Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
 
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Электронные подписи сотрудников организаций не применяются с 01.09.2024. Закажите ЭП физического лица и получите МЧД
онлайн-справочник

Решение Арбитражного суда города Москвы от 11.10.2023 № А40-115855/2023

Об отказе в удовлетворении в полном объеме требований ООО "ЭССЕНС ЛОГИСТИК" к Московской таможне о признании незаконными действий в рамках таможенного контроля при проверке качественных характеристик и классификации товаров
Решение Арбитражного суда города Москвы
от 11 октября 2023 г. по делу N А40-115855/2023

 

См.также: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 1 февраля 2024 г. по делу N А40-115855/2023

 
Резолютивная часть решения объявлена 04 октября 2023 г.
 
Полный текст решения изготовлен 12 октября 2023 г.

 

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего судьи М.Т. Кипель

При ведении протокола судебного заседания секретарем с/з И.И. Каменсковой,

Рассмотрев в открытом судебном заседании суда дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "ЭССЕНС ЛОГИСТИК" (141503, Россия, Московская обл., Солнечногорск г.о., Солнечногорск г., Солнечногорск г., Лесная ул., д. 5, помещ. 6, ОГРН: 1215000065390, Дата присвоения ОГРН: 18.06.2021, ИНН: 5044122380),

к Московской таможне (124498, город Москва, город Зеленоград, проспект Георгиевский, дом 9, ОГРН: 1107746902251, Дата присвоения ОГРН: 03.11.2010, ИНН: 7735573025)

третье лицо: Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление

о признании незаконным решения об отказе в назначении повторной таможенной экспертизы товара, задекларированного в ДТ N 10013160/071122/3535793, о признании незаконным решения об уничтожении выявленной запрещенной к ввозу продукции от 17.05.2023 г. задекларированной в ДТ N 10013160/071122/3535793

В судебное заседание явились:

от заявителя: неявка (изв.);

от ответчика: Орехова Е.С. (по дов. от 19.06.2023 г. N 10-01-15/144, паспорт);

от третьего лица: Ващенко Л. М. (по дов. от 19.12.2022 г. N 12-10/99 удостоверение), Калинина Т. А. (по дов. от 03.10.2023 г. N 12-10/83 удостоверение);

 

УСТАНОВИЛ:

 

ООО "ЭССЕНС ЛОГИСТИК" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Московской таможне (далее - ответчик, таможня, таможенный орган) о признании незаконными действий в рамках таможенного контроля при проверке качественных характеристик и классификации товаров, оформленных ООО "ЭССЕНС ЛОГИСТИК" по декларации на товары N 10013160/071122/3535793, а именно:

- об изменении наименования товара и кода его классификации (решение от 22Л2.2022 N РКТ-10013000-22/002339 о классификации ввезенного товара по коду 2106 90 930 0 ТН ВЭД);

- об отказе в назначении повторной таможенной экспертизы товара, задекларированного в ДТ N 10013160/071122/3535793 (необоснованное заключение таможенной экспертизы от "15" декабря 2022 г N 12411002/0024932);

- об уничтожении выявленной запрещенной к ввозу продукции, задекларированной в ДТ N 10013160/071122/3535793. (с учетом устного ходатайства об уточнении заявленных требований, принятого судом в порядке ст.49 АПК РФ).

Заявитель, надлежаще извещенный о дате и времени судебного разбирательства в суд не прибыл. Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ в его отсутствие.

Ответчик и третье лицо возражают против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзывах.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на Московский областной таможенный пост (ЦЭД) Обществом подана ДТ N 10013160/071122/3535793 с товаром N 1 "ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ, НЕ ЯВЛЯЮТСЯ БАДОМ, ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ, СПОРТИВНЫМ, ДЕТСКИМ, ДИАБЕТИЧЕСКИМ ЛЕЧЕБНЫМ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИМ ПИТАНИЕМ, НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ БЕРЕМЕННЫХ И КОРМЯЩИХ ЖЕНЩИН, НЕ СОДЕРЖАТ ГМО, РАСФАСОВАНЫ ДЛЯ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ - СУХИЕ СМЕСИ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ НАПИТКОВ И КАШ, В ПОЛИМЕРНЫХ ПАКЕТАХ ПО 500 И 650 Г., УПАКОВАНО В КАРТОННЫХ КОРОБКАХ НА ПОДДОНАХ, ВЕС БРУТТО С ПОДДОНАМИ 1757.390 КГ; СМ ДОПОЛНЕНИЕ;... 8. СУХАЯ СМЕСЬ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ "ОМЛЕТ С ГРИБАМИ" ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ, НА ОСНОВЕ МОЛОЧНОЙ СМЕСИ С АРОМАТИЗАТОРОМ, В ПОЛИМЕРНОМ ПАКЕТЕ ПО 500 ГРАММ...".

