;
Действует
История статусов
Дата вступления в силу 30.04.2023 |
В соответствии со статьей 28 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и в рамках реализации подпунктов 4 и 10 пункта 43 Положения о Евразийской экономической комиссии (приложение N 1 к указанному Договору) Коллегия Евразийской экономической комиссии РЕШИЛА:
1. Утвердить прилагаемую Методологию квалификации препятствий на внутреннем рынке Евразийского экономического союза и признания барьеров и ограничений устраненными.
2. Признать утратившим силу Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 2 февраля 2021 г. N 10 "Об утверждении Методологии разделения препятствий на внутреннем рынке Евразийского экономического союза на барьеры, изъятия и ограничения и признания барьеров устраненными".
3. Установить, что барьеры и ограничения на внутреннем рынке Евразийского экономического союза, включенные соответственно в реестр барьеров или реестр ограничений до даты вступления в силу настоящего Решения, подлежат признанию устраненными в порядке, предусмотренном Методологией, утвержденной настоящим Решением.
4. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
1. Настоящая Методология разработана в соответствии со статьей 28 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор), в рамках реализации подпунктов 4 и 10 пункта 43 Положения о Евразийской экономической комиссии (приложение N 1 к Договору), в целях квалификации препятствий на внутреннем рынке Евразийского экономического союза (далее – Союз), признания барьеров и ограничений на внутреннем рынке Союза устраненными и ведения реестра барьеров и реестра ограничений.
2. Положения настоящей Методологии не распространяются на правоотношения, связанные с:
а) вопросами предоставления промышленных субсидий, урегулированными приложением N 28 к Договору;
б) мерами государственной поддержки сельского хозяйства, урегулированными приложением N 29 к Договору;
в) вопросами о наличии признаков нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках, урегулированными приложением N 19 к Договору.
3. Понятия, используемые в настоящей Методологии, означают следующее:
"барьеры" – препятствия для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка Союза и их доступа на рынки государств – членов Союза, возникшие вследствие несоответствия действующих либо принятых, но не вступивших в силу норм законодательства государств-членов или сложившейся в государствах-членах правоприменительной практики праву Союза;
"изъятия" – предусмотренные правом Союза исключения (отступления) в части неприменения государством – членом Союза общих правил функционирования внутреннего рынка Союза;
"ограничения" – препятствия для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка Союза и их доступа на рынки государств – членов Союза, возникшие вследствие отсутствия правового регулирования экономических отношений, развитие которых предусмотрено правом Союза.
Иные понятия, используемые в настоящей Методологии, применяются в значениях, определенных Договором и актами, входящими в право Союза.
4. Членом Коллегии (Министром) по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям Евразийской экономической комиссии (далее соответственно – уполномоченный член Коллегии, Комиссия) рассматриваются сведения о препятствиях, содержащиеся в:
а) обращениях органов государственной власти государств – членов Союза (далее – государства-члены), юридических и физических лиц (рекомендуется представлять обращения по форме согласно приложению);
б) результатах осуществления Комиссией мониторинга исполнения государствами-членами положений Договора, международных договоров и актов, составляющих право Союза, а также мониторинга соответствия проектов нормативных правовых актов государств-членов положениям Договора, международных договоров и актов, составляющих право Союза.
5. В случае если ситуация, изложенная в обращении, содержащем сведения о препятствии, обусловлена правоприменительной практикой в части реализации изъятия, предусмотренного правом Союза, департамент Комиссии, к компетенции которого относятся вопросы функционирования внутренних рынков (далее – уполномоченный департамент), информирует об этом заявителя письмом за подписью уполномоченного члена Коллегии без подготовки заключения.
6. В течение 3 календарных дней с даты получения сведений о препятствии уполномоченный департамент направляет запрос в структурные подразделения Комиссии о наличии либо отсутствии признаков барьеров или ограничений (с приложением копий документов (материалов), содержащих сведения о препятствии).
7. В случае недостаточности сведений и (или) документов (материалов), представленных юридическими или физическими лицами, для выявления препятствий на внутреннем рынке Союза уполномоченный департамент в течение 3 календарных дней с даты получения обращения направляет запрос таким лицам о необходимости представления соответствующих сведений и (или) документов (материалов).
