Изменение отношений между продавцами и покупателями в эпоху цифровизации, преимущества и риски искусственного интеллекта и его влияние на интересы общества обсудили участники сессии «Потребитель, предприниматель, искусственный интеллект: перспективы развития нового цифрового партнерства», проведенной Евразийской экономической комиссией в рамках Евразийского цифрового форума на площадке ТИБО-2024 в Минске.
«Использование нейросетей и искусственного интеллекта имеет свои плюсы и минусы для потребителей и бизнеса. Это может стать новой возможностью для развития компаний, но также требует инструментов и технологий для безопасной работы, – отметила модератор сессии директор Департамента санитарных фитосанитарных и ветеринарных мер ЕЭК Наталья Жукова. – Вопросы правового регулирования и ответственности при использовании искусственного интеллекта требуют особого внимания. Работа стран по этому направлению предусмотрена Декларацией о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года и на период до 2045 года».
В мероприятии приняли участие представители органов власти, бизнеса, общественных и научных сообществ ЕАЭС, а также Организации Объединенных Наций по торговле и развитию.
В ходе сессии рассмотрены основные риски, связанные с использованием искусственного интеллекта (ИИ) в потребительских правоотношениях. К таким рискам относятся сложность и непрозрачность алгоритмов, используемых ИИ, неконтролируемый доступ к личной и конфиденциальной информации, отсутствие механизма оценки адекватности решений, предлагаемых интеллектуальными сервисами, и проблематика правового регулирования использования ИИ.
Обсуждены решения и инструменты для безопасного и ответственного использования интеллектуальных информационных систем и перспективы их внедрения в странах ЕАЭС.
Участники сессии пришли к выводу о необходимости следования основным принципам, которые включают прозрачность, ответственность, контроль и этичность при использовании ИИ в потребительских правоотношениях.
Наталья Жукова отметила, что 2024 год проходит в ЕАЭС под девизом «Потребитель и предприниматель: доверие для развития». Эта тематика подчеркивает важность совместной работы стран Союза, направленной на укрепление взаимного доверия участников потребительского рынка в условиях развития цифровизации, внедрения инновационных технологий и интеллектуальных сервисов в сферах торговли и услуг.
Участники сессии отметили важность продолжения системной работы по консолидации усилий Комиссии и государств-членов, вовлеченности бизнеса и общественных объединений потребителей в формирование и эффективное функционирование единого рынка ЕАЭС. Также отмечена важность развития сотрудничества между государственными органами, общественными объединениями потребителей, бизнес-ассоциациями, научными организациями и международными интеграционными объединениями, как важного направления совместных действий стран ЕАЭС в сфере защиты прав потребителей.
Тематическая сессия «Потребитель, предприниматель, искусственный интеллект: перспективы развития нового цифрового партнерства» проведена Комиссией 6 июня в рамках деловой программы VI Евразийского цифрового форума, организованного на площадке юбилейного XXX Международного форума по информационно-коммуникационным технологиям «ТИБО-2024», который проходит 5-8 июня в Минске.
Спикеры сессии:
- Цыганов Андрей Геннадьевич, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы;
- Шелищ Петр Борисович, председатель Союза потребителей Российской Федерации;
- Маслов Владимир Андреевич, директор Департамента цифровых технологий ТПП РФ;
- Минаев Алексей Владимирович, заместитель управляющего директора ООО «Интернет Решения» (OZON);
- Поздняков Игорь Александрович, директор Департамента защиты прав потребителей Российской системы качества;
- Савенкова Татьяна Валентиновна, директор НИИ качества, безопасности и технологий специализированных пищевых продуктов ФГБОУ ВО «РЭУ им. Плеханова»;
- Хомич Людмила Михайловна, вице-президент Союза производителей соков, воды и напитков;
- Романовская Светлана Юрьевна, президент Республиканского общественного объединения «Национальная Лига Потребителей» Республики Казахстан.