;
Действует
История статусов
Подписан 06.02.2024 |
См.также: Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 мая 2024 г. по делу N А21-10264/2023
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Риваненковым А.И.,
при участии:
от заявителя: Дмитриев А.Д. по доверенности, Ситдыков И.И. по доверенности (онлайн);
от ответчика: Симонова В.Л. по доверенности; Мингалаева М.А. по доверенности (онлайн);
от третьих лиц: не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-43050/2023) Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.10.2023 по делу N А21-10264/2023, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медторг"
к Калининградской областной таможне
о признании недействительным решений
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Медторг" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Калининградской областной таможне о признании недействительными решений от 16.05.2023 по декларациям на товары (далее - ДТ) по ДТ N 10005030/290520/0146295, от 18.05.2023 по ДТ N 10005030/050820/0217862, N 10005030/061020/0293787, N 10005030/241120/0359664, N 10013160/221220/0744964, N 10013160/251220/0754173, N 10005030/030321/0085151, N 10005030/120421/0163734, N 10005030/040621/0265219, N 10005030/060721/0326939 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров, с соответствующими корректировками деклараций на товары; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и пеней на единый лицевой счет заявителя.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Шереметьевская таможня и Московская таможня.
Решением суда от 27.10.2023 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, Калининградская областная таможня обратилась с апелляционной жалобой. По мнению подателя жалобы, задекларированные Обществом товары не предназначены для соединения костей, как это предполагает код ОКП 94 3810, не могут быть отнесены к товарам, поименованным в Перечне N 1042, следовательно, при декларировании не подлежат освобождению от уплаты НДС.
В судебном заседании представители Калининградской областной таможни жалобу поддержали; представители заявителя с жалобой не согласились, поддержали доводы, изложенные в отзыве.
Шереметьевская таможня и Московская таможня извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Обществом во исполнение внешнеторгового контракта от 01.02.2018 N 01/02-18, заключенного с фирмой I.M.G. GmbH (Германия), на таможенную территорию Евразийского экономического союза ввезены и задекларированы по декларациям на товары (далее - ДТ) NN товары: 10005030/290520/0146295, 10005030/050820/0217862, 10005030/061020/0293787, 10005030/241120/0359664, 10013160/221220/0744964, 10013160/251220/0754173, 10005030/030321/0085151, 10005030/120421/0163734, 10005030/040621/0265219, 10005030/060721/0326939 товары:
- "имплантаты стоматологические с принадлежностями", код по Общероссийскому классификатору продукции (далее - ОКП) 94 3810, код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД 2) 32.50.22.127, производитель "DENTIUM CO., LTD".
В графе 33 вышеуказанных ДТ декларантом заявлен классификационный код товаров - 9021 29 000 0 в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), ставка ввозной таможенной пошлины заявлена - 0%.
В качестве документов, подтверждающих освобождение от уплаты НДС, в графе 44 ДТ Обществом указаны следующие документы:
- регистрационное удостоверение на медицинские изделия от 28.06.2012 N ФСЗ 2012/12280 (код ОКП 943810 "Изделия для соединения костей");
- декларация о соответствии от 17.06.2020 N РОСС RU Д-KR.МП18.В.02974/20, срок действия с 17.06.2020 до 17.06.2023 (код ОКПД2 32.50.22.127 "Шины и прочие приспособления для лечения переломов").
Выпуск товаров осуществлен таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой, с освобождением от уплаты НДС на общую сумму 300 566 349 руб. 94 коп.
После выпуска товаров Таможней проведена камеральная таможенная проверка по вопросу достоверности заявленных сведений о них в части применения ставки НДС в размере 0%.
15.05.2023 по результатам таможенной проверки составлен Акт камеральной таможенной проверки N 10012000/210/150523/А000396/000, на основании которого Калининградской областной таможней приняты решения от 16.05.2023, 18.05.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары NN 10005030/100320/0070016, 10005030/290520/0146295, 10005030/050820/0217862, 10005030/061020/0293787, 10005030/241120/0359664, 10013160/221220/0744964, 10013160/251220/0754173, 10005030/030321/0085151, 10005030/120421/0163734, 10005030/040621/0265219, 10005030/060721/0326939, после выпуска товаров, а также направлены соответствующие КТД с доначислением таможенных платежей.
Таможенный орган посчитал, что задекларированный Обществом товар при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС подлежал обложению НДС по ставке 10%.
Обществом получены уведомления от 18.05.2023, 22.05.2023, 23.05.2023 Центрального таможенного управления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
На основании вышеуказанных уведомлений Обществом произведена уплата доначисленных таможенным органом сумм НДС и пени в общем размере 39 577 668 руб. 40 коп., что подтверждается платежными поручениями, а также отчетом о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей от 19.06.2023.
Не согласившись с вынесенными решениями Калининградской областной таможни, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции заявленные Обществом требования удовлетворил, оспариваемые решения Таможни признал недействительными, а также обязал Калининградскую областную таможню возвратить излишне уплаченные (взысканные) таможенные платежи и пени на единый лицевой счет ООО "Медторг".
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Калининградской областной таможни в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 названного Кодекса.
Исходя из положений подпункта 5 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС, в декларации на товары подлежат указанию сведения об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в том числе льготы по уплате таможенных платежей.
После выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных названным Кодексом и (или) определяемых Евразийской экономической комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа (пункт 3 статьи 112 ТК ЕАЭС).
Согласно подпункту "б" пункта 11 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного решением Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 (далее - Порядок N 289), изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, после выпуска товаров производится при выявлении по результатам проведенного таможенного контроля (в том числе в связи с обращением) или иного вида государственного контроля (надзора), осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов: недостоверных сведений, заявленных в декларации на товары; несоответствия сведений, заявленных в декларации на товары, сведениям, содержащимся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары; необходимости внесения дополнений в сведения, заявленные в декларации на товары.
Изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, после выпуска товаров по решению таможенного органа производится на основании решения таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров (пункт 11.1 Порядка N 289).
В рассматриваемом случае основанием для вынесения оспариваемых решений послужил выявленный таможней в рамках камеральной проверки факт неправомерного заявления Обществом льгот по уплате таможенных платежей при ввозе медицинских изделий.
ТК ЕАЭС предусматривает, что к таможенным платежам в числе прочих отнесен НДС, если он взимается при ввозе товара на таможенную территорию ЕАЭС; для исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором они подлежат уплате (подпункт 3 пункта 1 статьи 46 и пункт 4 статьи 53).
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 149, пункта 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 утвержден Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень N 1042).
Для целей применения раздела I названного Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом ЕАЭС или до 31.12.2021 государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации (примечание 1 к Перечню N 1042).
В Перечень N 1042 (пункт 8 раздела I) включены медицинские изделия - изделия травматологические (изделия для соединения костей; изделия для воздействия на кости; изделия корректирующие), имеющие код ОКП 94 3800, 94 3810, код ОКПД2 32.50.22.110, 32.50.22.120, 32.50.22.127, 32.50.22.129, 32.50.22.190, 32.50.23.000, 32.50.23.190, код ТН ВЭД ЕАЭС 3404 90 000 1, 9021.
Как следует из материалов дела, при таможенном декларировании ввезенных на территорию ЕАЭС медицинских товаров Обществом для подтверждения заявленной льготы по уплате НДС (0 %) были представлены регистрационное удостоверение на медицинские изделия от 28.06.2012 N ФСЗ 2012/12280 (код ОКП 94 3810 "Изделия для соединения костей"); декларация о соответствии от 17.06.2020 N РОСС RU Д-KR.МП18.В.02974/20, срок действия с 17.06.2020 до 17.06.2023 (код ОКПД2 32.50.22.127 "Шины и прочие приспособления для лечения переломов").
Как указывает таможенный орган, товары по коду ТН ВЭД ЕАЭС 9021 29 000 0 содержатся в утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 688 Перечне кодов медицинских товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 % при их ввозе в Российскую Федерацию (далее - Перечень N 688), в связи с чем подлежат обложению НДС по ставке 10 %.
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, в силу примечания 1 (1) к Перечню N 688 коды ТН ВЭД ЕАЭС, приведенные в разделе II указанного перечня, применяются в отношении медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) в соответствии с подпунктом 2 статьи 150 НК РФ, при представлении регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом ЕАЭС, или до 31 декабря 2021 года - при представлении регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Единственным условием применения льготы является соответствие кода ОКП, указанного в регистрационном удостоверении, коду ОКП, включенному в Перечень N 1042, при этом освобождение от налогообложения товаров, указанных в Перечне, должно осуществляться таможенным органом, производящим таможенное оформление, на основании регистрационного удостоверения Росздравнадзора, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинских изделий.
Учитывая, что код ОКП 94 3810 и код ТН ВЭД ЕАЭС 9021 29 000 0 совпадают в рамках пункта 8 Перечня N 1042, суд обоснованно согласился с позицией Общества о том, что ввезенные медицинские изделия подлежат налогообложению в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149, пунктом 2 статьи 150 НК РФ по ставке 0%, в связи с чем правомерно признал недействительными оспариваемые решения Калининградской областной таможни.
Довод Таможни о том, что спорные медицинские изделия не соответствуют заявленному Обществом коду ОКП 94 3810 и должны быть классифицирован по коду ОКП 93 9818 "изделия для внутреннего протезирования" подлежит отклонению, поскольку по смыслу пункта 1 статьи 20 ТК ЕАЭС к полномочиям таможенного органа относится проверка правильности классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, а не проверка присвоения кода ОКП (ОКПД 2) медицинскому изделию, который определяется Росздравнадзором при выдаче регистрационного удостоверения в порядке, установленном Правилами государственной регистрации медицинских изделий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416.
Представленное Обществом при таможенном декларировании регистрационное удостоверение на медицинские изделия являлось действующим и подтверждающим допустимость классификации ввезенных товаров по коду ОКП 94 3810, что в свою очередь подтверждает отнесение контролируемого товара к медицинским изделиям, ввоз и реализация которых на территории РФ не подлежит обложению НДС.
Кроме того, в соответствии с переходным ключом ОКП-ОКПД 2, разработанным Минэкономразвития России, приведенный таможенным органом код ОКП 93 9818 соотносится с кодом ОКПД 2 32.50.22.190 "Протезы органов человека, не включенные в другие группировки"; товары с данным кодом ОКПД 2 также содержатся в пункте 8 раздела I Перечня N 1042.
Правовой подход применения переходного ключа ОКП - ОКПД 2 соответствует разъяснениям, отраженным в письмах ФТС России от 02.12.2016 N 01-30/61705 и Росздравнадзора от 27.12.201 N 01-63217/16, а также в письмах Росздравнадзора от 17.11.2022 и Росстандарта от 05.09.2022, в которых имеется прямая отсылка к переходным ключам.
Учитывая изложенное, основания для изменения заявленных Обществом в ДТ сведений о льготах по уплате таможенных платежей у Таможни отсутствовали.
Вышеназванные выводы суда согласуются с выводами, изложенными в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.09.2023 по делу N А46-17063/2022. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.01.2024 N 304-ЭС23-27254 в передаче кассационной жалобы по указанному делу для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Омской таможне отказано.
В силу статьи 66 ТК ЕАЭС излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов ЕАЭС.
Пунктом 1 статьи 67 ТК ЕАЭС предусмотрено, что суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату (зачету) в случае, если эти таможенные пошлины, налоги являются излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами в соответствии со статьей 66 данного Кодекса.
Согласно пункту 33 Постановления N 49, в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, принятого по результатам таможенного контроля и влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей в целях полного восстановления прав плательщика на таможенный орган в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных и взысканных платежей (пункт 3 части 4 и пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ).
Поскольку оспариваемые решения таможни не соответствуют действующему законодательству, нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, суд первой инстанции правомерно возложил на Калининградскую областную таможню обязанность возвратить излишне уплаченные (взысканные) таможенные платежи и пени на единый лицевой счет ООО "Медторг".
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, подробнейшим образом исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, оснований для отмены решения суда от 27.10.2023 и удовлетворения апелляционной жалобы Калининградской областной таможни не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 27 октября 2023 года по делу N А21-10264/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.