Копия указанного запроса одновременно направляется в орган исполнительной власти государства-члена, уполномоченный на взаимодействие с Комиссией (далее – уполномоченный орган государства-члена). Общий срок, предусмотренный пунктом 21 настоящей Методологии, продлевается до 70 календарных дней.
В случае непредставления недостающих документов (материалов) Комиссия продолжает рассмотрение обращения в установленном порядке.
8. Информация о представленных в соответствии с пунктом 4 настоящей Методологии сведениях о препятствиях подлежит размещению на информационном ресурсе Союза "Функционирование внутренних рынков Евразийского экономического союза" по адресу: https://barriers.eaeunion.org (с автоматическим уведомлением авторизованных пользователей государств-членов о поступлении новых обращений).
9. Структурные подразделения Комиссии не позднее 7 календарных дней с даты направления запроса уполномоченного департамента в соответствии с пунктом 6 настоящей Методологии представляют в уполномоченный департамент свои позиции, которые должны содержать аргументированные выводы по существу вопроса.
10. В течение 15 календарных дней с даты получения сведений о препятствиях уполномоченный департамент направляет в правительства государств-членов подписанное уполномоченным членом Коллегии предварительное заключение о наличии признаков барьера и (или) ограничения на внутреннем рынке Союза с указанием даты проведения экспертных консультаций и запрашивает позиции государств-членов по указанному заключению.
Одновременно копия предварительного заключения о наличии признаков барьера и (или) ограничения на внутреннем рынке Союза с приложением копии письма уполномоченного члена Коллегии в адрес правительств государств-членов направляется уполномоченным департаментом посредством электронной почты в уполномоченные органы государств-членов.
11. Экспертные консультации проводятся в течение 15 календарных дней с даты направления предварительного заключения о наличии признаков барьера и (или) ограничения на внутреннем рынке Союза, но не ранее чем через 10 календарных дней с даты направления предварительного заключения. Отсутствие представителей одного или нескольких государств-членов на экспертных консультациях не является основанием для их переноса и приостановки подготовки по итогам их проведения заключения о наличии (отсутствии) признаков барьера и (или) ограничения на внутреннем рынке Союза.
Экспертные консультации проводятся с учетом производственных календарей и графиков рабочего времени государств-членов, а также с учетом графика проведения заседаний органов Союза.
По просьбе государства-члена экспертные консультации могут быть перенесены, но не более одного раза в пределах срока, указанного в настоящем пункте.
12. Уполномоченным департаментом для участия в экспертных консультациях приглашаются представители структурных подразделений Комиссии.
Уполномоченный департамент не позднее 5 календарных дней с даты проведения экспертных консультаций направляет в государства-члены протокол по итогам их проведения.
13. Уполномоченный член Коллегии в течение 15 календарных дней с даты проведения экспертных консультаций направляет в правительства государств-членов заключение о наличии либо об отсутствии признаков барьера и (или) ограничения на внутреннем рынке Союза.
Одновременно копия указанного заключения с приложением копии письма уполномоченного члена Коллегии в адрес правительств государств-членов направляется уполномоченным департаментом посредством электронной почты в уполномоченные органы государств-членов.
14. В случае получения дополнительных сведений, касающихся предмета обращения, такие сведения рассматриваются в рамках подготовки заключения о наличии признаков барьера и (или) ограничения на внутреннем рынке Союза.
15. При отсутствии признаков барьера и (или) ограничения в течение 15 календарных дней с даты получения соответствующих сведений о препятствиях осуществляются следующие действия:
в случае если обращение поступило от юридического или физического лица, уполномоченный департамент направляет заявителю письмо об отсутствии признаков барьера и (или) ограничения на внутреннем рынке Союза с обоснованием. Одновременно копия такого письма направляется уполномоченным департаментом посредством электронной почты в уполномоченные органы государств-членов;
в случае если обращение поступило от органа государственной власти государства-члена, уполномоченный член Коллегии направляет в адрес правительств государств-членов заключение об отсутствии признаков барьера и (или) ограничения на внутреннем рынке Союза. Одновременно копия такого заключения направляется уполномоченным департаментом посредством электронной почты в уполномоченные органы государств-членов.
16. В случае несогласия государства-члена с выводами, содержащимися в письме или заключении об отсутствии признаков барьера и (или) ограничения на внутреннем рынке Союза, направленными в соответствии с пунктом 15 настоящей Методологии, государство-член в течение 30 календарных дней с даты получения такого письма или заключения направляет в Комиссию аргументированную позицию о несогласии с ними.
