;
Действует
История статусов
Дата вступления в силу 08.12.1982 |
(a) Допущение к перевозке транспортных средств и контейнеров
(b) Международная система гарантий
(d) Международное признание мер таможенного контроля
VIII. Администрация Конвенции МДП
Приложение 1 . Перечень государств, на территории которых могут быть осу-
ществлены перевозки с использованием транзитной системы МДП
Приложение 2 . Количество книжек МДП, выданных различным странам с 1987 по
1992 год
Приложение 3 . Международная гарантийная система, основанная Международным
Союзом по автомобильному транспорту (МСАТ)
Приложение 4 . Смешанная книжка МДП
Договаривающиеся стороны Конвенции МДП, 1975
В ноябре 1975 года на состоявшейся итоговой конференции под эгидой Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК/ООН) была представлена Конвенция МДП , 1975, которая вступила в силу в 1978 году. С тех пор она остается одной из наиболее действенных международных транспортных конвенций и фактически единственной универсальной системой транзита. Основные идеи и принципы Конвенции МДП , 1975 были положены в основу многих других транзитных систем и, таким образом, прямо или косвенно, Конвенция МДП , 1975 способствовала упрощению международных транспортных перевозок вообще, и автомобильных перевозок в частности, не только в Европе и на Среднем Востоке, но также в таких регионах, как Африка и Латинская Америка.
Каждый, кто путешествовал по дорогам Европы, знаком с табличками TIR, прикрепленными к тысячам грузовиков и прицепов. Голубая табличка с белой надписью "TIR" является своеобразным пропуском, упрощающим и ускоряющим международную перевозку грузов.
В 1991 году Конвенция МДП , 1975 отпраздновала свою 15-летнюю годовщину. Это событие позволило лишний раз отметить те преимущества, которые предоставляет Система МДП своим участникам, и сделать некоторые прогнозы на будущее.
Работа над созданием Таможенной транзитной системы МДП началась под эгидой Европейской экономической комиссии вскоре после окончания Второй мировой войны. Первое Соглашение МДП было подписано несколькими европейскими государствами в 1949 году. Успех этого Соглашения предопределил принятие Конвенции МДП Транспортным комитетом Европейской экономической комиссии в 1959 году. Уже в 1960 году Конвенция вступила в силу. Первая Конвенция МДП была доработана в 1975 году с учетом накопленного в процессе использования Системы опыта, технических нововведений, изменений таможенных и транспортных правил.
Таким образом, опыт, приобретенный за первые 10-15 лет существования Системы, был использован для того, чтобы сделать ее еще более эффективной, менее сложной и обеспечить в то же время надежный таможенный контроль за перевозимыми в рамках Конвенции МДП , 1975 грузами. Другой причиной модификации Конвенции послужили появившиеся в начале 60-х годов новые виды транспортного оборудования: контейнеры для морских перевозок, чуть позднее - контейнеры, предназначенные для обменных перевозок автомобильным и железнодорожным видами транспорта.
Все эти нововведения значительно повысили эффективность международных перевозок. Появление же смешанных или мультимодальных перевозок сделало применение контейнеров просто необходимым. В настоящее время в рамках Конвенции МДП , 1975 года грузы могут перевозиться не только автомобильным, но также железнодорожным, речным и даже морским видами транспорта при условии, что часть перевозки осуществляется автомобильным видом транспорта.
Таким образом, Конвенция МДП , 1975 уже содержит положения, касающиеся смешанных перевозок и учитывающие современные требования и технологию перевозок.
После вступления в силу Конвенция МДП , 1975 года заменила собой в отношениях между Договаривающимися Сторонами Конвенцию МДП 1959 года. Тем не менее бывшая Конвенция все еще остается в силе, поскольку одна из Договаривающихся Сторон Конвенции МДП 1959 года до сих пор не присоединилась к Конвенции МДП 1975 года.
Принятая почти 18 лет назад, Конвенция МДП 1975 года доказала, что она является одним из наиболее совершенных документов, принятых под эгидой Европейской экономической комиссии. В настоящее время Конвенция МДП , 1975 насчитывает почти 50 Договаривающихся Сторон, включая Европейское экономическое сообщество. Ее зона действия охватывает всю Европу, часть Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока. За океаном Договаривающимися Сторонами Конвенции МДП являются Соединенные Штаты Америки, Канада, а также Чили и Уругвай (см. Приложение 1 ).
Об успехе Системы МДП можно судить и по количеству книжек МДП, выдаваемых ежегодно. Так, если в 1952 году было выдано чуть больше 3000 книжек, то в 1992 году - 1.25 млн. транспортных операций были проведены с использованием книжек МДП.
Более полная информация о книжках МДП, выдаваемых в различных странах, содержится в Приложении 2 .
Системы таможенного транзита предназначаются для максимально возможного упрощения перевозки грузов под таможенным контролем в международном торговом обороте и обеспечения необходимых гарантий государствам транзита. Необходимым условием для успешного функционирования любой транзитной системы является простота ее использования всеми участниками международных транзитных перевозок. Таким образом, необходимо поддерживать разумный баланс между требованиями таможенных органов с одной стороны и транспортных операторов - с другой.
Традиционно в ходе международной автомобильной перевозки таможенные органы государств транзита предъявляют к перевозимым грузам требования в соответствии с порядком, установленным законодательством таких государств. Эти требования могут отличаться друг от друга, однако зачастую предполагают досмотр грузов и транспортных средств при пересечении ими границы и помещение грузов под таможенный режим транзита, обеспечивающий уплату таможенных платежей в случае нарушения правил перевозки транзитных грузов (гарантия, таможенные закладные, депозиты и т. п.). Подобные меры, применяемые в каждом государстве транзита, ведут к значительным расходам, задержкам и простоям транспортных средств.
Система МДП была разработана с целью уменьшить трудности, с которыми сталкиваются перевозчики, и в то же время предоставить в распоряжение таможенных органов международную систему контроля, способную заменить традиционные национальные процедуры, защитив при этом каждое государство транзита от нелегального ввоза грузов.
Ниже приведено краткое описание элементов Транзитной системы МДП, введенной в действие Конвенцией МДП , 1975. Из него видно насколько привлекательной является эта Система для транспортных операторов и таможенных органов ввиду своей простоты и эффективности.
