Евразийская экономическая комиссия опубликовала отчет о своей деятельности в 2020 – 2023 годах.
Во вступительном слове Председатель Коллегии ЕЭК Михаил Мясникович приводит ключевые цифры, характеризующие развитие Евразийского экономического союза в минувшем четырехлетии: «В 2020-2023 годах объем ВВП ЕАЭС увеличился на 4,1%, достигнув 2,2 трлн долларов. Промышленное производство выросло на 8,3%, в том числе в обрабатывающей промышленности – на 5,7%. Производство продукции сельского хозяйства увеличилось на 11,8%. Объем взаимной торговли государств ЕАЭС за тот же период вырос в 1,5 раза».
Одно из ключевых событий последнего четырехлетия в ЕАЭС – подготовка Комиссией и затем утверждение главами государств Союза Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года с последующей их реализацией. Стратегия-2025 расширила горизонты Договора о ЕАЭС и ознаменовала собой переход от этапа становления к этапу проектной интеграции.
Для ускорения экономического роста в ЕАЭС началась выработка подходов по наращиванию инвестиционной и инновационной активности на основе эффективного использования производственных мощностей, трудовых ресурсов и научно-технического потенциала. Разработан новый механизм финансирования кооперационных проектов, который позволит уже в 2024 году приступить к их отбору и реализации. Вступило в силу Соглашение о применении в ЕАЭС навигационных пломб для отслеживания перевозок, его практическая реализация должна стартовать в начале 2024 года. Подписано Соглашение о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении государственных закупок. Тем самым фактически завершены работы по вопросам, которые не решались много лет.
25 декабря 2023 года главы государств Евразийского экономического союза подписали Декларацию развития ЕАЭС до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь». Декларация определяет задачи Союза на среднесрочную перспективу до 2030 года на пути его превращения к 2045 году в самодостаточный, гармонично развитый и привлекательный для всех стран мира макрорегион, обладающий экономико-технологическим и интеллектуальным лидерством и поддерживающий высокий уровень благосостояния населения государств-членов. Сегодня ЕАЭС – важный элемент архитектуры международных экономических отношений. В 2020 году два государства получили статус наблюдателя при ЕАЭС: Куба и Узбекистан. Завершена работа с Ираном по переходу от временного к полноформатному торговому соглашению. Совместно с ШОС, АСЕАН и СВМДА формируется пространство бесшовной связанности в Большой Евразии, совместно с Китайской Народной Республикой – осуществляется сопряжение евразийской интеграции и инициативы «Один пояс, один путь». Выстраивается конструктивный диалог с БРИКС и Африканским союзом. Эта работа является вкладом в практическую реализацию идеи Большого Евразийского партнерства.
При этом, по словам Председателя Коллегии ЕЭК, Евразийский экономический союз стал неотъемлемой частью нашей жизни, весомым объединяющим началом не только в сугубо экономическом смысле. «У нас, несмотря на все наши различия, значительно больше общего, объединяющего, – подчеркнул Михаил Мясникович. – И с общечеловеческой точки зрения, и с точки зрения экономик пятерки наших стран: Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации. Полагаю, что это наша главная ценность, которую нужно сохранить и приумножить».
В отчете представлены результаты работы всех блоков Комиссии: Председателя Коллегии ЕЭК; интеграции и макроэкономики; экономики и финансовой политики; промышленности и агропромышленного комплекса; торговли; таможенного сотрудничества; конкуренции и антимонопольного регулирования; технического регулирования; энергетики и инфраструктуры; внутренних рынков, информатизации, информационно-коммуникационных технологий.
Издание носит фактически не только отчетный характер. Оно значительно шире по содержанию: включает в себя как историческую часть, так и перспективы евразийского развития, которые представлены в материалах по всем направлениям деятельности Комиссии.
Отчет подготовлен Департаментом протокола и организационного обеспечения совместно с блоками Комиссии. Ознакомиться с ним можно по ссылке.