Аргументированная позиция направляется в Комиссию за подписью должностного лица (на уровне не ниже заместителя руководителя) уполномоченного органа государства-члена и должна содержать ссылки на нормы права Союза, а также может сопровождаться дополнительными материалами по рассматриваемому вопросу, являющимися основанием для несогласия государства-члена с письмом или заключением об отсутствии признаков барьера и (или) ограничения на внутреннем рынке Союза.
Уполномоченный департамент обобщает сведения и материалы, полученные вместе с аргументированной позицией, и в течение 15 календарных дней с даты их получения направляет обобщенные материалы и аргументированную позицию государствам-членам, а также организует проведение экспертных консультаций.
В случае если по итогам указанных консультаций не установлены новые сведения, подтверждающие наличие признаков барьера и (или) ограничения, уполномоченный департамент в течение 5 календарных дней с даты их окончания направляет соответствующий протокол в государства-члены.
В случае если по итогам указанных консультаций установлены новые сведения, подтверждающие наличие признаков барьера и (или) ограничения, уполномоченный департамент в течение 15 календарных дней оформляет соответствующий протокол и готовит заключение о наличии признаков барьера и (или) ограничения на внутреннем рынке Союза.
17. В общий срок не включается период с даты поступления в Комиссию аргументированной позиции до даты направления в государства-члены протокола по итогам экспертных консультаций по вопросу об отсутствии признаков барьера и (или) ограничения на внутреннем рынке Союза.
18. При выявлении признаков барьера в ходе мониторинга соответствия проектов нормативных правовых актов государств-членов положениям Договора, международных договоров и актов, составляющих право Союза, уполномоченный член Коллегии информирует государство-член, в котором планируется принять нормативный правовой акт, о возможном возникновении барьера на внутреннем рынке Союза.
19. Заключение о наличии признаков барьера и (или) ограничения на внутреннем рынке Союза содержит следующую информацию:
а) предмет обращения;
б) мероприятия, проведенные Комиссией в ходе рассмотрения обращения;
в) позиции государств-членов (при наличии);
г) позиции структурных подразделений Комиссии;
д) итоги анализа предмета обращения;
е) информация о наличии (отсутствии) аналогичных (сходных, подобных) норм права и правоприменительной практики в государствах-членах;
ж) дополнительные сведения (при наличии);
з) выводы о наличии (отсутствии) признаков барьера и (или) ограничения.
20. В случае если в ходе подготовки заключения о наличии признаков барьера уполномоченным департаментом выявлены аналогичные (сходные, подобные) нормы права в законодательстве других государств-членов и (или) соответствующая правоприменительная практика, вопрос рассматривается в отдельном порядке в соответствии с настоящей Методологией.
21. Общий срок рассмотрения сведений, указанных в пункте 4 настоящей Методологии, с даты их поступления в уполномоченный департамент до даты направления уполномоченным членом Коллегии материалов для включения в проект повестки дня заседания Коллегии Комиссии вопроса о наличии признаков барьера или ограничения на внутреннем рынке Союза не должен превышать 60 календарных дней.
22. В отношении препятствия, имеющего признаки барьера, уполномоченный департамент готовит проект решения Коллегии Комиссии об уведомлении государства-члена о необходимости выполнения международных договоров, входящих в право Союза, и (или) решений Комиссии в рамках функционирования внутреннего рынка Союза с указанием срока, в течение которого государству-члену предлагается принять меры по устранению барьера, а уполномоченный член Коллегии направляет материалы по данному вопросу для включения в проект повестки дня заседания Коллегии Комиссии в течение 15 календарных дней с даты направления им в правительства государств-членов заключения о наличии признаков барьера на внутреннем рынке Союза.
23. В отношении препятствия, имеющего признаки ограничения, уполномоченный департамент готовит проект решения Коллегии Комиссии о квалификации препятствия в качестве ограничения, а уполномоченный член Коллегии направляет материалы по данному вопросу для включения в проект повестки дня заседания Коллегии Комиссии в течение 15 календарных дней с даты направления им в правительства государств-членов заключения о наличии признаков ограничения на внутреннем рынке Союза.
24. Правовой департамент проводит правовую экспертизу проектов решений Коллегии Комиссии о выполнении государством-членом обязательств в рамках функционирования внутреннего рынка Союза и о квалификации препятствия в качестве ограничения в течение 7 календарных дней с даты представления таких проектов в Правовой департамент.