Чтобы обеспечить беспрепятственное перемещение грузов с минимальными задержками в пути и в то же время обеспечить максимальную безопасность с точки зрения таможенных органов государств транзита, Система МДП содержит четыре основных элемента - четыре столпа на которых стоит вся Система (см. рис.1 ):
(a) Грузы должны перевозиться в безопасных транспортных средствах или контейнерах;
(b) Уплата таможенных пошлин и налогов, в отношении которых существует риск неуплаты, должна быть обеспечена международной гарантией;
(c) Грузы должны сопровождаться признанным всеми государствами - участниками Конвенции карнетом ( книжкой ), используемым в государстве отправления и служащим в качестве контрольного документа в государствах отправления, транзита и назначения;
(d) Меры таможенного контроля, принимаемые в государстве отправления, должны быть признаны достаточными в государствах транзита и назначения.
Рис. 1: Элементы Системы МДП.
┌───────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │ │ КОНВЕНЦИЯ МДП, 1975 │ ├───────────────────────────────────────────────────────────┤ │ │ │ 4 СОСТАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМЫ МДП │ └──┬───────┬──────┬───────┬──────┬───────┬──────┬───────┬───┘ L┬─────┬─ L┬─────┬─ L┬─────┬─ L┬─────┬─ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ─┴─────+¬ ─┼─────+¬ ─┼─────+¬ ─┼─────+¬ L──────-─ L──────-─ L──────-─ L──────── Безопасность Международные Книжка Взаимное транспортных гарантии МДП признание мер средств и таможенного контейнеров контроля
В целях обеспечения безопасности перевозок Конвенция МДП предполагает, что грузы будут перевозиться в контейнерах или грузовых отделениях транспортных средств, сконструированных таким образом, чтобы исключить возможность доступа к содержимому запломбированной части транспортного средства или контейнера без оставления видимых следов вскрытия грузового отделения транспортного средства, контейнера или повреждения таможенных печатей и пломб.
В целях соблюдения этого требования, Конвенция устанавливает стандарты конструкций и процедуры допущения. Грузы могут быть допущены к перевозке с использованием процедуры МДП, если транспортное средство или контейнер отвечают всем установленным требованиям.
Перевозка тяжеловесных или громоздких грузов, которые невозможно транспортировать обычным способом, регулируется специальными положениями.
Если контейнер или грузовое отделение транспортного средства отвечают всем требованиям Конвенции , соответствующее национальное ведомство выдает так называемое свидетельство о допущении или табличку о допущении для контейнера.
Ежегодно собирается постоянная Рабочая группа Европейской экономической комиссии, которая обсуждает новые конструкции транспортных средств, предлагаемые промышленностью. По каждой обсуждаемой на Рабочей группе конструкции выносится специальное решение, которое разрешает или запрещает использование той или иной конструкции транспортного средства. Если конструкция идеально подходит для перевозок в рамках Конвенции МДП , 1975, Договаривающейся Стороне, представившей ее, рекомендуется предложить зафиксировать этот факт в Конвенции.
Более подробно информация об управлении Конвенцией МДП, 1975 представлена ниже.
Вторым элементом Транзитной системы МДП является международная система гарантий. Эта система гарантирует уплату национальным гарантийным объединением всех таможенных пошлин и налогов, в отношении которых существует риск неуплаты самим перевозчиком.
Принцип действия международной системы гарантий чрезвычайно прост. Каждое гарантийное объединение, представляющее перевозчика в государстве-участнике Конвенции МДП , 1975 и признанное таможенными органами этого государства, гарантирует уплату всех таможенных пошлин и налогов, которые могут подлежать уплате в случае какого-либо нарушения, допущенного в ходе операции МДП на территории такого государства. Национальное объединение гарантирует уплату всех пошлин и налогов как национальными, так и иностранными перевозчиками, осуществляющими транспортные операции с применением книжек МДП , выданных им самим или подобным объединением другого государства. Следовательно, каждое государство обеспечено гарантией, при проведении на его территории транспортных операций МДП. Существует так сказать национальный партнер, к которому могут аппелировать таможенные органы в случае обнаружения каких-либо нарушений. Система может быть представлена как цепь национальных транзитных перевозок, регулируемых, впрочем, скорее международными, чем национальными правилами, так как перевозка осуществляется под международную гарантию.
Все международные гарантийные объединения составляют своеобразную гарантийную цепочку, опоясывающую все государства-участники Конвенции МДП. Национальные гарантийные объединения образуют единственную в своем роде систему гарантий, управление и финансирование которой осуществляются Международным союзом по автомобильному транспорту (МСАТ) в Женеве (Швейцария).
В случае какого-либо нарушения таможенные органы прежде чем предъявить иск гарантийному объединению, должны, по мере возможности, потребовать уплату у лица, несущего прямую ответственность за обнаруженное нарушение. Если возникнет необходимость в применении гарантии (например, вследствие банкротства лица, несущего прямую ответственность), таможенные органы предъявляют иск гарантийному объединению государства, на территории которого произошло нарушение, с тем, чтобы урегулировать вопрос в рамках этого государства. Впоследствии национальное гарантийное объединение может через посредство МСАТ потребовать возмещение расходов из международного страхового фонда.
Поскольку гарантия должна иметь пределы, размер гарантии определяется для каждого государства в отдельности. Максимальная страховая сумма, гарантированная МСАТ, не может превышать 50.000 долл. США на каждую книжку МДП . В настоящее время рассматривается предложение о введении книжки МДП с пределом гарантии до 200 тыс. долларов США. Книжку с повышенным пределом гарантии предполагается применять для перевозок таких грузов, как алкогольные напитки и табачные изделия.
В Конвенции МДП 1975 года установлен также срок предъявления иска таможенными органами гарантийному объединению. В частности, в ней предусмотрено, что если таможенные органы оформили книжку МДП без оговорок, то они имеют право предъявить иск гарантийному объединению только в том случае, если будет доказано, что свидетельство о произведенном таможенном оформлении было получено противозаконным или обманным путем. В случае неоформления книжки МДП или оформления с оговорками, компетентные органы соответствующего государства должны в годичный срок, считая с даты принятия книжки для оформления, письменно уведомить об этом гарантийное объединение. Требование об уплате пошлин и налогов может быть предъявлено не ранее, чем через три месяца после получения гарантийным объединением такого уведомления. Этот промежуток времени дает возможность провести детальное расследование и представить необходимые объяснения таможенным органам, которые во многих случаях могут пересмотреть принятое ранее решение.
