Перспективную повестку Евразийского экономического союза обсудили 4 июня участники сессии «ЕАЭС: успехи и вызовы интеграции, новая парадигма развития» в рамках Петербургского международного экономического форума.
Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Михаил Мясникович обозначил ключевые направления работы ЕЭК и выдвинул ряд инициатив. В своём выступлении он акцентировал внимание на «перезагрузке интеграции», связанной с принятием Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, а также с перестройкой работы Комиссии и Союза в целом в связи с вызовами, обусловленными пандемией COVID-19.
«Мы постарались сделать перезагрузку интеграции, чтобы принимать нормативно-правовые акты прямого действия в рамках Комиссии и ЕАЭС. Органы Союза за 2020 год приняли таких актов около 250, которые непосредственно работают в интересах деловых кругов стран ЕАЭС, - подчеркнул Михаил Мясникович.
По его мнению, экономики стран ЕАЭС восстанавливаются.
«Усилия не напрасны. Мы сегодня значительно превысили уровень доверия. У нас достаточно хороший рост взаимной торговли в первом квартале текущего года – 17% к уровню прошлого года», - сказал Председатель Коллегии ЕЭК.
Сейчас Комиссия работает над двумя важными документами – Соглашением об общем рынке газа для создания равных условий для хозяйствующих субъектов и Соглашением о внедрении электронных навигационных пломб, что позволит обеспечить беспрепятственное перемещение товаров внутри ЕАЭС и на экспорт.
Михаил Мясникович предложил разработать евразийскую программу импортозамещения. Отдельное внимание Председатель Коллегии ЕЭК уделил вопросам институционального развития в ЕАЭС. Например, следует подумать над созданием Евразийской организации по аккредитации. «Мы бы решили вопросы по качеству, безопасности, была бы поддержка евразийских производителей. Аналогично по Евразийскому рейтинговому агентству», - сказал он.
Председатель Коллегии ЕЭК также предложил детально проработать вопрос постепенного отказа стран ЕАЭС от использования двигателей внутреннего сгорания. «Мы несколько отстаем по вопросам зеленой экономики, в ЕАЭС не принято решение, когда мы будем готовы отказаться от двигателей внутреннего сгорания, от энергетики, которая имеет углеродный след», - отметил Председатель Коллегии ЕЭК. Он предложил обсудить этот вопрос на заседании Евразийского межправительственного совета в августе текущего года.
По мнению заместителя Председателя Правительства Российский Федерации Алексея Оверчука, ни у кого не осталось сомнений в том, что ЕАЭС – это проект, который развивается успешно. Стратегия-2025 позволит сделать следующий шаг и перейти на новый уровень экономического сотрудничества. Сегодня усилия направлены на формирование общих рынков, в первую очередь энергетических.
Кроме того, Алексей Оверчук обратил внимание на необходимость повышения роли ЕЭК: «Необходимо, чтобы страны больше доверяли Комиссии. На уровень Комиссии будет делегироваться все больше ответственности, больше функций, для этого необходимо повышать ее профессиональный уровень. Это то, над чем нам предстоит вместе работать».
Он добавил, что в Совете ЕЭК «все заряжены на то, чтобы выравнивать условия и снимать барьеры».
«Залог нашего успеха – евразийство. Это идея, которая появилась не сегодня и не с появлением ЕАЭС, - сказал Алексей Оверчук. – Это наш, если хотите, генетический код. Мы по-хорошему обречены быть вместе. И сегодня мы просто восстанавливаем то, к чему мы все сознательно или подсознательно стремимся».
Модератор сессии – президент Российского союз промышленников и предпринимателей Александр Шохин отметил, что евразийская интеграция достигла серьезных успехов и продолжает развиваться. Среди ключевых достижений ЕАЭС он назвал единое таможенное пространство, общий рынок труда, который по глубине и масштабу сопоставим с рынком ЕС, создание евразийских институтов, таких как ЕАБР и Евразийский фонд стабилизации и развития, а также целая сеть торговых соглашений с третьими странами. Он подчеркнул, что техническое регулирование в ЕАЭС осуществляется на базе современных техрегламентов, сегодня речь уже идет о цифровой трансформации этого процесса.
Президент РСПП подчеркнул, что деловое сообщество активно взаимодействует с Комиссией, для этого используются площадки Делового совета ЕАЭС и консультативных комитетов.
«Новый этап в интеграции – Стратегия-2025, которая создает новые возможности, в развитие которой разработана «дорожная карта», многое в ней представляет интерес для бизнеса стран ЕАЭС», - резюмировал Александр Шохин.
Министр по интеграции и макроэкономике ЕЭК Сергей Глазьев напомнил, что в Основных ориентирах макроэкономической политики, утвержденных главами государств ЕАЭС, заложен прирост ВВП 5% в год. Это в 1,5 раза выше, чем планируют национальные правительства. Такой результат можно обеспечить за счет развития кооперации, реализации промышленных программ, научно-технического сотрудничества.
«Нам нужны механизмы кредитования и механизмы финансирования. У меня есть революционные предложения, - заявил Сергей Глазьев. – Для кредитования можно использовать цифровые инструменты, создать пулы кредитных ресурсов. Финансировать межгоспрограммы наш бюджет не позволяет, нужны целевые источники. Давайте введем экспортную пошлину в размере углеродного следа и будем направлять эти средства на реализацию наших программ. Если мы не будем экспериментировать, искать нетривиальные подходы к расширению источников финансирования, наши планы могут остаться на бумаге».
Председатель правления АО «Объединенная транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс» Алексей Гром отметил, что за два года объем контейнерных перевозок в ЕАЭС вырос в два раза, к концу текущего года их количество может приблизиться к 700 контейнерным поездам.
«Такой объем перевозок требует опережающего развития инфраструктуры и технологий», - отметил Алексей Гром и призвал цифровизировать железнодорожные перевозки, чтобы повысить уровень доверия к ним.
Председатель совета директоров ООО «Национальные Телематические Системы» Игорь Ротенберг остановился на вопросах цифровизации системы транзита. Так, он заявил о необходимости общей системы электронного документооборота и использования пломб, о внедрении цифровых станций, которые позволят роботизировать порядка 17 операций, а также о разработке интеллектуальной транспортной системы, основанной на беспилотном транспорте.
«Технологии, которые разработаны, могут позволить странам ЕАЭС не только выйти в первую десятку, а стать лидерами в области развития транспортных коридоров», - отметил Игорь Ротенберг. Он призвал ЕЭК поддержать эту работу, особо обратив внимание на готовность китайской дорожной инфраструктуры к интегрированию: «Это тот прорывной проект, который можно реализовать к 2024 году, если синхронизироваться с документооборотом и оснащением дорог».
«В год 15-летия банка мы принимаем стратегию ЕАБР, которая призвана к тому, чтобы максимально удовлетворить запрос акционеров на экономическое развитие нашего Союза. Важно на этом этапе наполнить наш Союз экономической повесткой, реальными интеграционными проектами», - подчеркнул председатель правления Евразийского банка развития (ЕАБР) Николай Подгузов.
Наиболее актуальные и важные направления проектной деятельности – сквозные интеграционные проекты, которые связывают несколько государств, обеспечивают мультипликативный эффект для них, выстраивая экономический каркас ЕАЭС, прежде всего, в сфере транспортной инфраструктуры. По оценке Николая Подгузова, за три-четыре года портфель проектов банка вырастет с текущих 4,4 млрд до 10 млрд долл.. Это будет практический вклад ЕАБР в инвестиции, в развитие проектов ЕАЭС и укрепление Союза.
Генеральный директор Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов Светлана Чупшева рассказала о возможностях использования методик агентства для реализации проектов развития на территории ЕАЭС на основе обратной связи от граждан и инициативных лидеров. «Мы уже работаем со странами Союза, но могли бы сделать комплексное предложение для ЕАЭС с точки зрения партнерства и совместных лучших практик, формирования общих подходов к регулированию», - сказала Светлана Чупшева.
Заместитель министра экономического развития Российской Федерации Дмитрий Вольвач отметил, что итогом интеграции на текущем этапе можно назвать увеличение внутреннего рынка, причем для Беларуси, Казахстана, Армении Кыргызстана – многократное. Экспертами оценивается увеличение объема внутреннего рынка для Российской Федерации как 24%. Благодаря увеличению взаимной торговли на внутреннем рынке ЕАЭС удалось обеспечить дополнительный ежегодный экономический рост до 2% совокупного ВВП, расширить использование национальных валют во взаимных расчетах, а также достичь экономического, социального и культурного сплочения государств-членов.
Управляющий директор по продажам и развитию бизнеса, член правления ПАО Московская Биржа Игорь Марич отметил необходимость эффективного взаимодействия между финансовыми инфраструктурными организациями стран Союза, что позволит компаниям привлекать капитал как на евразийских, так и на глобальных рынках, а инвесторам – совершать операции через локальную инфраструктуру.
Министр иностранных дел Австрийской Республики (2017–2019 гг.) Карин Кнайсль призвала к активному диалогу между ЕС и ЕАЭС. По ее словам, есть много направлений для сотрудничества, для этого необходимо использовать все варианты дипломатии для переговоров.
По словам ответственного секретаря Парламентской Ассамблеи ОДКБ Сергея Поспелова, необходимо заниматься механизмами правого обеспечения экономической безопасности ЕАЭС.
«Цифра и искусственный интеллект – это не будущее, а уже настоящее, и необходимо создавать законодательство опережающего развития в этой сфере», – сказал он.