О деятельности и роли Евразийской экономической комиссии по обеспечению равных конкурентных условий на трансграничных рынках Евразийского экономического союза рассказала директор Департамента конкурентной политики и политики в области государственных закупок ЕЭК Жанар Адикова в Алматы на круглом столе, организованном Агентством по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан.
Участники мероприятия коснулись внедрения в Евразийском экономическом союзе механизма антимонопольного комплаенса – устранения рисков негативных последствий, связанных с антимонопольными нарушениями. Рассмотрены международный опыт, связанный с усилением роли антимонопольных ведомств, регулированием сделок по слиянию и поглощению, конкурентная политика на рынках цифровых платформ и вопросы алгоритмической конкуренции.
«Предоставление промышленных субсидий, допуск к государственным закупкам, барьеры во взаимной торговле – это вопросы, которые Комиссия рассматривает в том числе на предмет обеспечения рыночной конкуренции. Эту задачу и при рассмотрении оценки регуляторного воздействия актов ЕАЭС рассматривает наш блок по конкуренции», – отметила Жанар Адикова.
По ее словам, услышать бизнес, и как участника рынка и в качестве потребителя, важно для учета всех аспектов конкурентных условий при реализации отраслевых политик. «В свою очередь, бизнес-сообществу необходимо быть активным агентом конкуренции в рамках реализации отраслевыми органами политики в пользу развития конкуренции», – подчеркнула Жанар Адикова.
О судебной практике рассмотрения обращений по антимонопольным делам в ЕАЭС проинформировал на круглом столе директор Департамента антимонопольного регулирования Комиссии Алексей Сушкевич.
«Суд ЕАЭС квалифицированно рассматривает вопросы, связанные с нарушениями общих правил конкуренции», – подчеркнул Алексей Сушкевич.
Подготовленные Судом пять консультативных заключений в этой сфере отвечают на многие важные вопросы правоприменения. Десять решений Суда по искам хозяйствующих субъектов к Комиссии дают точное представление о судебной оценке доказательств наличия нарушения, правилах расчета срока привлечения к ответственности, законности выдачи предупреждения на всех стадиях выявления Комиссией нарушения, достаточности доказательств трансграничности рынка, а также о многих других важных для антимонопольного регулятора аспектах применения права Союза.
Алексей Сушкевич отметил, что ЕЭК приняла 34 решения о нарушении общих правил конкуренции, и лишь одно из них было полностью отменено Судом ЕАЭС. По его словам, это можно расценивать как неплохой результат работы Комиссии.