Создание международной гарантийной системы, удовлетворяющей всех участников международных перевозок, весьма трудоемкий процесс, требующий кропотливой работы. В Приложении 3 описана международная гарантийная система, созданная МСАТ в рамках Конвенции МДП 1975 года.
Третьим и наиболее осязаемым элементом Системы МДП, если не считать таблички TIR непосредственно на транспортном средстве, является книжка МДП - краеугольный камень всей Транзитной системы.
Книжки МДП выдаются МСАТ национальным гарантийным объединениям в соответствии с условиями, определенными в договорных обязательствах между ними и МСАТ. Каждое национальное гарантийное объединение выдает книжки МДП перевозчикам своего государства на условиях, определенных в декларации - обязательстве перевозчика.
Первая страница обложки, а также отрывные листы и корешки, расположенные по два, являются наиболее важной частью книжки МДП для таможенного контроля и действия гарантийной системы. Комплект из двух отрывных листов и двух корешков используется в каждом государстве, на территории которого осуществляется операция МДП. Применяемая в настоящее время книжка МДП содержит 14 или 20 отрывных листов и корешков. Следовательно, одна книжка может быть использована не более, чем в 7 или 10 государствах.
Предъявление должным образом заполненной перевозчиком именной книжки МДП, содержащей подписи и печати МСАТ и выдавшего ее гарантийного объединения, уже само по себе является доказательством существования и действительности гарантий. Книжка МДП действительна до завершения операции МДП в таможне назначения при условии, что операция начата в таможне отправления в сроки, установленные гарантийным объединением.
Наряду с уже существующими с 1 сентября 1987 года применяются новые формы книжек МДП, предназначенные для континентальных и межконтинентальных смешанных перевозок.
Книжки МДП, предназначенные для осуществления смешанных перевозок, также выдаются МСАТ и содержат добавочный лист, который отличается от обычных листов книжки и предназначен для удостоверения личности перевозчиков, составляющих транспортную цепочку (см. Приложение 4 ).
Владелец смешанной книжки МДП при передаче грузов, перевозимых по данной книжке в процессе смешанной перевозки, вносит в добавочный лист имя и адрес следующего перевозчика, который в свою очередь проверяет наличие и состояние таможенных пломб и опознавательных знаков, а также количество транспортных документов, приложенных к книжке МДП, если таковые имеются.
Эта процедура повторяется каждый раз, когда товары, перевозимые по смешанной книжке МДП переходят к очередному перевозчику, при этом одна копия декларации добавочного листа остается у перевозчика, а другая следует вместе с книжкой.
Добавочный лист, который не является таможенным документом и носит неофициальный характер, позволяет установить перевозчика, ответственного за нарушение требований Системы МДП, и способствует урегулированию спорных вопросов, которые могут возникнуть при осуществлении смешанной перевозки.
Четвертым и последним элементом Системы МДП является условие признания государствами транзита и государством назначения мер таможенного контроля, принятых в государстве отправления.
При соблюдении этого условия, грузы, перевозимые в опломбированных грузовых отделениях транспортных средств или контейнерах, как правило, освобождаются от таможенного досмотра в пути следования - и это является самым главным преимуществом для перевозчиков, использующих Систему МДП.
Конечно, сказанное выше не исключает возможность выборочного досмотра грузовых мест, если у таможенных органов есть основания предполагать, что в них содержатся предметы, запрещенные к транзиту или ввозу в государство, однако, такие случаи досмотра грузов в пути следования характеризуются как исключительные.
Описанная Система, весьма привлекательная для перевозчика, предполагает, что таможенные органы государств транзита и государства назначения доверяют качеству таможенного контроля государства отправления. Следовательно, для успешного функционирования всей Системы МДП качество таможенного контроля в государстве отправления имеет решающее значение.
Поскольку само существование Системы МДП зависит от качества таможенного контроля в государстве отправления, очень важно, чтобы он был полным и осуществлялся с соблюдением всех необходимых формальностей.
В частности, должны быть предупреждены следующие нарушения:
- заявление в грузовом манифесте грузов, которые предполагается загрузить в пути следования (т.е. загружены сигареты, а заявлены обои. Сигареты выгружаются в пути следования, а загружаются обои).
- перевозка грузов, которые не внесены в грузовой манифест книжки МДП (например, сигареты, алкоголь, наркотики или оружие).
Таможня отправления должна также до наложения печатей и пломб проверить состояние дорожного транспортного средства или контейнера, а при использовании крытых транспортных средств или контейнеров, проверить состояние покрытия и запорных устройств, так как сведения об этом не вносятся в свидетельство о допущении.
Процедуры, описанные ниже, дают представление, хотя и в несколько схематичном виде, об операциях, в том числе и таможенных, которые практически осуществляются при перевозки грузов с использованием Системы МДП. (См. рис. 2)
Рис.2: Принцип действия Системы МДП
распределяет книжки МДП ───────────────¬ ┌───────────────────────────── │ Международная│ │ ┌────────────────────────> │ гарантийная │ v │ │ организация │ ──────────-───¬ └──────────────┘ │ Национальное │ │ гарантийное │ │ объединение │ L────────────── Книжка МДП │ ^ Книжка МДП выдается │ │ возвращается v │ Книжка МДП ───────────¬ представляется──+ Владелец │<──────────────────────────────────────┐ ─────────── └──────────┘ │ │ Государство │ │ отправления │ │ Проверяет государство │ v пломбы 2-е государство транзита назначения │ ┌─────────────────┐ ┌─────────────────┐ ┌───────────────-─┐ │Таможня Таможня│ │Таможня Таможня│ │Таможня Таможня│ │отправ-<-> вывоза│ │ввоза <-> вывоза │ │ввоза <-> назна- │ │ления────¬грузов │ │грузов───¬грузов │ │грузов───¬чения │ └────── А L──────── L─────── С L──────── L─────── Е L──────── │ ^ │ ^ Cнимаются │ │ │ │ пломбы, │ │ │ │ книжка МДП │ │ │ │ оформляется v │ v │ Проверяет ────────¬B ────────¬ ────────¬D ────────¬ товары, │ТаможняL─── Таможня │ │ Таможня L─── Таможня │ накладывает │ ввоза <-> вывоза │ │ ввоза <-> вывоза │ пломбы │ грузов ───¬грузов │ │грузов ───┐грузов │ L───────┘ L───────┘ L──────── L────────
1-е государство транзита 3-е государство транзита
Таможня отправления является, как правило, таможней, где выполняются все необходимые таможенные формальности, связанные с вывозом грузов. Таможня отправления досматривает и оформляет грузы на основании сведений, заявленных перевозчиком в книжке МДП, накладывает таможенные пломбы и делает об этом отметку в книжке. После этого отделяется один отрывной лист и заполняется соответствующий корешок. Книжка МДП возвращается перевозчику, который начинает транспортную операцию. Пограничная таможня проверяет сохранность таможенных пломб, отделяет второй лист книжки МДП и заполняет соответствующий корешок. После этого грузы могут быть выпущены за границу, а оба заполненные корешка удостоверяют, что перевозка по территории государства отправления полностью завершена.