В графе 33 ДТ указан классификационный код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 2106 90 980 8 "Пищевые продукты, в другом месте не поименованные или не включенные: - прочие: - прочие: - прочие: - прочие" (ставка таможенной пошлины - 0% от таможенной стоимости (с 01.10.2022)).

В рамках таможенного контроля до выпуска товаров в целях определения качественного и количественного состава, в том числе, наличия и содержания молочного жира, сахарозы, изоглюкозы, глюкозы или крахмала и мальтодекстрина 12.11.2022 назначена таможенная экспертиза.

Согласно заключению таможенного эксперта Центрального экспертно- криминалистического таможенного управления Экспертно-криминалистической службы г. Москва от 15.12.2022 N 12411002/0024932 (далее - заключение таможенного эксперта) исследованный образец товара представляет собой сухую смесь для приготовления "ОМЛЕТ С ГРИБАМИ" (артикул: КЕТОЭ2), которая является готовым сложносоставным смесевым пищевым продуктом полуфабрикатом для использования в пищу. Данный товар не является витаминно-минеральным комплексом; вкусоароматической добавкой; концентратом белков (животного и растительного происхождения) и их смесей; пищевыми волокнами; пищевыми добавками (в том числе комплексными). В состав входят следующие компоненты: белок, продукты переработки молока (сухое молоко и/или сухая молочная сыворотка), соль поваренная, минеральные вещества, витамины группы В, С, ароматические вещества, мальтодекстрин и др. Массовая доля молочного жира - 0, 3%, массовая доля общего жира - 0,8%, массовая доля белка - 66,0%. Смесь не подвергалась текстурированию. Сахарозы, изоглюкозы, глюкозы, нативного крахмала не обнаружено.

22.12.2022 принято решение N РКТ-10013000/22/002339 о классификации товара в подсубпозиции 2106 90 930 0 ТН ВЭД ЕАЭС - "Пищевые продукты, в другом месте не поименованные или не включенные: - прочие: - прочие: - не содержащие молочных жиров, сахарозы, изоглюкозы, глюкозы или крахмала или содержащие менее 1, 5 мас.% молочного жира, 5 мас.% сахарозы или изоглюкозы, 5 мас.% глюкозы или крахмала". В тот же день в адрес декларанта направлено требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в графе 33 ДТN 10013160/071122/3535793.

Общество полагает, что оспариваемые действия таможенного органа нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем Заявитель обратился в суд с настоящими требованиями с учетом уточнений.

Суд установил, что предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ срок для обращения в арбитражный суд с заявленными требованиями соблюден заявителем.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд руководствуется следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 20 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) декларант и иные лица осуществляют классификацию по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании товаров.

В соответствии со статьей 104 ТК ЕАЭС декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров.

Согласно пункту 1 статьи 106 ТК ЕАЭС к сведениям о товарах, подлежащим указанию в декларации на товары, в том числе относится классификационный код товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

В случае выявления неверной классификации как до, так и после выпуска товаров таможенный орган самостоятельно принимает решение о классификации товаров.

Выбор конкретного кода ТН ВЭД ЕАЭС основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (с последующими изменениями) утверждены "Единая ТН ВЭД ЕАЭС", а также "Единый таможенный тариф ЕАЭС", представляющий собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. При этом правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ).

В силу правила 1 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с правилами 2(a), 2(6), 3(a), 3(6), 3(в), 4, 5, 6 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС.

В качестве материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД Коллегией Евразийской экономической комиссии в соответствии со статьями 18 и 45 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года рекомендованы Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (тома 1 - VI) (Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21 "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза", далее - Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС).

В товарную позицию 2106 "Пищевые продукты, в другом месте не поименованные или не включенные:" относятся:

(А) Продукты, используемые либо непосредственно, либо после обработки (например, отваривания, растворения или кипячения в воде, молоке и т.д.) для употребления в пищу.

(Б) Продукты, полностью или частично состоящие из пищевых продуктов, используемых при приготовлении напитков, или пищевых продуктов, готовых для употребления в пищу. В данную товарную позицию включаются готовые продукты, состоящие из смеси химических веществ (органических кислот, солей кальция и т.д.) с пищевыми продуктами (мукой, сахаром, сухим молоком и т.д.) для добавления в готовые продукты или в качестве их ингредиентов, или для улучшения некоторых их характеристик (внешнего вида, сохраняемости и т.д.) (см. общие положения к группе 38).

Однако в данную товарную позицию не включаются ферментные препараты, содержащие пищевые продукты (например, препараты для тендеризации мяса, состоящие из протеолитических ферментов с добавкой декстрозы или других пищевых продуктов). Такие препараты относятся к товарной позиции 3507 при условии, что они не включаются в более специфическую товарную позицию Номенклатуры.

В данную товарную позицию включаются, inter alia:

(1) Порошки для столового крема, желе, мороженого или аналогичных продуктов, подслащенные или неподслащенные.

Порошки на основе муки тонкого и грубого помола, крахмала, солодового экстракта или продуктов товарных позиций 0401 - 0404, содержащие или не содержащие добавки какао, относятся к товарной позиции 1806 или 1901 в соответствии с содержанием в них какао (см. общие положения к группе 19). Прочие порошки, содержащие какао, включаются в товарную позицию 1806. Порошки, обладающие свойствами сахаров со вкусо-ароматическими добавками или подкрашенных сахаров, используемые в качестве подсластителей, относятся к товарной позиции 1701 или 1702, в зависимости от конкретного случая.

(2) Вкусо-ароматические порошки для приготовления напитков, подслащенных или неподслащенных, на основе бикарбоната натрия и глицирризина или экстракта солодки (продаваемые как "какао-порошок").

(3) Продукты на основе сливочного масла или других жиров или масел, полученных из молока, используемые, например, в хлебобулочных изделиях и мучных кондитерских изделиях.

(4) Пасты на основе сахара, содержащие добавки жира в относительно большой пропорции, и иногда молоко или орехи, непригодные для превращения непосредственно в кондитерские изделия из сахара, но используемые в качестве начинки и т.д. для шоколада, сдобного печенья, пирожков, пирожных и т.д.

(5) Натуральный мед, обогащенный пчелиным маточным молочком.

(8) Пищевые таблетки на основе натуральных или искусственных ароматических веществ (например, ванилина).

(9) Сладости, гумми и аналогичные продукты (особенно для диабетиков), содержащие синтетические подслащивающие вещества (например, сорбит) вместо

сахара.

(10) Готовые продукты (например, таблетки), состоящие из сахарина и пищевых продуктов типа лактозы, применяемых для подслащивания.

(11) Автолизированные дрожжи и прочие экстракты из дрожжей, продукты, получаемые путем гидролиза дрожжей. Данные продукты не могут вызывать брожение и обладают высокой белковой ценностью. Они используются главным образом в пищевой промышленности (например, для приготовления некоторых приправ).

(13) Смеси экстракта женьшеня с другими ингредиентами (например, лактозой или глюкозой), используемые для приготовления женьшеневого "чая" или напитка.

(14) Продукты, состоящие из смеси растений или частей растений (включая семена или плоды) разных видов или состоящие из растений или частей растений (включая семена или плоды) одного или разных видов, смешанных с другими веществами, такими как один или более растительных экстрактов, которые как таковые не употребляются в пищу, но используются для приготовления травяных настоев или травяных "чаев" (например, травяных настоев или чаев, обладающих слабительными, очистительными, мочегонными или ветрогонными свойствами), включая продукты, которые, как утверждают, облегчают недомогание или благоприятно влияют на общее состояние здоровья и самочувствие.

В данную товарную позицию не включаются продукты, в которых содержащийся настой составляет терапевтическую или профилактическую дозу активного ингредиента, характерного для конкретного продукта (товарная позиция 3003 или 3004).

В данную товарную позицию также не включаются продукты, включаемые в товарную позицию 0813 или группу 09.

(15) Смеси растений, частей растений, семян или фруктов (целых, разрезанных, размельченных, молотых или порошкообразных) видов, включаемых в различные группы (например, группы 07, 09, 11, 12), или различных видов товарной позиции 1211, которые не употребляются в пищу как таковые, а используются или в качестве вкусо-ароматических добавок для напитков, или для приготовления экстрактов при производстве напитков.

