Инициатива «Один пояс, один путь», обозначающая «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь ХХI века», была выдвинута председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 г. 28 марта 2015 г. Госкомитет по делам развития и реформ, Министерство иностранных дел и Министерство коммерции КНР совместно опубликовали «Прекрасные перспективы и практические действия по совместному строительству Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути ХХI века».
На мой взгляд, в содержательном плане концепция китайского проекта направлена на поиск новой модели международного сотрудничества и кооперации через повышение связанности инфраструктуры, торговли, финансов и человеческого капитала. Однако многие российские эксперты отмечают, что замысел Инициативы выходит далеко за пределы простого продвижения экономических интересов Китая и претендует на глобальность своего позиционирования. В этой связи часто приводится пример появления нового проекта «Сообщество единой судьбы человечества», в который помимо Китая вошли страны Центральной Азии - в том числе члены ЕАЭС.
Нельзя также не отметить, что в российском бизнес-сообществе не так часто, но все-таки встречаются и негативные мнения о Инициативе. В частности, продвигается идея того, что, мол, он представляет собой некую переработанную на китайский манер технологию западной экономической экспансии. Я категорически не разделяю такую позицию. Контакты ТПП РФ с китайским бизнесом, участие в работе деловых советов ШОС и БРИКС, а также других переговорных площадках говорят об искренней заинтересованности наших китайских партнеров выстраивать долгосрочные экономические связи, основанные на учете взаимных интересов.
Полагаю, что сама идея сопряжения ЕАЭС и «Один пояс, один путь», предложенная Президентом РФ Владимиром Путиным, а также ее безусловная поддержка с китайской стороны прежде всего были ориентированы на снятие ряда очевидных институциональных и политических противоречий, позволит придать взаимодействию наших интеграционных объединений идеологическую целостность.
В этом контексте представляется, что практическое сближение векторов развития двух разноформатных и разноуровневых проектов целесообразно осуществлять в рамках более масштабной идеи, определяющей общие ключевые цели и ориентиры. Такой идеей, безусловно, является проект Большого Евразийского партнерства (БЕП), экономической частью которого может стать сопряжение ЕАЭС и «Один пояс, один путь», с подключением институциональных возможностей ШОС, АСЕАН и других заинтересованных интеграционных объединений. Отрадно отметить, что процесс сопряжения ЕАЭС и Инициативы уже запущен. Выработана обширная нормативная база, созданы механизмы регулярных встреч на всех уровнях, в стадии доработки находится «дорожная карта» развития торгово-экономического сотрудничества между ЕАЭС и Китаем, в том числе с акцентом на общее транспортное и энергетическое пространство, сопряжение цифрового и финансовых измерений и т.д.
Кроме того, в рамках заданной темы не могу не отметить экономическую поддержку нашей страны со стороны Китая, которая происходит в условиях беспрецедентных экономических санкций Запада. В трудное для нас время Китай показывает себя надежным партнером. Торговый оборот между нашими странами непрерывно растет. В первом квартале нынешнего года этот рост уже превысил 40 процентов.
В то же время мы с пониманием относимся к ситуации, когда китайский бизнес вынужден сворачивать некоторые проекты сотрудничества в результате давления со стороны своих западных визави. При этом мы с благодарностью принимаем советы и помощь, которые позволяют обходить ограничения, находясь в международном правовом поле. На мой взгляд, в периоды глобальных кризисов особенно отчетливо проявляются явления и процессы, определяющие будущее развитие мира. На наших глазах ломается старый мир неоколониализма, построенный на римском принципе «разделяй и властвуй». Страны третьего мира, бывшие до сих пор объектами изощренных способов эксплуатации и социальной инженерии, сильно «повзрослели». Их больше не устраивает роль «дойных коров», обеспечивающих уровень жизни бывших колонизаторов.
Однако освобождение никогда не дается легко. Никогда в истории паразит по своей воле не отпускал жертву. Что же могут противопоставить страны третьего мира традиционным методам манипулятивного управления западного мира? Ответ дает сама жизнь. Это - солидарность и сотрудничество, основанные на взаимном уважении и учете интересов друг друга. Только так выживали человеческие сообщества перед лицом стихии и внешних угроз. В этой связи меня вдохновляет тот факт, что ни одна из стран БРИКС не поддержала санкции против России. И это несмотря на беспрецедентные давление и посулы. Это дорогого стоит. И мы высоко это ценим.