После окончания перевозки таможенные органы государства отправления проверяют правильность ее осуществления в соответствии со следующим порядком: пограничная таможня отправляет свой отрывной лист книжки МДП в таможню отправления, которая сверяет его со своим отрывным листом. Если они совпадают (т.е. пограничная таможня не обнаружила никаких нарушений) книжка считается оформленной без оговорок.
Если отрывной лист, направленный пограничной таможней, содержит информацию о каких-либо нарушениях, или если он не получен таможней отправления, последняя делает запрос в национальное гарантийное объединение, информируя его, что книжка МДП оформлена с оговорками или не оформлена совсем. Если таможенные органы не получают удовлетворительное объяснение, то они в соответствии с положениями Конвенции МДП и национальным законодательством определяют размеры таможенных пошлин и налогов, подлежащих уплате. В том случае, если не представляется возможным взыскать такие пошлины и налоги непосредственно с ответственного за нарушение лица, таможенные органы получают требуемую сумму от национального гарантийного объединения. В каждом последующем государстве транзита происходит такая же процедура, как и в государстве отправления.
Таможня, через которую грузы ввозятся на территорию государства транзита, проверяет сохранность таможенных пломб и отделяет один отрывной лист. Подобным образом поступает таможня, через которую грузы вывозятся с территории государства транзита. Оба листа сверяются, и транспортная операция завершается или, если обнаружены какие-либо нарушения, применяется процедура, описанная выше. Таможня, через которую грузы ввозятся на территорию государства назначения в том случае, если она является одновременно таможней назначения, отделяет оба отрывных листа и несет ответственность за помещение грузов под другой таможенный режим (помещает его на таможенный склад, выпускает в свободное обращение и т. п.). Если получатель грузов располагается внутри государства, таможня, через которую грузы ввозятся на территорию государства назначения, действует по схеме , описанной выше, и таможней назначения становится внутренняя таможня.
Представленная выше схема ни в коем случае не исключает права таможенных органов любого государства на досмотр грузов. Если таможенные органы имеют основания предполагать, что грузы перевозятся обманным образом, с использованием фальшивых печатей и пломб или подложных книжек МДП, они имеют полное право на досмотр грузов.
Для обеспечения более надежного контроля таможенные органы могут установить маршрут следования грузов. Перевозка должна быть осуществлена в разумные сроки. Перевозчик, который не уложился в установленные для перевозки сроки или нарушил предписанный для него маршрут следования в силу каких-либо причин (наводнение, снегопад, авария и т. п.), должен представить таможенным органам удовлетворительные объяснения. В случае нарушения таможенных пломб, вынужденной перегрузки грузов, полного или частичного уничтожения грузов, перевозчик должен получить официальное подтверждение об этом у любого официального учреждения, расположенного в непосредственной близости от места нарушения. На основании сообщенных сведений таможенные органы выясняют обстоятельства дела с целью подтверждения достоверности сообщенных фактов.
Описанная Система, несомненно, имеет преимущества для таможенных органов, поскольку она дает возможность сократить число необходимых требований, предъявляемых национальным законодательством к перевозимым грузам. Вместе с этим она позволяет избежать необходимости проведения трудоемкого и дорогостоящего с точки зрения оборудования физического досмотра в государствах транзита и свести такой контроль к проверке печатей, пломб и внешнего состояния транспортного средства или контейнера. Кроме этого, отпадает необходимость в создании национальной гарантийной цепи и ведении особой национальной документации.
Необходимо заметить и то, что международные транзитные операции осуществляются по одному транзитному документу - книжке МДП , что значительно снижает риск представления таможенным органам недостоверной информации.
Преимущества для торговых и транспортных фирм не менее очевидны. Грузы могут пересекать национальные границы с минимальными задержками со стороны таможенных органов. Уменьшая традиционные препятствия на пути движения грузов, Система МДП способствует развитию международной торговли. Она позволяет значительно сократить транспортные издержки за счет сокращения задержек в пути. Кроме этого, доработанные положения Конвенции МДП 1975 года позволяют широко использовать для перевозок контейнеры. И наконец, устраняя препятствия, связанные с таможенным контролем, она предоставляет экспортерам свободу в плане выбора вида транспорта, наиболее подходящего для удовлетворения их потребностей.
Для облегчения смешанных перевозок в рамках Конвенции МДП в 1987 году была рекомендована к использованию смешанная книжка МДП, с помощью которой можно установить лицо, ответственное за нарушение положений Конвенции, и, тем самым облегчить решение спорных вопросов между транспортными операторами.
Конвенция МДП , 1975 - одна из самых современных таможенных конвенций, отвечающих требованиям настоящего времени. За время существования этой системы практически не было судебных процессов, которые неминуемо возникают, если положения той или иной конвенции написаны недостаточно четко и допускают различное толкование.
Существует несколько причин, в силу которых Конвенция успешно действует до настоящего времени. Одна из них - заинтересованность и перевозчиков, и таможенных органов в соблюдении положений Конвенции, так как это означает экономию времени и средств для всех лиц, использующих Конвенцию.