25. В срок, не превышающий 7 календарных дней с даты направления материалов о наличии препятствия с признаками барьера для включения в проект повестки дня заседания Коллегии Комиссии, уполномоченный департамент организует проведение совещания с участием заместителей руководителей государственных органов государств-членов в целях выработки решений, направленных на устранение барьера, и определения сроков их реализации.
В случае согласия государства-члена, в отношении которого рассматривается вопрос о наличии признаков барьера, с необходимостью устранения препятствия с признаками барьера и готовности устранить такое препятствие в срок, не превышающий 6 месяцев, данное государство-член представляет для рассмотрения на заседании Коллегии Комиссии соответствующую аргументированную позицию с описанием возможных подходов к устранению препятствия.
Уполномоченный член Коллегии на заседании Коллегии Комиссии вносит предложение о принятии протокольной записи о переносе рассмотрения вопроса о квалификации препятствия с признаками барьера на срок, согласованный в ходе совещания, но не превышающий 6 месяцев.
Комиссия обеспечивает учет препятствий с признаками барьера, в отношении которых срок рассмотрения Коллегией Комиссии перенесен в связи с готовностью принятия государствами-членами мер, направленных на их устранение, на информационном ресурсе, указанном в пункте 8 настоящей Методологии.
За 30 календарных дней до истечения срока, указанного в абзаце третьем настоящего пункта, вопрос повторно включается в повестку дня заседания Коллегии Комиссии, а уполномоченный член Коллегии направляет Председателю Коллегии Комиссии соответствующие актуализированные материалы.
Информирование Комиссии о принятии мер по устранению препятствия с признаками барьера осуществляется государством-членом заблаговременно, но не позднее 10 календарных дней до даты заседания Коллегии Комиссии, на котором планируется рассмотрение вопроса о выполнении государством-членом обязательств в рамках функционирования внутреннего рынка Союза.
26. Барьеры включаются в реестр барьеров на внутреннем рынке Союза на основании вступившего в силу решения Коллегии Комиссии о необходимости выполнения государством-членом (государствами-членами) международных договоров, входящих в право Союза, и (или) решений Комиссии, предусмотренного пунктом 22 настоящей Методологии.
27. Ограничения включаются в реестр ограничений на внутреннем рынке Союза при наличии одного из следующих оснований:
а) вступившее в силу решение Коллегии Комиссии, в соответствии с которым препятствие квалифицировано в качестве ограничения;
б) принятие иных актов органов Союза, содержащих квалификацию препятствия в качестве ограничения.
28. Уполномоченный член Коллегии обеспечивает проведение мониторинга хода устранения барьеров и ограничений.
Не реже одного раза в год уполномоченный член Коллегии докладывает на заседании Совета Комиссии о результатах работы по устранению государствами-членами барьеров и ограничений в рамках функционирования внутреннего рынка Союза.
Барьеры
29. Государства-члены информируют Комиссию:
а) о принятии нормативных правовых актов, направленных на устранение барьеров;
б) о прекращении органами государственной власти государств-членов действий (бездействия), которые привели к возникновению барьеров, а также о размещении на официальных сайтах органов государственной власти государств-членов разъяснений и (или) информации о прекращении таких действий (бездействия).
30. Уполномоченный департамент на основе информации о проведенном совместно со структурными подразделениями Комиссии мониторинге устранения барьеров либо при получении от государств-членов информации о принятии мер по устранению барьеров в течение 7 календарных дней с даты получения такой информации направляет ее в правительства государств-членов и уполномоченные органы государств-членов за подписью уполномоченного члена Коллегии.
31. В случае отсутствия возражений государств-членов в течение 30 календарных дней со дня направления информации о принятии мер по устранению барьера и наличия позиции уполномоченного члена Коллегии (с учетом позиций структурных подразделений Комиссии) о возможности признания барьера устраненным барьер считается устраненным. Соответствующий вопрос выносится на рассмотрение Коллегии Комиссии в информационном порядке. На основании протокольной записи Коллегии Комиссии указанный барьер исключается из реестра барьеров на внутреннем рынке Союза.
