Производители Армении и Казахстана выступили против того, чтобы информация о содержании пальмового и других видов растительного масла находилась на упаковке молочных продуктов в черной рамке — по аналогии с рамками на сигаретных пачках. Такие меры предложил Минсельхоз России, позже идею поддержали в Роспотребнадзоре и Минпромторге России. Однако производители уверены, что продукты с черными рамками покупатель сочтет опасными и приобретать не станет.
Евразийская экономическая комиссия 12 сентября направила в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) копию протокола переговоров представителей государств - участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС), во время которых обсуждались поправки в технический регламент «О безопасности молока и молочной продукции».
Представители Армении и Казахстана не поддержали предложение российских специалистов выделять информацию о заменителях молочного жира на упаковке большими черными буквами в черной рамке, размер которой должен составлять не менее 30% площади упаковки товара. Внутри рамки должно быть и точное наименование товара, например «сметанный продукт» вместо сметаны. В частности, производителей двух стран не устроило «описание формы выделения соответствующей информации о компонентах заменителя молочного жира в маркировке молокосодержащих продуктов».
Процесс избавления от сырьевой зависимости активизировался за счет снижения стоимости углеводородов и увеличения инвестиций в перерабатывающие отрасли.
Как рассказал «Известиям» исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев, заменить молочные жиры можно в любом продукте — молоке, твороге, сыре или масле. После подобных трансформаций они становятся, соответственно, молочным, творожным и сырным продуктами, а вместо сливочного масла появляется спред.
— Производитель, который не упоминает о замене молочного жира и продолжает называть свою продукцию молоком, маслом, сыром и творогом, фальсифицирует пищевые продукты, — заявил М. Мальцев.
Заменителем молочного жира могут быть пальмовое, пальмоядровое, кокосовое, подсолнечное и другие растительные масла, уточнила исполнительный директор Ассоциации производителей и потребителей масложировой продукции Екатерина Нестерова.
Напомним, в конце прошлого года Минсельхоз предложил внести поправки в техрегламент «О безопасности молока и молочной продукции». Они появились на фоне многочисленных сообщений о том, что на полки магазинов попадают молочные продукты, состав которых не позволяет называть их таковыми. Поправки в техрегламент в конечном итоге должны были помочь в борьбе с фальсификатом. По мнению представителей Минсельхоза, в случае добавления в продукт пальмового масла на упаковке должно появляться упоминание об этом. Хотя справедливости ради стоит отметить, что, например, в Минздраве России не обладают доказательствами вредности этой добавки.
В ноябре 2015 года Минсельхоз согласовал свои предложения с Минпромторгом и Роспотребнадзором, которые, в свою очередь, одобрили их.
Михаил Мальцев согласен с идеей Минсельхоза о том, что покупатель должен понимать, что он приобретает, но «это не значит, что потребителей нужно отпугивать». По его словам, «черная рамка может убить рынок спредов, который является альтернативой для тех, у кого не хватает средств на сливочное масло».
Екатерина Нестерова также считает, что подобная маркировка напрямую указывает потребителю, что речь идет о вредном продукте.
— Добросовестные производители указывают в составе продукта наличие заменителей молочного жира. А если производитель скрывает наличие, например, пальмового масла уже сейчас, то он найдет способ скрыть его и после введения подобных требований, — уверена Е. Нестерова.
Посыл данной инициативы — искоренить фальсифицированную продукцию, напомнила она.
— Лучший способ решить эту проблему — усилить контрольную, надзорную функцию со стороны Роспотребнадзора и Россельхознадзора, — заявила специалист, добавив, что на сегодняшний день нет официальной статистики о том, какое количество растительного масла, в том числе пальмового, уходит в молочную отрасль.
Кроме того, инициатива Минсельхоза может привести и к удорожанию молочной продукции, считают в Масложировом союзе.
— Например, потребуются дополнительные расходы на специальную рекламу, которая будет дополнительно разъяснять, что подобные товары можно употреблять в пищу и их не стоит опасаться, — сказал Михаил Мальцев.
По оценкам «Союзмолоко», в среднем доля фальсификата во всей молочной отрасли составляет до 10%, а среди сыров и сливочного масла — до 20%. Летом 2016 года Россельхознадзор обвинил российских производителей молока в том, что они добавляют в него много неожиданных компонентов, например, таких как мел, мыло, известь и даже гипс. Оперативно предоставить актуальную статистику по количеству фальсифицированной молочной продукции на российском рынке в ведомстве не смогли. Не ответили на запрос «Известий» и в Роспотребнадзоре.
Одновременно с этим, в Евразийской экономической комиссии «Известиям» сообщили, что поправки не будут внесены в техрегламент до полного консенсуса между производителями всех стран ЕАЭС.