Другая причина кроется в том, что авторы Конвенции МДП 1975 года уже подготовили новую редакцию официального текста Конвенции, введя пояснительные записки в саму Конвенцию. Пояснительные записки , которые являются неотъемлемой частью Конвенции, поясняют отдельные положения Конвенции, ее Приложений и содержат рекомендуемые способы использования Системы МДП. Пояснительные записки не изменяют смысл положений Конвенции , а только помогают более точно понять его.
Совершенствование технологии идет очень быстрыми темпами, и то, что при создании Конвенции в 1975 году считалось последним достижением, практически не применяется в настоящее время. Это относится не только к технологии таможенного контроля, конструкциям транспортных средств и контейнеров, но также и к технике контрабандистов. В связи с тем, что цены на контрабандные грузы, в частности наркотики, неуклонно растут, а вместе с ними растут и доходы контрабандистов, технология транспортировки контрабандных грузов становится все более изощренной. В этих условиях Система МДП и Конвенция МДП как ее правовая основа должна идти в ногу со временем, и об этом постоянно заботится Административный комитет Конвенции МДП 1975 года.
В состав Административного комитета Конвенции входят представители всех ее участников. Ежегодно они встречаются под эгидой ЕЭК/ООН в Женеве, чтобы принять поправки к Конвенции и обменяться мнениями по поводу использования самой Системы, На сегодняшний день более 14 поправок к Конвенции МДП 1975 года уже вступили в силу.
Работа Административного комитета организуется Рабочей группой по таможенным вопросам, связанным с транспортом. Рабочая группа обычно собирается на свои сессии три раза в год. В работе Рабочей группы могут принимать участие члены ООН и все заинтересованные международные организации.
Рабочая группа также принимает рекомендации по отдельным положениям Конвенции. Эти рекомендации не обязательны для выполнения всеми участниками Конвенции, как, например, сами статьи или пояснительные записки самой Конвенции. Однако, они очень важны для единообразного применения положений Конвенции, так как выражают общее мнение Рабочей группы, в которой представлены большинство Договаривающихся Сторон и пользователей Конвенции МДП.
Для того, чтобы сделать Систему МДП по возможности более доступной для всех, желающих ее использовать, она постоянно рекламируется Организацией Объединенных Наций. В 1984 году Экономический совет ООН принял резолюцию (1984/79), подготовленную Группой экспертов по таможенным вопросам, связанным с транспортом, в которой всем государствам мира рекомендовано изучить вопрос о возможности присоединения к Конвенции МДП и введения ее положений в национальное законодательство. Более того, международным, межправительственным и неправительственным организациям, в частности региональным комиссиям ООН, Система МДП рекомендована в качестве универсальной транзитной системы.
В ответ на эту резолюцию Секретариат МСАТ получил немало обнадеживающих ответов из различных регионов мира (не только Европы), которые позволяют надеяться, что Система МДП будет использоваться во всем мире.
В настоящее время активно ведется работа по внедрению Системы МДП или подобной системы в Латинской Америке между Аргентиной, Бразилией, Чили и Уругваем. Некоторые страны в Западной и Центральной Африке серьезно рассматривают возможность внедрения Системы МДП, приспособленной к местным особенностям. Смешанная книжка МДП вскоре может быть использована при контейнерных перевозках между Северной Америкой и Европой, а в перспективе - между Японией и Европой.
Если не принимать во внимание конструкцию и оборудование транспортных средств и контейнеров, основным препятствием для применения Системы МДП за пределами Европы и Северной Америки является создание нормально действующей гарантийной системы, которая может гарантировать уплату всех необходимых пошлин и налогов. Риск для гарантов и, соответственно, стоимость книжек МДП очень трудно привести в соответствие, принимая во внимание разницу в уровне развития, например, Африки и Европы. С другой стороны, выходом из создавшегося положения могло бы стать создание отдельных региональных гарантийных систем, действующих под общим руководством мировой гарантийной системы. Создание такой системы сделало бы возможными региональные, межрегиональные и даже межконтинентальные перевозки в рамках Конвенции МДП.
Конечно, такая глобальная и вместе с тем региональная система - теория и останется теорией еще многие годы. Хотя, как знать, может быть, Система МДП со своими несомненными достоинствами, такими как значительное уменьшение бумажной работы, экономия времени на границах и в портах и, как следствие, уменьшение расходов на перевозку грузов, завоюет мир уже в ближайшее время.
К концу 1992 года Европейское экономическое сообщество и его 12 государств-участников, расположенных географически в самом сердце Европы, образовали единый внутренний рынок без внутренних границ, который будет насчитывать около 320 миллионов потребителей. Это имеет важное значение не только для 12 государств - членов ЕЭС, но, учитывая "опасность Европы без границ", и для государств, окружающих Европу. Например, 50 процентов в торговом обороте Турции приходятся на европейские страны, а в отношении таких стран, как Австрия и Швейцария, эта цифра составляет почти 70 процентов.
Таким образом, образование "внутреннего рынка" отразится на экономике многих стран, и возникает законный вопрос, каким образом это скажется на Транзитной системе МДП.
Система МДП была вытеснена из стран ЕЭС, где применяется своя система транзита. Система транзита Сообщества используется в настоящее время не только странами Сообщества, но и странами - членами Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) (с 1 января 1988 г.)
Система транзита Сообщества имеет ряд преимуществ перед Системой МДП. Число этих преимуществ значительно уменьшилось в связи с тем, что 1 июля 1987 года ЕЭС распространило упрощенные процедуры, применяемые на своих внутренних границах на Систему МДП. Упрощение состоит в том, что таможенные формальности выполняются только в таможнях, через которые грузы ввозятся на территорию государств-членов Сообщества, в таможнях, через которые грузы вывозятся с территории государства-члена Сообщества, такие формальности были отменены. Таким образом, одно препятствие было преодолено.
В случае отмены, как это планировалось, 1 января 1993 года внутренних границ ЕЭС, выполнение таможенных формальностей станет необходимым только на внешних границах ЕЭС. Таким образом, пользователи обеих Систем будут поставлены в одинаковые условия, по крайней мере, в отношении проведения таможенных формальностей.