Однако продукты такого рода, основное свойство которых определяются содержанием в них продуктов, входящих в группу 09, не включаются (группа 09).

(16) Продукты, часто относимые к "добавкам к пище" на базе экстрактов растений, фруктовых концентратов, меда, фруктозы и т.п. и содержащие добавки витаминов и иногда незначительные количества соединений железа. Эти продукты часто бывают расфасованы в упаковки с указанием, что они способствуют укреплению здоровья и улучшению самочувствия. Однако аналогичные продукты, предназначенные для предупреждения или лечения болезней или недугов, не включаются (товарная позиция 3003 или 3004).

Из материалов дела усматривается, что согласно Заключению эксперта спорный товар сухая смесь для приготовления "ОМЛЕТ С ГРИБАМИ" (артикул: КЕТ032) является готовым сложносоставным смесевым пищевым продуктом - полуфабрикатом для использования в пищу.

Компонентный состав товара: белок, продукты переработки молока (сухое молоко и/или сухая молочная сыворотка), соль поваренная, минеральные вещества, витамины группы В, С, ароматические вещества, мальтодекстрин и др. Массовая доля молочного жира - 0, 3%, массовая доля общего жира - 0,8%, массовая доля белка 66,0%. Сахарозы, изоглюкозы, глюкозы, нативного крахмала не обнаружено. Текстурированию не подвергался.

Товар не является витаминно-минеральным комплексом; вкусоароматической добавкой; концентратом белков (животного и растительного происхождения) и их смесей; пищевыми волокнами; пищевыми добавками (в том числе комплексными).

Установленный состав не противоречит определению ТР ТС 027/2012 "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания" для термина "пищевая продукция для питания спортсменов" и определению ГОСТ 34006-2016 "Продукция пищевая специализированная. Продукция пищевая для питания спортсменов. Термины и определения" для термина "спортивное питание".

На основании изложенного, в соответствии с выводами таможенного эксперта, принято решение по классификации товара N 1 (часть) по ТН ВЭД ЕАЭС от 22.12.2022 N РКТ-10013000-22/002339 подсубпозиции 2106 90 930 0 ТН ВЭД ЕАЭС - "Пищевые продукты, в другом месте не поименованные или не включенные: - прочие: - прочие: - не содержащие молочных жиров, сахарозы, изоглюкозы, глюкозы или крахмала или содержащие менее 1, 5 мас.% молочного жира, 5 мас.% сахарозы или изоглюкозы, 5 мас.% глюкозы или крахмала", (ставка таможенной пошлины - 0% от таможенной стоимости (с 01.10.2022)).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 778 товары, классифицируемые в субпозиции 2106 90 ТН ВЭД ЕАЭС, страной происхождения которых являются страны Европейского союза, запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации.

11.01.2023 Сходненским таможенным постом произведено изъятие запрещенной к ввозу продукции по акту о факте изъятия запрещенной к ввозу продукции N 10013190/110123/И0001.

Относительно отказа в назначения повторной таможенной экспертизы товара, суд отмечает следующее.

В соответствии с положениями статьи 310 ТК ЕАЭС в отношении объектов таможенного контроля - товаров, заявленных по ДТ N 10013160/071122/3535793, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, 16.11.2022 Московским таможенным постом - центром электронного декларирования (далее - МТП ЦЭД) принято решение о назначении таможенной экспертизы до выпуска товаров, были отобраны в соответствии с актом отбора проб и/или образцов N 10013190/161122/500010.

15.12.2022 из ЦЭКТУ ФТС России поступило заключение таможенного эксперта ФТС России от 15.12.2022 N 12411002/0024932, по результатам анализа которого, принято решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС от 22.12.2022: товар отнесен в подсубпозицию 2106 90 930 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

Вместе с тем, судом установлено, что согласно статье 392 ТК ЕАЭС (Дополнительная и повторная таможенные экспертизы) установлено, что при возникновении новых вопросов в отношении ранее исследованных товаров, таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации таможенным органом может быть назначена дополнительная таможенная экспертиза.

Дополнительная таможенная экспертиза назначается уполномоченному таможенному органу либо экспертной организации (эксперту) государства-члена, которыми проводилась таможенная экспертиза.

