Выключить анимацию
Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
 
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
онлайн-справочник

Проект федерального закона Правительства РФ от 22.03.2023

Об изменениях в КоАП в части нарушений валютного законодательства
Проект Федерального закона
(текст документа приведен по состоянию на 22 марта 2023 года,
не внесен в ГД ФС РФ)
 
Внесен Правительством
Российской Федерации

 

Федеральный закон
о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях

 

Статья 1

 

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2007, N 26, ст. 3089; 2008, N 20, ст. 2259; N 52, ст. 6235, 6236; 2009, N 23, ст. 2776; N 29, ст. 3597; 2010, N 1, ст. 1; N 19, ст. 2291; N 30, ст. 4007; N 31, ст. 4193, 4198; 2011, N 1, ст. 23; N 19, ст. 2714; N 46, ст. 6406; N 47, ст. 6602; N 50, ст. 7362; 2012, N 15, ст. 1723; N 24, ст. 3082; N 31, ст. 4320; N 47, ст. 6403, 6404, 6405; N 53, ст. 7602; 2013, N 14, ст. 1666; N 19, ст. 2323; N 26, ст. 3207, 3208, 3209; N 27, ст. 3469, 3477; N 30, ст. 4025, 4029, 4031, 4040, 4082; N 31, ст. 4191; N 43, ст. 5444; N 44, ст. 5624, 5643; N 48, ст. 6163; N 49, ст. 6343; N 51, ст. 6683, 6695, 6696; N 52, ст. 6961; 2014, N 6, ст. 557, 566; N 11, ст. 1096; N 19, ст. 2302, 2317, 2335; N 26, ст. 3366, 3395; N 30, ст. 4211, 4214, 4218, 4224, 4256, 4259, 4264; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799; N 48, ст. 6636, 6638, 6643, 6651; N 52, ст. 7548, 7549; 2015, N 1, ст. 35, 37, 83, 84, 85; N 10, ст. 1405, 1416; N 21, ст. 2981; N 27, ст. 3950; N 29, ст. 4354, 4374, 4391; N 45, ст. 6208; N 48, ст. 6710, 6716; N 51, ст. 7249; 2016, N 1, ст. 11, 59, 63, 84; N 10, ст. 1323; N 11, ст. 1481, 1490; N 26, ст. 3871, 3877; N 27, ст. 4164, 4206, 4223, 4259; N 50, ст. 6975; N 52, ст. 7508; 2017, N 1, ст. 12, 31; N 11, ст. 1535; N 17, ст. 2456; N 18, ст. 2664; N 23, ст. 3227; N 31, ст. 4814, 4816; N 47, ст. 6851; N 52, ст. 7937; 2018, N 1, ст. 21, 30, 35; N 7, ст. 973; N 27, ст. 3938; N 31, ст. 4825, 4826, 4828; N 41, ст. 6187; N 45, ст. 6832; N 47, ст. 7128; N 53, ст. 8447; 2019, N 12, ст. 1216, 1217, 1218, 1219; N 16, ст. 1820; N 18, ст. 2220; N 22, ст. 2670; N 25, ст. 3161; N 27, ст. 3536; N 29, ст. 3847; N 30, ст. 4119, 4120, 4121; N 44, ст. 6178; N 49, ст. 6964; N 51, ст. 7494, 7495; N 52, ст. 7811, 7819; 2020, N 14, ст. 2019, 2029; N 26, ст. 4001; N 30, ст. 4744; N 31, ст. 5037; N 42, ст. 6526; N 50, ст. 8065; 2021, N 1, ст. 50, 51, 52, 55; N 9, ст. 1461, 1466, 1471; N 11, ст. 1701, 1702; N 13, ст. 2141; N 15, ст. 2425, 2431, 2443; N 18, ст. 3046; N 24, ст. 4218, 4221, 4223, 4224; N 27, ст. 5060, 5111; N 52, ст. 8978) следующие изменения:

1) в примечании к статье 2.4 после цифр "15.25," дополнить цифрами "15.25.1,";

2) пункт 2 части 1 статьи 3.5 дополнить словами ", либо сумме сделки (операции), осуществленной с несоблюдением мер воздействия (противодействия), направленных на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации, либо сумме неосуществленной сделки (операции) в соответствии с установленными мерами воздействия (противодействия), направленными на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации";

3) в части 1 статьи 4.5 слова "административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35.1, 6.1.1" заменить словами "административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35.1, 6.1.1, 15.25.1";

4) главу 15 дополнить статьей 15.25.1 следующего содержания:

 

"Статья 15.25.1. Несоблюдение мер воздействия (противодействия), направленных на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации

 

Несоблюдение мер воздействия (противодействия), направленных на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 20 до 40 процентов суммы сделки (операции), осуществленной с несоблюдением установленных мер, либо в размере от 20 до 40 процентов суммы неосуществленной сделки (операции) в соответствии с установленными мерами; на должностных лиц в размере от 20 до 40 процентов суммы сделки (операции), осуществленной с несоблюдением установленных мер, но не более тридцати тысяч рублей, либо в размере от 20 до 40 процентов суммы неосуществленной сделки (операции) в соответствии с установленными мерами, но не более тридцати тысяч рублей, либо в случаях, когда несоблюдение установленных мер не имеет денежного выражения, наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Примечания:

1. Административная ответственность, установленная настоящей статьей, не применяется к резидентам, являющимся кредитными организациями и субъектами страхового дела.

