Об этом 7 июля рассказал министр по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии Арзыбек Кожошев, выступая на международном форуме «Эффективная логистика и бесшовные технологии» в Чэнду (КНР).
Арзыбек Кожошев отметил, что железнодорожный транспорт Евразийского экономического союза, располагая развитой современной инфраструктурой, демонстрирует стабильность и поступательное увеличение объема перевозок. Так, по сравнению с 2015 годом транзитные перевозки в ЕАЭС показали более чем пятикратный рост. В прошлом году объем перевозок превысил 1 млн контейнеров (ДФЭ), что свидетельствует о востребованности ЕАЭС, как связующего звена между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Министр ЕЭК подчеркнул, что железнодорожники продолжают обеспечивать устойчивость глобальных цепей поставок в сложных условиях «логистической турбулентности», что значительно смягчает ее негативное воздействие на мировую экономику и позволяет эффективно функционировать экономикам государств-членов ЕАЭС и партнеров.
Арзыбек Кожошев также проинформировал о работе в сфере транспорта и логистики, которую совместно со странами проводит Комиссия для создания и развития транспортной и мягкой инфраструктуры в ЕАЭС в направлениях «Восток-Запад» и «Север-Юг», в том числе в рамках сопряжения с китайской инициативой «Один пояс, Один путь», и обозначил наиболее важные проекты. Это дорожная карта по реализации основных направлений скоординированной (согласованной) транспортной политики на 2024-2026 годы, цифровизация грузовых железнодорожных перевозок в интересах развития торгово-экономического сотрудничества между ЕАЭС и КНР, переход на электронный документооборот в морском транспорте, перечень транспортных инфраструктурных проектов и другие.
В контексте развития регионального железнодорожного транзита министр ЕЭК отметил проект возведения участка железной дороги «Решт-Астара» на территории Ирана: в мае этого года для его реализации Россия и Иран подписали межправительственное соглашение. Очень значимым Арзыбек Кожошев считает железную дорогу «Китай – Кыргызстан – Узбекистан», по поводу которой в мае этого года на саммите «Китай – Центральная Азия» в китайском Сиане подписан трехсторонний документ, предусматривающий последующие шаги по строительству.
В ближайшей перспективе российская сторона планирует завершить подготовку и подписание соглашения о сотрудничестве по развитию железнодорожной инфраструктуры и грузовых перевозок по маршруту «Север– Юг» в трёхстороннем формате с участием Азербайджана и Ирана. Развитие коридора подкреплено усилиями Казахстана по строительству и увеличению портовых терминальных мощностей на Каспии. В целях развития грузоперевозок по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ) запланировано создание контейнерного хаба на базе свободной экономической зоны «Морской порт Актау».
«В эпоху трансформации имеющихся маршрутов все эти проекты позволят выстроить новые устойчивые логистические цепочки, создать сбалансированную систему международных транспортных коридоров», – считает Арзыбек Кожошев.
В завершение министр ЕЭК выразил надежду, что форум позволит создать новую платформу и открыть новые горизонты для сотрудничества, укрепить уже существующие партнерства для выработки идей и решений в области логистики и транзита. Спикер призвал к активному взаимодействию при создании условий для развития мультимодальных перевозок, внедрения передовых цифровых технологий организации перевозочного процесса, повышения безопасности, сохранности и экологичности работы транспортного сегмента.
Саммит, главным соорганизатором которого выступил Международный Координационный совет по трансъевразийским перевозкам, собрал экспертов и руководителей более 50 транспортно-логистических компаний и ассоциаций государств ЕАЭС, Китая и других стран региона, а также муниципальные и государственные организации Китая.