В случае несогласия декларанта с результатами таможенной экспертизы, в том числе дополнительной, таможенным органом может быть назначена повторная таможенная экспертиза.

Повторная таможенная экспертиза назначается для исследования тех же товаров, таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации и для решения тех же вопросов, которые исследовались при ранее проведенной таможенной экспертизе. Повторная таможенная экспертиза может назначаться как уполномоченному таможенному органу или экспертной организации государства-члена, которыми проводилась таможенная экспертиза, так и иному уполномоченному таможенному органу или иной экспертной организации государства-члена.

Проведение повторной таможенной экспертизы поручается комиссии, состоящей из 2 и более таможенных экспертов (экспертов), за исключением таможенного эксперта (эксперта), проводившего таможенную экспертизу, в том числе дополнительную. Таможенные эксперты (эксперты), проводившие таможенную экспертизу, в том числе дополнительную, могут присутствовать при проведении повторной таможенной экспертизы и давать комиссии необходимые пояснения.

При проведении дополнительной и повторной таможенных экспертиз таможенному эксперту (эксперту) в обязательном порядке представляются результаты ранее проведенной таможенной экспертизы.

При этом повторная таможенная экспертиза может назначаться как уполномоченному таможенному органу, которым проводилась таможенная экспертиза, так и иной экспертной организации (пункт 2 статьи 392, подпункт 4 пункта 1 статьи 395 ТК ЕАЭС).

В случае невозможности проведения таможенной экспертизы в ЦЭКТУ таможенная экспертиза может быть назначена в иную экспертную организацию на договорной основе за счет средств федерального бюджета (часть 1 - 3 статьи 336 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ).

Однако, в случае невозможности проведения таможенной экспертизы уполномоченным таможенным органом (ЦЭКТУ ФТС России) и назначения для ее проведения экспертной организации расходы, возникшие в связи с проведением такой экспертизы, возмещаются за счет средств лица, в отношении товаров которого проводится таможенная экспертиза, если по результатам проведения таможенной экспертизы выявлены нарушения таможенных правил (абз. 2 п. 2 ст. 389 ТК ЕАЭС; часть 4 статьи 336 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ).

Порядок назначения таможенной экспертизы в иную экспертную организацию (иному эксперту) изложен в Приказе ФТС России от 05 февраля 2021 г. N 100.

Таким образом, в случае несогласия с новым кодом ТН ВЭД ЕАЭС декларант может ходатайствовать о назначении дополнительной или повторной таможенной экспертизы.

Экспертно-криминалистической службой г. Москва Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (далее - ЭКС ЦЭКТУ г. Москва) проведена таможенная экспертиза, результат которой отражен в заключении таможенного эксперта от 15.12.2022 N 12411002/0024932 (далее - заключение таможенного эксперта).

На основании проведенной экспертизы таможенным органом принято решение о классификации товара РКТ-10013000/22/002339от 20.12.2022, в соответствии с которым ввозимый Обществом товар классифицирован в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в товарную позицию 2106 90 930 0.

Общество ходатайствовало о назначении судебной экспертизы в рамках которой необходимо было установить является ли товар готовым продуктом или концентратом белка, также соответствует ли товар классификации, а также указать происхождения белка (растительного или животного происхождения.

04.10.2023 в рамках судебного заседания Обществу отказано в назначении судебной экспертизы, поскольку заключение таможенного эксперта от 15.12.2022 N 12411002/0024932 полностью отвечает на поставленные вопросы.

Вместе с тем, проведение таможенных экспертиз осуществляется таможенными экспертами, получившими право самостоятельного проведения таможенных экспертиз. Таможенные эксперты предупреждаются об ответственности за дачу заведомо ложного заключения таможенного эксперта (эксперта) по статье 19.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд отмечает, что вопросы, поставленные Обществом (вопрос 2 и 3) не относится к компетенции эксперта, поскольку выходят за пределы полномочий, а также подменяют таможенный контроль.

Вместе с тем, согласно ст. 20 ТК ЕАЭС проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.

В соответствии с п. 4 ст. 20 ТК ЕАЭС коды товаров, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров.

В ходе рассмотрения дела по существу специалист Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления дал пояснения в части значимости проведения дополнительных исследований и их возможного влияния на выводы ответчика при совершении оспариваемых действий.