2. Пересчет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту Российской Федерации производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу Центрального банка Российской Федерации.

3. Административная ответственность, установленная настоящей статьей за совершение административных правонарушений, связанных с несоблюдением мер воздействия (противодействия), направленных на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации, предусматривающих запрет на зачисление иностранной валюты на счета (вклады) резидента в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не применяется к резиденту, осуществившему зачисление денежных средств на свой счет (вклад), открытый в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, и списание с указанного счета (вклада) таких денежных средств с последующим их зачислением в полном объеме на счет (вклад) этого резидента в уполномоченном банке не позднее сорока пяти дней со дня зачисления их на счет (вклад), открытый в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, а в случае частичного списания с указанного счета (вклада) таких денежных средств и их перечисления на счет (вклад) этого резидента в уполномоченном банке, осуществленного не позднее сорока пяти дней со дня зачисления их на счет (вклад), открытый в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, указанная в настоящей статье административная ответственность не применяется в отношении суммы таких частично зачисленных денежных средств.

4. Административная ответственность, установленная настоящей статьей за совершение административных правонарушений, связанных с несоблюдением мер воздействия (противодействия), направленных на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации, предусматривающих необходимость обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, не применяется к резиденту, осуществившему обязательную продажу иностранной валюты, зачисленной на его счет в уполномоченном банке на основании внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных с нерезидентами и предусматривающих передачу нерезидентам товаров, оказание нерезидентам услуг, выполнение для нерезидентов работ, передачу нерезидентам результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в установленном размере в срок не позднее сорока пяти дней со дня истечения срока, установленного для осуществления такой продажи.

5. Административная ответственность, установленная настоящей статьей за совершение административных правонарушений, связанных с несоблюдением мер воздействия (противодействия), направленных на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации, предусматривающих необходимость репатриации резидентами иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, причитающихся в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных с нерезидентами и предусматривающих передачу нерезидентам товаров, оказание нерезидентам услуг, выполнение для нерезидентов работ, передачу нерезидентам результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, либо в соответствии с условиями договора займа, не применяется к резиденту, осуществившему репатриацию иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в установленном размере в срок не позднее сорока пяти дней со дня истечения срока, установленного такими мерами.";

 

5) в части 1 статьи 23.60 слова "частями 1 - 2.1, 4 - 5 и 6 - 6.5 статьи 15.25" заменить словами "частями 1 - 2.1, 4 - 5 и 6 - 6.5 статьи 15.25, статьей 15.25.1 (в пределах своих полномочий)";

6) в статье 23.74:

а) в части 1 после слов "статьей 15.24.1," добавить слова "15.25.1 (в пределах своих полномочий),";

б) в пункте 2 части 2 после слов "статьей 15.24.1," добавить слова "15.25.1 (в пределах своих полномочий),";

7) в пункте 80 части 2 статьи 28.3 слова "статьей 15.25" заменить словами "статьями 15.25, 15.25.1 (в пределах своих полномочий)";

8) в части 1 статьи 28.7 слова "статьями 6.1.1, 7.27, 13.41, 20.6.1" заменить словами "статьями 6.1.1, 7.27, 13.41, 15.25.1, 20.6.1".

 

Статья 2

 

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2024 года.

 

Президент
Российской Федерации

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"

 

Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.06.2018 N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств" (далее - Закон N 127-ФЗ) и направлен на установление административной ответственности за несоблюдение мер воздействия (противодействия), направленных на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации, введенных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации.

Законопроект подготовлен совместно с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств" и статью 2 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и соответствует нормам отраслевого законодательства Российской Федерации.

Законопроект подготовлен в целях защиты от новых форм противоправной деятельности. Принятие предусмотренных законопроектом изменений будет способствовать повышению эффективности системы выявления, предупреждения и пресечения противоправной деятельности, осуществляемой в целях нарушения установленных антисанкционным законодательством запретов.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) дополняется новой статьей 15.25.1 "Несоблюдение мер воздействия (противодействия), направленных на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации".

Законопроектом за несоблюдение мер воздействия (противодействия), направленных на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 КоАП, предлагается установить административный штраф для граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 20 до 40 процентов суммы сделки (операции), осуществленной с нарушением установленных мер, либо в размере от 20 до 40 процентов суммы неосуществленной сделки (операции) в соответствии с установленными мерами; на должностных лиц в размере от 20 до 40 процентов суммы сделки (операции), осуществленной с нарушением установленных мер, но не более тридцати тысяч рублей, либо в размере от 20 до 40 процентов суммы неосуществленной сделки (операции) в соответствии с установленными мерами, но не более тридцати тысяч рублей, либо в случаях, когда несоблюдение установленных мер не имеет денежного выражения (например, осуществление безвозмездных сделок, открытие специальных счетов и др.), наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Цель введения мер воздействия (противодействия), направленных на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации, заключается в защите интересов и безопасности Российской Федерации от недружественных действий иностранных государств (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 04.06.2018 N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств"), что предопределяет особую значимость объекта посягательства проектируемого административного правонарушения. Для обеспечения соразмерности административного штрафа, назначаемого в случаях, когда несоблюдение установленных мер не имеет денежного выражения, законопроектом предлагается установить его в размере административного штрафа, предусмотренном санкцией части 2.1 статьи 15.25 КоАП РФ.

