся в материалах дела документы, заслушав доводы сторон, суд пришел к следующему выводу.

Согласно пункту 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

В соответствии с частью 2 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о взыскании обязательных платежей и санкций подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке.

Как следует из материалов дела, задекларированные товары приобретены обществом по контракту N LP-02 от 14.01.2020, заключенному с организацией-контрагентом (КНР) и предусматривающему (согласно спецификации) поставку мини-тракторов без кабины, мощностью 15,0 л.с. марка "Кентавр".

В таможенной декларации товар указан как средства малой механизации: тракторы малогабаритные четырехколесные, новые, модель "Т-15", момент выпуска 01.07.2020, не оснащены кабиной, номер кузова отсутствует, оснащены дизельными двигателями внутреннего сгорания, товарный знак Кентавр.

Согласно сертификату соответствия ввезенный товар является средствами малой механизации садово-огородного и лесохозяйственного применения механизированные: тракторы малогабаритные.

Основанием для предъявления таможенным органом требования об уплате утилизационного сбора послужил тот факт, что ввезенные обществом товары классифицированы по коду 8701 91 100 0 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД), предусмотренному для тракторов сельскохозяйственных колесных, и наличие данного кода в разделе XIV Перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 (далее - Перечень).

Как отмечено в преамбуле Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления), данный Закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Согласно пункту 1 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления утилизационный сбор за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности. По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.

Согласно пункту 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ к полномочиям Правительства Российской Федерации отнесено определение такого элемента юридического состава утилизационного сбора как его объект обложения, а именно, установление видов и категорий транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор.

В силу пункта 3 этой статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые: осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.

Таким образом, исходя из положений пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, обязанность по уплате утилизационного сбора возникает с момента ввоза транспортного средства, самоходной машины в Российскую Федерацию.

Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).

Правительством Российской Федерации издано постановление от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 81), которым утверждены: правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила); перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).

Взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба (пункт 3 Правил).

Утвержденный постановлением N 81 Перечень содержит раздел XIV "Тракторы колесные", в который включены транспортные средства, классифицируемые по кодам ТН ВЭД 8401 91, 8701 92.

Спорные тракторы колесные классифицированы по коду товарной позиции 8701 91 100 0 ТН ВЭД НАЭС и включены в раздел XIV "Тракторы колесные" Перечня.

К указанному коду отнесены тракторы для сельскохозяйственных работ (за исключением одноосных тракторов) и тракторы для лесного хозяйства, колесные: новые.

Как следует из материалов дела, задекларированные товары приобретены обществом по контракту N LP-02 от 14.01.2020, заключенному с организацией-контрагентом (КНР) и предусматривающему (согласно спецификации) поставку мини-тракторов без кабины, мощностью 15,0 л.с. марка "Кентавр".

Согласно технической характеристике мини-трактора Т-15, данный трактор имеет двигатель мощностью 15 л.с., в комплекте имеется почвофреза.

В таможенной декларации товар указан как средства малой механизации: тракторы малогабаритные четырехколесные, новые, модель "Т-15", момент выпуска 01.07.2020, не оснащены кабиной, номер кузова отсутствует, оснащены дизельными двигателями внутреннего сгорания, товарный знак Кентавр.

Согласно сертификату соответствия ввезенный товар является средствами малой механизации садово-огородного и лесохозяйственного применения механизированные: тракторы малогабаритные.

Разделом XIV Перечня указано, что в отношении тракторов колесных, классифицируемых по кодам 8701 91, 8701 92, 8701 93, 8701 94 100 9, 8701 94 500 0, 8701 94 900 0, 8701 95 100 9, 8701 95 500 0, 8701 95 900 0, 8701 20 109 0, 8701 20 909 0, 8709 мощностью силовой установки более 5,5 л.с. и не более 30 л.с. применяется коэффициент расчета размера утилизационного сбора - 1,8.

Техническая характеристика, а именно мощность силовой установки техники Ответчика – 15 л.с., то есть мощность силовой установки полностью соответствует Разделу XIV Перечня.

Код ТН ВЭД 8701 91 100 0 входит в Раздел XIV Перечня, т.е. код ТН ВЭД полностью соответствует Разделу XIV Перечня.

Таким образом, ввезенные ответчиком мини-тракторы мощностью 15 л.с. относятся к тракторам колесным мощностью силовой установки более 5,5 л.с. и не более 30 л.с. в понятии, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81.

Вопреки доводам ответчика, из анализа положений Правил N 81 и статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, следует, что именно уплата утилизационного сбора в установленном порядке является одним из условий выдачи ПТС (паспорта самоходной машины), а не наоборот. Выдача таможенными органами ПТС на ввозимые на территорию РФ самоходные машины осуществляется после уплаты утилизационного сбора и проставления в соответствующей графе отметки о его оплате.

Следовательно, факт отсутствия у спорных самоходных машин ПТС не является основанием для освобождения лица, осуществившего ввоз такого транспортного средства на территорию РФ, от уплаты утилизационного сбора.

Ссылка Общества на Положение о паспорте самоходной машины и других видов техники, согласно которому паспорт самоходной машины выдавался на тракторы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, в то время, как ввозимый Обществом товар оснащен двигателем внутреннего сгорания не более 49,9 куб. см, а значит утилизационный сбор не должен уплачиваться, подлежит отклонению.

При ввозе на территорию РФ самоходных машин поименованных в Перечне, у лица, осуществившего ввоз самоходной машины, возникла обязанность по уплате утилизационного сбора, при этом, отсутствие на ввезенную самоходную машину паспорта самоходной машины, не является основанием для его неуплаты.

Постановление Правительства N 81 не оговаривает уплату утилизационного сбора только в отношении самоходных машин, на которые выдается паспорт самоходной машины в связи, с чем оно должно применяться, как в отношении самоходных машин, на которые выдается паспорт самоходной машины, так и в отношении самоходных машин, на которые не выдается паспорт самоходной машины.

Согласно пунктам 1.3, 1.5 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники (утв. Госстандартом РФ 26.06.1995, Минсельхозпродом РФ 28.06.1995, действующего в спорном периоде) паспорт выдается на тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно - строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, а также прицепы и полуприцепы к этим машинам, подлежащие регистрации в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее именуются - органы гостехнадзора).

Наличие паспорта, заполненного в установленном порядке, является обязательным условием для регистрации машин и допуска их к эксплуатации.

Таким образом, на спорный товар выдача паспорта самоходной машины не предусматривался и не выдавался.

Таким образом, за исключением случаев установленных пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ, в отношении ввезенных в РФ самоходных машин, классифицируемых кодом ТН ВЭД ЕАЭС, перечисленных в Перечне, должен уплачиваться утилизационный сбор.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под ввозом товаров в Российскую Федерацию понимается фактическое перемещение товаров через Государственную границу Российской Федерации и (или) пределы искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в результате которого товары прибыли из других государств - членов Союза или с территорий, не входящих в единую таможенную территорию Союза (далее - таможенная территория Союза), на территорию Российской Федерации и (или) на территории искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, а также все последующие действия с указанными товарами до их выпуска таможенными органами, если такой выпуск предусмотрен международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) настоящим Федеральным законом.

Согласно пп. 6 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза выпуск товаров - это действие таможенного органа, после совершения которого заинтересованные лица, в том числе вправе использовать товары в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

В данном случае ответчик является лицом, осуществившим ввоз спорных самоходных машин (колесный сельскохозяйственный минитрактор, тракторы малогабаритные четырехколесные) на территорию ЕАЭС, следовательно, именно общество признается плательщиком утилизационного сбора в силу пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, при этом, факт ввоза товара и неуплаты утилизационного сбора обществом не оспаривался.

Доказательств уплаты ответчиком предъявленной ко взысканию суммы утилизационного сбора в установленные таможней сроки, материалы дела не содержат.

Судом проверен расчет суммы утилизационного сбора и признан верным. Ответчиком контррасчет не представлен.

Требование о взыскании утилизационного сбора подлежит удовлетворению.

В соответствии с положениями пункта 11.1 раздела II Правил взимания утилизационного сбора пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.

Поскольку утилизационный сбор Обществом не уплачен, Таможней обоснованно произведено начисление пени на сумму 2 760 000 руб. за период с 09.09.2020 по 24.03.2021 в размере 77 096 руб.

С учетом изложенного требования Таможни о взыскании с Общества пени в размере 77 096 руб. также подлежит удовлетворению.

В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ с ответчик в доход федерального бюджета подлежит уплате государственная пошлина в размере 37 185 руб.

Руководствуясь статьями 167 – 171, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 

РЕШИЛ:

 

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Агромоторс" (ОГРН <***>; ИНН <***>) в пользу Центральной акцизной таможни (ОГРН <***>; ИНН <***>) утилизационный сбор в размере 2 760 000 руб. и пеню в размере 77 096 руб.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Агромоторс" (ОГРН <***>; ИНН <***>) в доход федерального бюджета 37 185 руб. государственной пошлины.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по письменному ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.

 
Судья
В.В. Красильникова
  • Документ полезен?
    0 m n 0
  • '
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha