;
Действует
История статусов
Подписан 20.08.2024 |
Главное управление "Центр мониторинга и оперативного контроля ФТС России", рассмотрев обращение ХХХ по вопросу учета в структуре таможенной стоимости расходов импортера на выплату вознаграждения Агенту за перевод денежных средств в пользу иностранного контрагента, сообщает следующее.
Вопросы, касающиеся определения таможенной стоимости товаров, в случае их ввоза с использованием услуг, предоставляемых посредниками (агентами), урегулированы положениями статей 39, 401 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), а также Положением о добавлении вознаграждения посредникам (агентам) и вознаграждения брокерам к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары (далее - Положение)2.
1 Подпункт "а" подпункта 1 пункта 1, пункт 3 статьи 40 ТК ЕАЭС.
2 Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК) от 15 июля 2014 г. N 112.
Таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате (далее - ЦФУ) за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС с учетом положений статьи 40 ТК ЕАЭС и при выполнении условий, указанных в пункте 1 статьи 39 ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (далее - Правила)3 при определении таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами необходимо исходить из того, что под сделкой понимается совокупность различных сделок и в стоимость сделки должны включаться соответствующие стоимостные показатели по каждому из договоров, на основании которых осуществлялся ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС, то есть как непосредственно по сделке купли-продажи, так и по иным договорам, расходы по которым включаются в таможенную стоимость товаров согласно статье 40 ТК ЕАЭС.
3 Решение Коллегии ЕЭК от 20 декабря 2012 г. N 283.
Согласно пункту 3 статьи 39 ТК ЕАЭС ЦФУ является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных в любой форме (прямо или косвенно) или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов ЕАЭС. Платеж может быть произведен не только посредством перевода денежных средств, но и путем расчетов с использованием финансовых инструментов. Указанные платежи могут осуществляться не только прямо, то есть непосредственно продавцу, но и косвенно, то есть третьему лицу в пользу продавца (пункт 5.1 Правил).
Возможные вычеты из ЦФУ установлены пунктом 2 статьи 40 ТК ЕАЭС при условии, что они выделены из ЦФУ и подтверждены документально (пункт 10 статьи 38 ТК ЕАЭС).
В соответствии с подпунктом "а" подпункта 1 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к ЦФУ добавляются вознаграждение посредникам (агентам) и вознаграждение брокерам, за исключением вознаграждения за закупку, уплачиваемого покупателем своему агенту (посреднику) за оказание по его представлению за пределами таможенной территории ЕАЭС услуг, связанных с покупкой ввозимых товаров.
Согласно пункту 2 Положения вознаграждение посредникам (агентам) включается в таможенную стоимость товаров в размере, в котором оно уплачено или подлежит уплате покупателем, но не включено в ЦФУ за ввозимые товары.
При этом необходимо установить, в интересах покупателя или продавца действовал агент, так как нормами права ЕАЭС определено, что вознаграждение за закупку, уплачиваемое покупателем своему агенту (посреднику) за оказание по его представлению за пределами таможенной территории ЕАЭС услуг, связанных с покупкой ввозимых товаров, в таможенную стоимость не включается, так как оплата такого вознаграждения не является и не может являться затратами продавца (пункт 5 Положения).
Решение о включении/невключении дополнительных начислений в структуру таможенной стоимости ввозимых товаров принимается на основании документов, отражающих сущность и содержание сделки в отношении ввозимых товаров и анализа всех условий и обстоятельств, сопутствующих продаже товаров для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС.
Право таможенного органа убеждаться в достоверности любого документа, представленного для подтверждения таможенной стоимости товаров, закреплено пунктом 13 статьи 38 ТК ЕАЭС. В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе запросить у декларанта документы, сведения о которых указаны в декларации на товары (далее - ДТ), а также документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений в отношении таможенной стоимости, заявленных в ДТ, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в случаях, если документы, указанные в ДТ и представленные декларантом, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения, а также если выявлены признаки недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных декларантом.
Согласно пункту 2 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к ввозимым товарам. Так, например, таможенный орган при проведении таможенного контроля имеет право выяснить, действует ли агент в интересах покупателя или продавца, имеется ли взаимосвязь агента с продавцом или с лицом, взаимосвязанным с продавцом и т.д.
Перечень запрашиваемых документов и (или) сведений определяется должностным лицом таможенного органа исходя из проверяемых сведений с учетом условий сделки с товарами, а также иных обстоятельств. Запрос документов и (или) сведений у декларанта должен быть обоснованным и должен содержать перечень признаков, указывающих на то, что сведения, заявленные в декларации на товары, и (или) сведения, содержащиеся в иных документах, должным образом не подтверждены либо могут являться недостоверными, перечень дополнительно запрашиваемых документов и (или) сведений, а также сроки представления таких документов и (или) сведений.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом, имеет информационный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.