Россельхознадзор считает, что неготовность стран ЕАЭС к принципиально важному информационному взаимодействию приведет к серьезным последствиям.
Несмотря на активную позицию российского ведомства по этому вопросу, страны-члены Евразийского экономического союза не стремятся к информационному взаимодействию. Зачастую наблюдается намеренное замедление технических процессов интеграции. Россельхознадзор считает, что основной причиной этого является техническая неготовность стран ЕАЭС к использованию современных цифровых технологий, а также незаинтересованность определенных кругов бизнес-сообщества и контролирующих органов власти в обеспечении прозрачности производства и обращения подконтрольных товаров, к которой приводит цифровизация сертификации в частности и контрольно-надзорной деятельности в целом.
К сожалению, и ответственные за техническое регулирование в ЕЭК не только не инициируют, но и не поддерживают усилия Россельхознадзора по инициации этих вопросов для решения на межгосударственном уровне.
Так, в целях реализации интеграционных проектов в сфере фитосанитарии со странами-членами ЕАЭС Россельхознадзором были подготовлены и направлены в Евразийскую экономическую комиссию предложения о внесении изменений в Договор о ЕАЭС в части оформления фитосанитарных сертификатов в электронном виде. Аналогичная работа проведена и в отношении ветеринарных сертификатов. В ЕЭК на рассмотрении находится подготовленный Россельхознадзором проект изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 в части дополнения сведениями, необходимыми для перехода государств-членов на использование ветеринарных сертификатов, оформленных в электронном виде.
Киргизским и казахстанским коллегам Россельхознадзором на согласование были отправлены схемы взаимодействия по интеграции информационных систем в области фитосанитарии. Разработаны планы и утверждены сроки интеграции информационных систем в области ветеринарии с указанными республиками.
Однако со стороны обеих стран отмечается затягивание процессов, срывы ранее согласованных сроков выполнения работ в части практического информационного взаимодействия.
К белорусским коллегам российское ведомство неоднократно обращалось с предложением в максимально сжатые сроки организовать электронную сертификацию, отправляемой в Россию плодоовощной продукции. Россельхознадзором также реализована возможность передачи электронных ветеринарных сопроводительных документов из компонента ФГИС «Меркурий» в информационную систему Белоруссии «AITS – Прослеживаемость» при двусторонней торговле животноводческой продукцией.
Однако эта работа проводится в одностороннем формате и не находит поддержки ни у Евразийской экономической комиссии, ни у входящих в ЕАЭС стран.
При этом в целом с мировым сообществом налажено успешное взаимодействие в рамках интеграции информационных платформ.