За пределами же стран ЕЭС и ЕАСТ участники Системы МДП имеют несомненные преимущества, так как имеют возможность осуществлять смешанные перевозки. Это позволяет надеяться, что со временем все перевозчики как в Европе, так и за ее пределами, станут участниками Системы МДП.
Замена бумажных носителей электронным оборудованием с каждым годом приобретает все большее значение как для таможенных органов, так и для транспортных операторов. Таможенная служба Соединенных Штатов Америки, к примеру, уже использует в своей работе Стандарты UN/EDIFACT.
UN/EDIFACT - универсальная система электронной обработки информации, применяемая в ЕЭК/ООН, очень удобна для администрации транспортных и коммерческих организаций. Сегодня, чтобы отправить только одну партию грузов, свыше 50 различных организаций в разных странах должны выписать, передать, получить, обработать, проверить, исправить и сдать в архив более 50 документов. Более того, необходимо с этих документов сделать еще около 360 копий. Вот почему в международной торговле все более широкое применение находят электронные обработка и передача информации.
Изменения в обработке информации не могут не затрагивать таможенные службы и документы, которые они используют в своей работе. В связи с этим таможенные органы попадают в очень сложную ситуацию - с одной стороны, они должны строго руководствоваться Законом, который вменяет им в обязанность пополнять казну и следить за перемещением грузов в международном торговом обороте, пресекая возможные нарушения Закона, с другой стороны, таможенные органы постоянно подвергаются критике со стороны коммерческих и транспортных организаций за нежелание идти на упрощение таможенных формальностей, что, естественно, сдерживает товарооборот.
Принимая во внимание немногочисленный личный состав таможенных органов и то, что с каждым днем совершенствуется техника перевозок контрабандных грузов, использование в работе методов электронной обработки информации представляется, пожалуй, единственным разумным выходом из создавшегося положения.
Бумажные носители, типа книжек МДП , сегодня становятся очень неудобны для получения и проверки информации. Уже в 1985 году появились идеи о замене бумажных книжек на электронные или на своего рода "платежные карточки" с ограниченной сферой применения.
Подобные проекты в силу различных причин не были до сих пор реализованы, однако, кажется, уже приходит время, когда надо серьезно подумать о применении в рамках Системы МДП методов электронной обработки информации.
Система МДП, созданная свыше 40 лет назад, и Конвенция МДП 1975 года оказались весьма эффективными и имеют важное значение для развития международной торговли и международного транспортного сообщения как внутри Европы, так и между Европой и остальными регионами мира.
ООН, являющаяся депозитарием Конвенции МДП, осуществляет работу по управлению Конвенцией и вносит в нее необходимые изменения. Опыт показывает, что Конвенция МДП , являясь частью работы по упрощению транспортного сообщения, проводимой ЕЭК/ООН, служит интересам всех ее участников (как таможенных органов, так и перевозчиков). Все это позволяет надеяться, что Конвенция МДП будет успешно работать и в будущем.
Договаривающиеся Стороны |
Государства, на территории которых могут осуществляться транзитные международные перевозки: (на 24.09.94.) |
Афганистан Афганистан Албания Албания Алжир - Армения Армения Австрия Беларусь (с 05.10.93) - Бельгия Бельгия Болгария Болгария Босния и Герцеговина - Бывшая Республика Югославии, Македония - Венгрия Венгрия Великобритания Великобритания Германия Германия Греция Греция Грузия - Дания Дания ЕЭС - Индонезия - Иран Иран Ирландия Ирландия Израиль Израиль Италия Италия Иордания Иордания Испания Испания Канада Канада Кипр Кипр Кувейт Кувейт Латвия (с 19.10.93) - Литва (с 26.08.93) - Люксембург Люксембург Мальта - Марокко Марокко Нидерланды Нидерланды Норвегия Норвегия Польша Польша Португалия Поругалия Республика Корея Республика Молдова (с 21.11.93) - Республика Чехия - Румыния Румыния Российская Федерация Российская Федерация Словакия - Словения - США - Тунис - Турция Турция Уругвай - Чили - Черногория - Швеция Швеция Швейцария Швейцария Франция Франция Финляндия Финляндия Эстония Эстония Югославия Югославия
1987 1988 1989 1990 1991 1992 ————————————————————————————————————————————————————————————————————————— Афганистан 0 0 0 0 0 0 Албания 4,200 3,000 4,500 3,000 2,500 3,000 Австрия 27,000 41,000 25,000 42,000 38,700 32,500 Бельгия и 1,200 2,750 2,250 3,250 3,300 4,200 Люксембург Болгария 70,200 41,500 46,000 79,050 84,000 169,500 Канада 50 100 100 150 100 0 Кипр 400 550 500 600 700 650 Чехо-Словакия 24,000 24,100 24,500 36,450 50,050 144,200 Дания 4,500 9,200 9,000 5,000 12,000 12,350 Финляндия 400 200 200 50 350 1,000 Франция 0 3,500 5,550 6,000 8,900 9,000 Бывшая ГДР 2,000 0 3,000 - - - Германия 40,250 40,500 42,400 51,900 68,000 83,600 Греция 36,000 84,050 85,000 80,100 91,050 79,400 Венгрия 44,650 55,500 71,000 95,000 126,100 246,300 Иран 20,000 10,000 0 12,000 13,000 15,000 Ирландия 0 0 50 0 100 50 Израиль 0 0 0 0 0 0 Италия 4,000 6,000 6,000 8,000 8,000 12,000 Япония 0 0 0 0 0 0 Иордания 100 150 250 100 200 200 Кувейт 0 0 0 0 0 0 Мальта 0 0 0 0 0 0 Марокко 0 0 0 0 0 50 Нидерланды 17,500 13,800 21,500 25,800 34,800 34,150 Польша 23,500 27,500 29,000 41,700 4,100 41,450 Португалия 0 0 0 0 0 50 Румыния 30,000 30,050 31,000 21,950 52,350 66,600 Российская Федерация 2,000 6,000 10,050 8,050 21,500 101,650 Испания 5,000 0 0 1,000 2,000 2,000 Швеция 5,050 6,000 4,050 6,000 7,200 8,000 Швейцария 1,700 1,600 1,750 3,700 3,100 5,900 Турция 96,200 103,000 104,000 152,500 116,000 154,000 Великобритания 5,850 4,800 7,600 9,800 10,000 13,000 США 0 0 0 0 0 0 Югославия 50,450 46,300 58,000 54,850 60,000 2,050 ————————————————————————————————————————————————————————————————————————— ИТОГО 516,250 561,150 592,800 748,600 818,100 1277,400
(а) Взаимоотношения внутри международной гарантийной цепи
(d) Декларация - обязательство перевозчика
(e) Отношения между национальным гарантийным объединением и
таможенными органами
Отношения между международным объединением страховых компаний (далее - "страховщики"), МСАТ, национальными гарантийными объединениями и перевозчиками, использующими книжки МДП, регулируются договорами о страховании (между МСАТ и страховщиками), договорами об обязательствах (между МСАТ и национальными гарантийными объединениями) и декларациями-обязательствами (между национальными гарантийными объединениями и перевозчиками).
