Об этом в выступлении на пленарном заседании «Образование и рынок труда: инструменты взаимодействия» в рамках IX Всероссийского форума «Национальная система квалификации России» заявил Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Михаил Мясникович.
Как отметил глава Коллегии ЕЭК, формирование в Евразийском экономическом союзе общего рынка труда явилось реализацией одного из четырех ключевых принципов или «свобод» ЕАЭС – свободы движения трудовых ресурсов.
«Для граждан ЕАЭС сняты ограничения по допуску на рынок труда, они освобождены от обязательной регистрации в течение 30 суток, признаются взаимно документы об образовании», – привел примеры Михаил Мясникович.
В целом, по словам Председателя Коллегии ЕЭК, согласно экспертной оценке Внешэкономбанка общий рынок труда реализован от заданного Договором о ЕАЭС уровня более чем на 70 %, в то время, как рынок товаров – на 65 %, услуг – 45 %, капитала – около 40 %.
Вместе с тем, как отметил Михаил Мясникович, на сегодняшний день системы формирования профессиональных стандартов и независимой оценки квалификации в странах ЕАЭС развиваются самостоятельно.
«Унификации норм образовательного пространства нет в ЕАЭС, да и СНГ. Связано это с тем, что данная сфера не входит в повестку ЕАЭС. Мы видим эту проблему, пытаемся решить, но усилия Комиссии пока не увенчались успехом. Ситуация усугубляется, расхождения в условиях подготовки специалистов растут, и если на высоком уровне задачу не решать, то могут быть проблемы «свой/ чужой», что недопустимо», – отметил Председатель Коллегии ЕЭК, подчеркнув, что, несмотря на то, что ЕАЭС является экономическим союзом, здоровье и жизнь людей должны оставаться приоритетом.
«В период пандемии падала мобильность людей, но трудности преодолели сообща», – напомнил об эффективности использования такой практики Михаил Мясникович.
Он также рассказал о новых формах занятости в ЕАЭС в условиях развития цифровой экономики, отличных от привычных отношений между работником и работодателем, таких как самозанятость, платформенная занятость, фриланс и дистанционный найм работодателем из одного государства-члена ЕАЭС работника в другом государстве-члене для выполнения работы без открытия представительства в стране нахождения работника.
«Эти новые формы занятости развиваются быстрее, чем традиционные, активнее, чем законодательная база, а значит, создаются риски для всех субъектов трудовых правоотношений из-за отсутствия правового регулирования и ухода отдельных моментов в тень. Очень важно, чтобы работники этих видов занятости были охвачены всеми стандартами охраны труда», – отметил Михаил Мясникович.
По мнению Председателя Коллегии ЕЭК эти проблемные вопросы могут быть решены только при последовательной работе стран ЕАЭС по сближению национальных правил.
«Пока у Комиссии нет соответствующих полномочий. Но прошу Правительства наделить ЕЭК правом решать эти задачи. Мы готовы участвовать в этом», – заявил Михаил Мясникович.
Глава Коллегии ЕЭК обратил внимание и на необходимость выработки механизма прогнозирования и удовлетворения единого рынка труда в работниках для минимизации дисбаланса между требуемыми работниками и подготавливаемыми системами профессионального образования. Ответом Комиссии на данную задачу выступает введенная в эксплуатацию цифровая программа «Работа без границ», которая позволяет получить полный цикл услуг для трудоустройства, в том числе удаленно. Сегодня в системе содержится свыше 643 тысяч обращений, более чем от 171 тысячи пользователей.
Весьма важным, по мнению Михаила Мясниковича, является создание условий для облегченного доступа трудящихся и членов их семей к системе социальной защиты и медицинскому обеспечению в государстве трудоустройства.
«Этот вопрос активно обсуждается на площадке Комиссии. Есть много проблем, связанных с финансированием. Но тема не должна замалчиваться. Граждане должны чувствовать не только защиту своих стран, но и Евразийского экономического союза», – резюмировал Председатель Коллегии ЕЭК.
Михаил Мясникович выразил надежду, что дискуссия на полях IX Всероссийского форума будет способствовать решению актуальных задач и принятию соответствующих управленческих решений для формирования эффективного общего рынка труда стран ЕАЭС в современных условиях.