|
;
Действует
История статусов
Подписан 03.04.2023 |
Вопрос: Об акцизах на сахаросодержащие напитки.
Ответ:
В связи с обращением от 9 февраля 2023 г. по вопросам налогообложения акцизами сахаросодержащих напитков Департамент налоговой политики сообщает.
Согласно Федеральному закону от 21 ноября 2022 г. N 443-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 443-ФЗ) с 1 июля 2023 года сахаросодержащие напитки признаются подакцизными товарами.
Налогообложение акцизами операций с сахаросодержащими напитками будет производиться в установленном порядке в соответствии с главой 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с указанной даты, а для организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных по состоянию на 1 октября 2022 года в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих сахаросодержащие напитки, - с 1 октября 2023 года.
В целях Кодекса сахаросодержащими напитками признаются упакованные в потребительскую упаковку, изготовленные с использованием питьевой или минеральной воды напитки (кроме изготовленных и упакованных организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги в сфере общественного питания), в состав которых в качестве компонентов входят сахар (глюкоза, фруктоза, сахароза, декстроза, мальтоза, лактоза), и (или) сироп с сахаром, и (или) мед и количество углеводов в пищевой ценности которых составляет более 5 граммов на 100 мл напитка. При этом объемная доля этилового спирта в указанных напитках не должна превышать 1,2 процента включительно.
В целях Кодекса не признаются сахаросодержащими напитками:
1) специализированная пищевая продукция, прошедшая государственную регистрацию специализированной пищевой продукции в соответствии с правом Евразийского экономического союза, обогащенная пищевая продукция, за исключением тонизирующих напитков и напитков, в состав которых в качестве компонентов входит двуокись углерода;
2) алкогольная продукция, указанная в подпункте 3 пункта 1 статьи 181 Кодекса, виноградное, пивное, плодовое, медовое и иное сусло, плодовые сброженные материалы, квасы с содержанием этилового спирта до 1,2 процента включительно;
3) соки, сокосодержащие напитки, нектары, морсы, сиропы, молоко, молочная продукция, кисели и (или) напитки на растительной основе, произведенные из зерна злаковых, зернобобовых, масличных культур, орехов, кокоса и (или) продуктов их переработки, за исключением тонизирующих напитков и напитков, в состав которых в качестве компонентов входит двуокись углерода.
Таким образом, если произведенные напитки соответствуют вышеназванным критериям отнесения безалкогольных напитков к сахаросодержащим, то такие напитки признаются подакцизными товарами.
Согласно пункту 1 части 4.1 статьи 4 "ТР ТС 022/2011. Технический регламент Таможенного союза. Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 881 (далее - ТР ТС 022/2011), маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать информацию о составе пищевой продукции и о показателях пищевой ценности пищевой продукции.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду пункты 5 и 12 части 4.9 статьи 4 ТР ТС 022/2011, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881.
Согласно части 5 статьи 4.9 ТР ТС 022/2011 количество пищевых веществ, в том числе белков, жиров, углеводов, в пищевой продукции должно быть указано в граммах или в кратных или дольных единицах указанных величин.
Частью 12 статьи 4.9 ТР ТС 022/2011 установлено, что показатели пищевой ценности пищевой продукции определяются изготовителем пищевой продукции аналитическим или расчетным путем.
Положения главы 22 "Акцизы" Кодекса не содержат конкретных указаний по порядку подтверждения характеристик товара с целью отнесения его к подакцизным. При этом идентификация напитков в качестве сахаросодержащих напитков имеет ключевое значение при определении действительных налоговых обязательств по уплате акциза. Такая идентификация должна осуществляться участниками налоговых правоотношений с использованием всех имеющихся документов, на основании которых могут быть сделаны выводы о наличии или отсутствии у таких товаров требуемых характеристик. При этом налоговыми и таможенными органами в рамках имеющихся у них полномочий при проведении контрольных мероприятий могут использоваться результаты исследований, предметом которых является установление этих характеристик. Полномочия указанных органов по приоритизации при выборе действующих методик таких исследований Кодексом не установлены.
В соответствии со статьей 179 Кодекса налогоплательщиками акциза признаются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, определяемые в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 "Акцизы" Кодекса.
Согласно положениям статьи 182 Кодекса объектом налогообложения акцизами признаются, в частности, операции по реализации (передаче) лицами произведенных ими подакцизных товаров.
Так, согласно подпунктам 1 и 7 пункта 1 статьи 182 Кодекса реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, а также передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) признаются объектом налогообложения акцизами.
В целях исчисления акцизов на основании пункта 2 статьи 195 Кодекса дата реализации (передачи) подакцизных товаров определяется как день отгрузки (передачи) соответствующих подакцизных товаров, в том числе структурному подразделению организации, осуществляющему их розничную реализацию. По операциям, указанным в подпункте 7 пункта 1 статьи 182 Кодекса, датой передачи признается дата подписания акта приема-передачи подакцизных товаров.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 182 Кодекса объектом налогообложения признается операция по ввозу подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. Соответственно, лица, осуществляющие ввоз сахаросодержащих напитков как из государств - членов ЕАЭС, так и из других стран, должны уплачивать в бюджет Российской Федерации акциз по данному подакцизному товару.
На основании пункта 1 статьи 185 Кодекса при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, налогообложение акцизами производится в зависимости от избранной таможенной процедуры в порядке, установленном подпунктами 1 - 5 пункта 1 статьи 185 Кодекса. Так, в частности, при помещении подакцизных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления акциз уплачивается в полном объеме.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 183 Кодекса не подлежат налогообложению акцизами (освобождаются от налогообложения), в частности, операции по реализации (передаче произведенных из давальческого сырья) подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, в случае реализации за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли.
Освобождение указанных операций от налогообложения производится в соответствии со статьей 184 Кодекса.
При этом пунктом 7 статьи 198 Кодекса установлены перечень и сроки представления в налоговый орган документов, подтверждающих обоснованность освобождения от налогообложения операций по реализации подакцизных товаров на экспорт.
Применение косвенных налогов в торговых отношениях государств - членов ЕАЭС производится в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением N 18 к Договору.
Согласно нормативам распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденным Федеральным законом от 5 декабря 2022 г. N 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов", акциз на сахаросодержащие напитки зачисляется в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.
После уплаты косвенного налога (акциз) за напитки сахоросодержащие.
1) Приобретается акциз (марка) и на носится на упаковку или 1шт. Бутылку