32. В случае представления государствами-членами возражений по вопросу устранения барьера в течение 30 календарных дней со дня направления информации о принятии мер по устранению барьера и (или) наличия позиции уполномоченного члена Коллегии о признании барьера неустраненным уполномоченный департамент в течение 10 календарных дней с даты получения таких возражений государств-членов организует проведение экспертных консультаций для обсуждения вопроса о признании барьера устраненным.
В случае наличия разногласий по итогам экспертных консультаций уполномоченный департамент в срок не позднее 7 календарных дней с даты проведения таких консультаций организует проведение консультаций с участием заместителей руководителей государственных органов государств-членов для оценки достаточности принятых мер для признания барьера устраненным.
33. В случае если по итогам проведенных консультаций отсутствует согласованное решение о признании барьера устраненным, уполномоченный член Коллегии направляет Председателю Коллегии Комиссии материалы для включения в проект повестки дня заседания Коллегии Комиссии вопроса о признании барьера устраненным.
В случае принятия Коллегией Комиссии решения о признании барьера устраненным он исключается из реестра барьеров, при непринятии Коллегией Комиссии решения о признании барьера устраненным он остается в реестре барьеров.
Ограничения
34. В целях признания ограничения устраненным член Коллегии Комиссии, к компетенции которого относится ограничение, направляет уполномоченному члену Коллегии предварительное заключение о реализации мер, направленных на устранение ограничения, с приложением документов (материалов) при завершении реализации таких мер в срок, не превышающий 7 календарных дней со дня истечения срока, предусмотренного для их реализации. Предварительное заключение должно содержать в том числе выводы о достаточности (недостаточности) реализованных мер для устранения соответствующего ограничения.
35. Уполномоченный член Коллегии рассматривает заключение, предусмотренное пунктом 34 настоящей Методологии, при необходимости проводит консультации с участием структурных подразделений Комиссии, а также государств-членов и в срок, не превышающий 15 календарных дней со дня получения такого заключения, направляет в правительства государств-членов аргументированное заключение Комиссии о признании ограничения устраненным с приложением позиций структурных подразделений Комиссии. Государства-члены обеспечивают предоставление позиций по вопросу устранения ограничения в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня получения аргументированного заключения Комиссии. В случае отсутствия аргументированных возражений или непредставления государствами-членами возражений в указанный срок уполномоченным членом Коллегии направляется предложение о включении вопроса о проекте решения Коллегии Комиссии о признании ограничения устраненным в повестку дня заседания Коллегии Комиссии.
36. При представлении от государств-членов аргументированных возражений уполномоченный департамент в течение 15 календарных дней с даты их получения организует проведение экспертных консультаций для обсуждения вопроса о признании ограничения устраненным.
В срок не позднее 15 календарных дней с даты проведения указанных экспертных консультаций уполномоченный департамент организует проведение консультаций с участием заместителей руководителей государственных органов государств-членов для предварительного признания ограничения устраненным.
В случае если по итогам проведенных консультаций не имеется разногласий в отношении признания ограничения устраненным уполномоченным членом Коллегии направляется предложение о включении вопроса о проекте решения Коллегии Комиссии о признании ограничения устраненным в повестку дня заседания Коллегии Комиссии.
В случае если по итогам проведенных консультаций сохраняются разногласия в отношении признания ограничения устраненным, вопрос о признании ограничения устраненным рассматривается на заседании Коллегии Комиссии.
В случае принятия Коллегией Комиссии решения о признании ограничения устраненным оно исключается из реестра ограничений.
ОБРАЩЕНИЕ
в Евразийскую экономическую комиссию о квалификации препятствия |
Заявитель |
|||
(государственный орган государства - члена Евразийского экономического союза, название организации, Ф.И.О. физического лица)
|
|||
1. Описание проблемы |
|||
2. Сфера регулирования |
|||
3. Указание на нормы права Евразийского экономического союза и законодательства государства - члена Евразийского экономического союза, в связи с применением (неприменением) которых возникло препятствие __________________________ 4. Информация о рассмотрении сведений о препятствии органами государственной власти и (или) судебными инстанциями (при наличии) __________________________ 5. Информация об экономической оценке влияния препятствия на взаимную торговлю (при наличии) _____________________________________________________________ 6. Иные сведения __________________________________________________________ |
|||
Примечание. |
К обращению также прикладываются (при наличии) копии документов (материалов), имеющих отношение к препятствию и подтверждающих нарушение права Евразийского экономического союза (в том числе подтверждающих наличие сложившейся правоприменительной практики). |