Её применение позволяет сосредоточить внимание таможенных органов на тех поставках, где существует наибольший риск нарушения таможенного законодательства. Это дает возможность проводить не тотальные, а «точечные» проверки, и сосредоточить внимание на товарных партиях, при декларировании которых высока вероятность предоставления недостоверных сведений в целях занижения суммы таможенных платежей. При этом повышается эффективность таможенного контроля.
Именно благодаря применению системы управления рисками, в том числе, применяемой автоматически с использованием программных средств при проверке деклараций на товары, количество таможенных досмотров в Екатеринбургской таможне на протяжении многих лет является минимальным. Так, доля таможенных досмотров при ввозе товаров составила 4,91 %, при вывозе – 0,84 %.
Вместе с тем, к нарушителям таможенного законодательства применяются достаточно «СУР»овые меры воздействия, а административные штрафы могут составить значительные суммы.
По итогам таможенного контроля в рамках системы управления рисками в 2017 году Екатеринбургской таможней возбуждено 121 дело об административных правонарушениях, в федеральный бюджет перечислено свыше 400 миллионов рублей.
В качестве конкретных примеров можно привести факты, когда применение системы управления рисками позволило выявить недостоверные сведения, заявленные таможенному органу о количестве, таможенной стоимости, стране происхождения товара или его характеристиках.
Так, например, при контроле таможенной стоимости товара на Екатеринбургском таможенном посту (Центр электронного декларирования), выявлена существенная разница в меньшую сторону, между ценой ранее ввозимого идентичного товара (спортивные принадлежности) и текущей заявленной в декларации на товары. Для подтверждения таможенной стоимости товара - в качестве меры по минимизации риска, а у декларанта (ООО «Б») были запрошены дополнительные документы. После того, как участник ВЭД предоставить их отказался, ему было направлено решение о корректировке таможенной стоимости. В результате чего в федеральный бюджет дополнительно взыскано и перечислено почти 200 тысяч рублей.
Еще пример. При контроле соблюдения запретов и ограничений при ввозе товаров должностными лицами, был выявлен факт предоставления ООО «П» недействительного документа, якобы подтверждающего соблюдение требований, установленных техническими регламентами ЕАЭС, в отношении товара - «морозильник бытовой». В разрешительном документе страной происхождения был указан Сингапур, но по результатам таможенного досмотра выяснилось, что товар изготовлен в Китайской Народной Республике. В выпуске товара было отказано, а в отношении импортера – возбуждено дело об административном правонарушении. Сумма штрафа составила 56 тысяч рублей.
Несмотря на приведенные примеры, сегодня все больше участников внешнеэкономической деятельности стремятся работать в рамках правового поля. Они поддерживают цивилизованное ведение бизнеса и ставят свои подписи под Хартией добросовестных участников внешнеэкономической деятельности. Ведь как сказано в самом документе: «Основной целью Хартии является установление ее участниками добросовестных форм осуществления своей внешнеэкономической деятельности, а также взаимодействия с партнёрами, контрагентами и государственными органами».
А для тех, чей бизнес прозрачен, кто дорожит своей репутацией, таможня, в свою очередь, создает самые благоприятные условия. Так, в отношении наиболее добросовестных участников ВЭД, которые после категорирования ФТС России определены в качестве участников внешнеэкономической деятельности низкого уровня риска, практически не применяются формы фактического таможенного контроля (таможенные досмотры). Это значительно сокращает и время, и материальные затраты предпринимателей. В регионе деятельности Екатеринбургской таможни к ним, в первую очередь, относятся крупные промышленные предприятия (черная и цветная металлургия, трубная промышленность), являющиеся крупными плательщиками таможенных платежей.