С учетом пояснений специалиста, судом установлено, что вопрос поставленный Обществом о происхождении белка не имеет значение для применения Постановления Правительства РФ от 07.08.2014 N 778 "О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560, от 24 июня 2015 г. N 320, от 29 июня 2016 г. N 305, от 30 июня 2017 г. N 293, от 12 июля 2018 г. N 420, от 24 июня 2019 г. N 293, от 21 ноября 2020 г. N 730, от 20 сентября 2021 г. N 534 и от 11 октября 2022 г. N 725" (далее Постановление Правительства).

Согласно п. 1 Постановлению Правительства Ввести по 31 декабря 2023 г. запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия, Княжество Лихтенштейн и Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, по перечню согласно приложению.

Так Постановление Правительство запрещает ввоз товаров: позиция 2106 90 Пищевые или готовые продукты (за исключением биологически активных добавок; специализированной пищевой продукции для питания спортсменов <****>; витаминно-минеральных комплексов; вкусоароматических добавок; концентратов белков (животного и растительного происхождения) и их смесей; пищевых волокон; пищевых добавок (в том числе комплексных).

Таким образом, вопрос об установлении происхождения белка не имеет правового значения.

Судом установлено, что согласно представленному заключению таможенного эксперта от 15.12.2022 N 12411002/0024932 в отношении товара, задекларированного по ДТ N 10013160/071122/3535793 как "Пищевые продукты, ..... - сухие смеси для приготовления напитков и каш..." таможенные эксперты сделали следующие выводы:

"Исследованные образцы NN 1-8 являются готовыми сложносоставными смесевыми пищевыми продуктами - полуфабрикатами для использования в пищу.

Исследованные образцы товара не являются витаминно-минеральным комплексом; вкусоароматической добавкой; концентратом белков (животного и растительного происхождения) и их смесей; пищевыми волокнами; пищевыми добавками (в том числе комплексными)".

Согласно Единому Таможенному Тарифу Евразийского Экономического Союза Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского Экономического Союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), Москва, (справочник ВЭД-инфо) к белковым концентратам относятся белковые концентраты, получаемые путем удаления определенных компонентов из обезжиренной соевой муки, используемые для обогащения пищевых продуктов белковыми веществами; соевая мука и прочие белковые вещества, текстурированные.

В Техническом регламенте Таможенного Союза "О безопасности молока и молочной продукции" приведен следующий термин: "Концентрат сывороточных белков - сывороточные белки, полученные из молочной сыворотки путем концентрирования или ультрафильтрации" (далее - ТР ТС 033/2013).

Вышеприведенные термины свидетельствуют о том, что к концентратам белков относятся продукты, полученные из высокобелкового растительного или животного сырья, путем очистки от балластных веществ (примесей), которые содержатся в сырье помимо белка, с последующим концентрированием белков. Из чего следует, что помимо самих белков, "белковые концентраты" могут содержать только незначительное количество побочных веществ (примесей), полученных в процессе получения белка, в зависимости от степени его очистки.

По установленному составу исследованные образцы NN 1-8 не соответствуют определению для термина "белковый концентрат", данному в Пояснениях к ТН ВЭД ЕАЭС и ТР ТС 033/2013, так как представляют собой готовые пищевые продукты, состоящие из смеси различных ингредиентов (компонентов). В состав исследованных образцов NN 1-8 помимо белковой составляющей входят следующие ингредиенты (компоненты): продукты переработки молока (в том числе сухое молоко и/или сухая молочная сыворотка), соль поваренная, минеральные вещества, витамины, ароматические вещества, мальтодекстрин (образцы NN 2, 4, 6, 8), сухой инулин, ксантановая камедь, подсластитель (сукралоза) (образцы NN 1, 2,3,4,6), обезвоженное сухое мясо (образец N 5), смесь сушеных измельченных овощей (образец N 7), грибной порошок (образец N 8), каждый из которых несет свою функцию в готовом продукте и не является побочным продуктом получения белка.

Доводы Общества о том, что содержание белкового компонента более 60 % позволяет отнести данный продукт к концентратам белков (животного и растительного происхождения), является необоснованным, так как данный показатель имеет значение лишь в том случае, если в конечном продукте помимо белковой составляющей есть только примеси, полученные в процессе получения самого белка и не привнесены иные компоненты, обладающие собственной функцией в готовом продукте.