При этом законопроектом в соответствующих примечаниях к проектируемой статье 15.25.1 КоАП устанавливаются условия неприменения мер административной ответственности к резидентам, в частности, определены конкретные действия, свидетельствующие об устранении нарушения резидентом отдельных мер, устранение которых находится в исключительном ведении резидента и не зависит от действий иных лиц.

На основании того, что к кредитным организациям за нарушение федеральных законов Банк России имеет право принять меры принуждения, предусмотренные частью 1 статьи 74 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", которые позволяют оказывать более эффективное и индивидуализированное воздействие на кредитные организации, допускающие нарушения, чем назначение административного штрафа, законопроектом о внесении изменений в КоАП из числа субъектов ответственности по проектируемой статье 15.25.1 КоАП выводятся резиденты, являющиеся кредитными организациями, как юридические лица.

При этом, учитывая предоставление должностным лицам Банка России полномочий по возбуждению и рассмотрению дел по проектируемой статье 15.25.1 КоАП, административной ответственности будут подлежать виновные должностные лица и иные работники кредитной организации.

Исключение из числа субъектов ответственности по проектируемой статье 15.25.1 КоАП резидентов, являющихся субъектами страхового дела, обусловлено правом Банка России применять меры принуждения на основании части 1 статьи 30, статей 32.5-2, 32.6 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", а именно вводить ограничение и (или) запрет на совершение отдельных сделок, а также ограничивать или приостанавливать действие лицензии в случаях выявления ситуаций, создающих угрозу стабильности финансового (страхового) рынка.

Таким образом, Банк России для обеспечения стабильности финансового рынка наделен специальными полномочиями по применению к кредитным организациям и субъектам страхового дела мер, которые носят все признаки публично-правовой ответственности, и применение которых может быть обусловлено противоправными деяниями, образующими объективную сторону проектируемого состава административного правонарушения.

Также в примечании к статье 15.25.1 КоАП в редакции законопроекта устанавливается порядок пересчета иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту Российской Федерации, являющихся предметом административного правонарушения.

Полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях по статье 15.25.1 КоАП предлагается закрепить за ФНС России и ФТС России (изменения в статьи 23.60, 28.3, 28.7 КоАП).

Также законопроектом предусматривается изменения в статью 23.74 КоАП в целях наделения должностных лиц Банка России полномочиями по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях по проектируемой статье 15.25.1 КоАП в отношении должностных лиц кредитных организаций, должностных лиц субъектов страхового дела, некредитных финансовых организаций (за исключением субъектов страхового дела), бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств и их должностных лиц, а также лиц, осуществляющих актуарную деятельность, поскольку контроль за соблюдением финансовыми организациями мер воздействия (противодействия), направленных на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации, относится к компетенции Банка России.

Согласно законопроекту, срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения, предусмотренные проектируемой статьей, составляет два года со дня совершения административного правонарушения (изменения в статью 4.5 КоАП).

Статьи 2.4 и 3.5 КоАП приводятся в соответствие с предлагаемыми изменениями в КоАП.

Законопроект предусматривает вступление в силу принимаемого федерального закона с 1 января 2024 года в связи с необходимостью обеспечить подготовку необходимых постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Банка России и заключения соглашений между ФНС России, ФТС России и Банком России об обмене документами и информацией для реализации норм принимаемого федерального закона.

При подготовке законопроекта анализ практики применения КоАП провести не представляется возможным, поскольку антисанкционное законодательство сформировалось недавно и продолжает совершенствоваться. Также отсутствует административная ответственности за несоблюдение мер воздействия (противодействия), направленных на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации, введенных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации.

В законопроекте отсутствуют требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.

Принятие и реализация положений законопроекта не потребует дополнительных денежных средств из федерального бюджета, не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не повлечет отрицательных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.

Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Реализация принимаемого федерального закона будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций. Статистические данные, свидетельствующие о неэффективности действующего правового регулирования, а также распространенность и значительность нарушений, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований, отсутствуют, поскольку антисанкционное законодательство сформировалось недавно и продолжает совершенствоваться. Объектами, на защиту которых направлен законопроект, являются интересы и безопасность Российской Федерации, в том числе финансовая стабильность Российской Федерации, отношения в области валютного законодательства, стабильность валютного рынка Российской Федерации.

Аналогичных по содержанию законопроектов на рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации не имеется.

 

 

ФОРМА
сводного отчета
о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта
со средней степенью регулирующего воздействия
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha
Продолжая использовать настоящий Интернет-ресурс или нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», вы соглашаетесь на обработку ваших cookie-файлов в соответствии с Политикой обработки персональных данных.
Отказаться от обработки вы можете в настройках браузера.
Cookies