Этот договор страхует МСАТ и национальные гарантийные объединения от рисков, связанных с неправильным использованием книжек МДП перевозчиками. В соответствии с этим договором страховщики обязуются выплатить таможенным органам в течение определенного времени суммы, определенные к выплате, возместить эти суммы МСАТ или гарантийным объединениям, если такие суммы были ими уплачены ранее.
По требованию таможенных органов страховщики гарантируют выплату непосредственно, через местную страховую компанию или банк всех необходимых сумм единолично или в порядке солидарной ответственности.
Размер гарантии за каждую книжку МДП определяется национальными таможенными органами и согласуется с национальным гарантийным объединением. Размер гарантии, подлежащей страхованию, не может превышать 50.000 американских долларов. Права и обязанности, определенные договором о страховании, регулируются национальным законодательством.
Договор о страховании возлагает на гарантийные объединения через МСАТ обязательства по обеспечению нормальной работы международной гарантийной системы. Выполнение таких обязательств закрепляется договором об обязательствах, заключаемым МСАТ с национальными гарантийными объединениями. В частности, каждое национальное объединение обязано:
(i) информировать страховщиков через посредство МСАТ обо всех оговорках, сделанных таможенными органами в связи с неоформлением, неправильным или незаконным оформлением книжек МДП;
(ii) собирать и высылать страховщикам через посредство МСАТ документы, касающиеся возникновения спорных вопросов между ними и таможенными органами (идентификация перевозчика, информация о характере нарушений, предъявляемые к выплате суммы и т. п.);
(iii) испрашивать подтверждение МСАТ на выплату требуемых таможенными органами сумм;
(iv) принимать все зависящие от него меры, чтобы избежать выплаты, требуемых таможенными органами сумм, если такие требования безосновательны или незаконны;
(v) выдавать книжки МДП только перевозчикам, подписавшим декларациюобязательство, передавать через посредство МСАТ такие декларации страховщикам по их требованию;
(vi) приостанавливать выдачу книжек перевозчикам, виновным в нарушении правил перевозки грузов или неспособным отвечать по обязательствам, оговоренным декларацией;
(vii) передавать страховщикам все права на возмещение сумм перевозчиками, ответственными за нарушение правил перевозки, а также права на распоряжение депозитом таких перевозчиков;
(viii) нести солидарную ответственность в размере, определенном страховщиками, если обязательства, изложенные выше, не выполнены. Отношения между МСАТ и национальными гарантийными объединениями, определенные договором об обязательствах, регулируются законодательством Швейцарии.
Декларация-обязательство подписывается каждым перевозчиком, использующим книжку МДП и обязывает его:
(i) по требованию гарантийного объединения гарантировать или вносить залог или депозит в размере, определенном гарантийным объединением;
(ii) соблюдать все положения Конвенции МДП , касающиеся правил использования книжки МДП, а также инструкции гарантийного объединения;
(iii) вести учет полученных книжек и незамедлительно возвращать использованные и полностью оформленные таможенными органами книжки гарантийному объединению. Неиспользованные книжки подлежат возвращению после истечения их срока действия;
(iv) не допускать использование выданных ему книжек другими перевозчиками (например, перепродавать книжку);
(v) нести ответственность за свои собственные действия и ошибки, а также за действия и ошибки своих агентов в связи с использованием книжки МДП;
(vi) соблюдать все таможенные формальности, предусмотренные в таможнях отправления, промежуточных таможнях и таможнях назначения;
(vii) требовать от таможенных органов внесение в книжку МДП всех печатей и подписей, свидетельствующих о завершении перевозки по книжке МДП или документ, подтверждающий отказ таможни назначения проставить требуемые печати и подписи в книжке МДП;
(viii) проверять фактическое соответствие погруженных грузов сведениям, внесенным в грузовой манифест книжки МДП, и в случае несоответствия, требовать от таможенных органов документ, подтверждающий такое несоответствие;
(ix) оказывать содействие таможенным или другим компетентным органам в обеспечении соблюдения правил перевозки грузов с использованием книжки МДП;
(x) требовать от таможенных органов объяснений по поводу оговорок, вносимых в книжку МДП.
(xi) разрешать непосредственно с таможенными органами все спорные вопросы, касающиеся использования книжки МДП, и, в частности, уплачивать все суммы, требуемые таможенными органами;
(xii) безоговорочно уплачивать суммы, определенные к выплате гарантийным объединением, МСАТ или страховщиками в связи с использованием книжки МДП.
Отношения, определенные декларацией-обязательством между перевозчиком и национальным гарантийным объединением, регулируются национальным законодательством.
Не существует единой формы документа, регулирующего отношения между гарантийным объединением и таможенными органами. Можно ограничиться обменными письмами, однако наиболее распространенной формой является так называемое "Соглашение", которое подписывается гарантийным объединением и таможенными органами. В какой бы форме не были оформлены эти отношения, это - "договор, подписанный гарантийным объединением и таможенными органами, выполнение которого обеспечивается национальным законодательством" ( пояснительная записка 0.11.2 к статье 11 Конвенции МДП, 1975).
Пункты такого договора не оговорены в деталях, однако должны включать:
(i) заявление о том, что данное гарантийное объединение представляет МСАТ и уполномочено им выдавать книжки МДП;
(ii) обязательство выполнять все обязанности, предусмотренные Конвенцией МДП , 1975, в частности, уплачивать все суммы, предъявляемые к уплате таможенными органами, а также отвечать за соблюдение правил перевозки грузов по территории государства с использованием книжек МДП, выданных как национальными, так и иностранными гарантийными объединениями, представляющими МСАТ;
(iii) указание максимальной суммы на каждую книжку МДП, которую таможенные органы могут предъявить к уплате в случае обнаружения нарушений, допущенных при перевозке грузов с использовании книжки МДП;
(iv) заявление о том, должна ли гарантия объединения быть "перестрахована" страховой компанией (национальным или международным страховым пулом, с которыми МСАТ подписал договор);
(v) процедуру разрешения споров, связанных с неправильным использованием книжек МДП;
(vi) процедуру расторжения "гарантийного договора".
Если гарантийный договор предполагает перестрахование гарантии об уплате требуемых таможенными органами сумм страховой компанией (национальным или международным страховым пулом), гарантийное объединение должно представить такую гарантию страховщика.
Гарантия страховщика должна содержать обязательство уплатить максимальную сумму, оговоренную в договоре, в случае нарушения правил перевозки грузов.
Получение такой гарантии обычно предваряется подписанием договора между гарантийным объединением и страховщиком, в котором оговариваются все условия выплаты страховщиком требуемых сумм. В том случае, если страховщиком является национальная страховая компания, страховой пул подтверждает возмещение страхуемому сумм, уплаченных по такой гарантии страховым пулом.
————————————————————————————————————————————————————————————————————————— Книжка МДП N ————————————————————————————————————————————————————————————————————————— —————————————————————————————————— —————————————————————————————————— второй оператор дополнительная информация —————————————————————————————————— ————————————————————————————————— подтверждаю достоверность адрес сообщенных сведений, с правилами перевозки по ————————————————————————————————— книжке МДП ознакомлен рег. N транс. средства и обязуюсь их выполнять ————————————————————————————————— идент. N контейнера пломбы не нарушены —————— —————— ——————— документов, следующих ———————————— ——————————————— N вместе с книжкой МДП место, дата подпись ————————————————————————————————————————————————————————————————————————— Отрывается и хранится владельцем книжки МДП при передаче товаров второму оператору ——————————————————— ——————————————————— Книжка МДП N ————————————————————————————————————————————————————————————————————————— —————————————————————————————————— —————————————————————————————————— третий оператор дополнительная информация —————————————————————————————————— —————————————————————————————————— адрес подтверждаю достоверность ————————————————————————————————— сообщенных сведений, с рег. N транс. средства правилами перевозки по ————————————————————————————————— книжке МДП ознакомлен идент. N контейнера и обязуюсь их выполнять пломбы не нарушены ————— ————— ———————— документов, следующих ————————————— —————————————— N вместе с книжкой МДП место, дата подпись ————————————————————————————————————————————————————————————————————————— Отрывается и хранится вторым оператором МДП при передаче грузов второму оператору —————————————————————————————————————————————————————————————————————————
1. Купоны (оригинал и копия), составляющие лист должны быть заполнены и подписаны каждым последующим оператором, принимающим участие в смешанной перевозке.
2. Если следующий оператор не заполнил соответствующую графу, считается, что таможенные пломбы не повреждены.
3. В графу "Дополнительная информация" каждый последующий оператор имеет право внести любую информацию, которую он сочтет необходимой (например, идентификационный номер изотермического оборудования, шин или заводской номер транспортного средства).
4. Не требуется подтверждения таможенными органами информации, вносимой в купоны. Таможенные органы сами решают, как им использовать информацию, содержащуюся в этих листах.
5. При передаче книжки МДП предыдущий оператор должен отделить оригинал заполненного купона и сохранять его в течение двух лет с момента заполнения. Копия купона должна обязательно оставаться в книжке МДП.
6. Если оператор передает книжку МДП с незаполненным купоном или без подписи, или не сохраняет оригинал купона в течение требуемого времени, он несет ответственность перед Международной организацией, чье название значится на обложке книжки МДП, за все последствия, которые возникают вследствие такого нарушения, а также по обязательствам, по которым Международная организация отвечает перед третьей стороной.
7. Оператор должен строго соблюдать правила пользования книжкой МДП и в случае нарушения этих правил нести ответственность перед таможенными органами государства транзита и Международной организацией, чье имя значится на обложке книжки МДП.
8. Каждый оператор обязан:
- подчиняться Международной организации, чье название значится на обложке книжки МДП, страховщику этой организации, и по их запросу передавать все свои права по отношению к следующему оператору, ответственному за нарушение правил перевозки грузов и положений Конвенции МДП , 1975;
- подтвердить свои обязательства перед Международной организацией, чье название значится на обложке книжки МДП, или ее страховщиком по требованию последнего.
См Письмо ГТК РФ от 25 февраля 1998 г. N 11-06/3788
( по состоянию на 1 декабря 1997 г. )
1. Австрия 32. Мальта 2. Албания 33. Марокко 3. Алжир 34. Нидерланды 4. Армения 35. Норвегия 5. Азербайджан 36. Польша 6. Афганистан 37. Португалия 7. Беларусь 38. Республика Корея 8. Бельгия 39. Республика Македония 9. Босния и Герцеговина 40. Республика Молдова 10. Болгария 41. Российская Федерация 11. Венгрия 42. Румыния 12. Великобритания 43. Словакия 13. Германия 44. Словения 14. Греция 45. США 15. Грузия 46. Таджикистан 16. Дания 47. Тунис 17. Индонезия 48. Турция 18. Исламская Республика Иран 49. Туркменистан 19. Ирландия 50. Украина 20. Израиль 51. Узбекистан 21. Италия 52. Уругвай 22. Иордания 53. Хорватия 23. Испания 54. Чешская Республика 24. Канада 55. Чили 25. Казахстан 56. Швеция 26. Кипр 57. Швейцария 27. Кувейт 58. Финляндия 28. Латвия 59. Франция 29, Ливан (с 25 мая 1998 г) 60. Эстония 30. Литва 61. Югославия 31. Люксембург 62. ЕЭС
_______________________________________________________