Вместе с тем, судом установлено, что Общество заявляет, что ввезенный товар относится к категории концентратов белков (животного и растительного происхождения) и их смесей, однако декларирует как "пищевые продукты, в другом месте не поименованные или не включенные: - прочие: - прочие: - прочие" (код ТН ВЭД ЕАЭС - 2106 90 980 8).

Основополагающим идентификационным признаком, оказывающим влияние на классификацию товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, является то, что исследованные товары представляют собой готовые пищевые продукты, состоящие из смеси различных ингредиентов (компонентов), каждый из которых несет свою функцию в готовом продукте, и не являются белковыми концентратами, описанными в товарной позиции 2106 10...

Поскольку согласно пояснениям к ТН ВЭД ЕАЭС в товарной позиции 2106 Пищевые продукты, в другом месте не поименованные или не включенные:

- 2106 10 - белковые концентраты и текстурированные белковые вещества;

- 2106 90 - прочие,

При условии, что указанные продукты не поименованы или не включены ни в одну ни в другую товарную позицию Номенклатуры.

Учитывая, что спорный товар не относится к белковым концентратам и текстурированным, белковым веществам, он будет классифицироваться в субпозиции 2106 90 ТН ВЭД ЕАЭС "прочие", которая включает подсубпозиции:

Таким образом, исследование товара проведено в порядке, предусмотренном правом Евразийского экономического союза, а доводы Заявителя в отношении того, что данный товар является концентратом белков несостоятелен.

Также суд отмечает, что решения о проведении дополнительной или повторной экспертизы в ЦЭКТУ, Московской таможни не поступали.

Вместе с тем, Общество обращалось в таможенный орган о проведении экспертизы в сторонней организации.

Однако, согласно действующему законодательству таможенный орган отказал правомерно на основании следующее.

Как установлено судом выше, Порядок назначения таможенной экспертизы в иную экспертную организацию (иному эксперту) изложен в Приказе ФТС России от 05 февраля 2021 г. N 100.

Также необходимо отметить, что одним из предметом рассмотренного спора является признании незаконным решения об уничтожении выявленной запрещенной к ввозу продукции от 17.05.2023 задекларированной в ДТ N 10013160/071122/3535793.

Однако Обществом, суду не представлены документы об уничтожении товара.

В соответствии с представленными таможенным органам материалами дела данный товар изъят у Общества, но на день рассмотрения спора по существу товар не уничтожен.

Аналогичная позиция по данному вопросу изложена в Определение Верховного суда Российской Федерации от 30.06.2021 по делу N А40-31345/2020

В рассматриваемом случае незаконность действий таможенного органа не доказана заявителем, не нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагает незаконно на него какие-либо обязанности и не создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Доводы заявителя изложенные в заявлении и дополнениях не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела по существу.

Таким образом, отсутствуют основания, предусмотренные статьей 13 ГК РФ, статьями 198, 201 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта, действий (бездействий) недействительными.

Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако, они не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, так как не подтверждены доказательствами, противоречат материалам дела и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.

В соответствии с ч.3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В порядке ст.ст. 41, 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО "ЭССЕНС ЛОГИСТИК" заявлено ходатайство о проведении экспертизы, в удовлетворении заявленного ходатайства судом отказано.

Вместе с тем, на основании ст. 108 АПК РФ, на депозитный счет Арбитражного суда города Москвы от ООО "ЭССЕНС ЛОГИСТИК" на основании платежного поручения N 834 от 21.09.2023 на сумму 120 000 рублей поступили денежные средства за проведение экспертизы.

На основании изложенного, суд считает, что оставшиеся на депозитном счете Арбитражного суда города Москвы денежные средства в размере 120 000 рублей подлежат возврату ООО "ЭССЕНС ЛОГИСТИК".

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.4, 27, 29, 65, 71, 110, 156, 167-170, 199-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 

РЕШИЛ:

 

В удовлетворении требований ООО "ЭССЕНС ЛОГИСТИК" отказать в полном объеме.

Проверено на соответствие таможенному законодательству.

Возвратить ООО "ЭССЕНС ЛОГИСТИК" из средств федерального бюджета 120 000 руб. уплаченных платежным поручением N 834 от 21.09.2023 за проведение экспертизы.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

 
Судья
М.Т. Кипель
  • Документ полезен?
    0 m n 0
  • '
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha