В ТК ЕАЭС одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру является соблюдение запретов и ограничений. В частности, статьей 7 приведенного правового акта определено, что товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
При этом соблюдение мер нетарифного регулирования и мер технического регулирования подтверждается в порядке, определенном Евразийской экономической комиссией или законодательством государств - членов ЕАЭС (т. е. ТК ЕАЭС введены отсылочные нормы к решениям Евразийской экономической комиссии и нормативными правовыми актам государств-членов ЕАЭС), а мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, – в порядке, установленном в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС.
Государствами-членами ЕАЭС при введении мер нетарифного регулирования могут быть определены таможенные процедуры, под которые не допускается помещение соответствующих товаров.
В свою очередь освобождение от обязанности по соблюдению запретов и ограничений заложено в ТК ЕАЭС исключительно для случаев помещения под таможенную процедуру таможенного транзита международных почтовых отправлений, если они перевозятся:
- от места прибытия до места совершения таможенных операций с товарами, пересылаемыми в международных почтовых отправлениях;
- от места прибытия до места убытия.
Согласно положениям статьи 128 ТК ЕАЭС товары, подлежащие санитарно-карантинному, ветеринарному, карантинному фитосанитарному и другим видам государственного контроля (надзора), помещаются под таможенную процедуру только после осуществления соответствующего вида государственного контроля (надзора). Экспортный контроль проводится в соответствии с национальным законодательством стран-участниц ЕАЭС.
Расширение практики межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и снятие с участников ВЭД обязанности по предоставлению одних и тех же документов в разные органы также нашло отражение в ТК ЕАЭС.
Так, в статье 80 ТК ЕАЭС содержится право участников ВЭД не представлять таможенным органам при совершении таможенных операций документов и сведений, если сведения о таких документах могут быть получены таможенными органами из информационных систем таможенных органов, а также из информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов ЕАЭС в рамках информационного взаимодействия. При декларировании достаточно указать сведения об этих документах в таможенной декларации.
Как и прежде, наличие документов, подтверждающих соблюдение установленных запретов и ограничений, является одним из условий выпуска товаров (статья 118 ТК ЕАЭС). Исключения, когда соблюдение запретов и ограничений может быть подтверждено после выпуска товаров устанавливаются Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов. В таком случае товары считаются условно выпущенными. Порядок подтверждения соблюдения запретов и ограничений после выпуска товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, устанавливается законодательством государств-членов (статья 126 ТК ЕАЭС).
В Проекте Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», принятом 26 июля 2018 года Государственной Думой Российской Федерации в третьем чтении, заложена аналогичная действующему законодательству норма о представлении документов после выпуска товаров (статья 107 Закона). Так, если при выпуске товара таможенному органу не могут быть представлены лицензии, сертификаты, разрешения или иные документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, по мотивированному обращению декларанта в письменной или электронной форме таможенные органы в письменной или электронной форме разрешают представление таких документов в срок не позднее 45 календарных дней после выпуска товаров. Выпуск товаров осуществляется при представлении декларантом в письменной или электронной форме обязательства о представлении документов в установленный срок.
Чаще всего в нашей практической деятельности мы сталкиваемся с вопросами, связанными с выдачей сертификатов соответствия и оформлением деклараций соответствия. Когда оформляется сертификат, а когда декларация? В чём разница между этими двумя документами? И, конечно, можно ли использовать сертификат соответствия, выданный другому лицу. Давайте разбираться.
Итак, и сертификат соответствия, и декларация о соответствии – документы, подтверждающие соответствие продукции установленным (обычно ГОСТом или техническим регламентом) требованиям по безопасности (а по ряду продукции – и по функциональным свойствам и качеству). Первоначально выдавались в рамках системы сертификации ГОСТ Р и других систем. В настоящее время, в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании», на различные виды продукции вводятся Технические регламенты (ТР). С их введением обязательная сертификация и декларирование соответствия этих видов продукции исключается из существующих систем и проводится по требованиям, правилам и схемам, установленным принятыми техническими регламентами.
Сертификат соответствия – это основная форма подтверждения соответствия продукции, декларация о соответствии в настоящее время оформляется на более узкий перечень продукции. Перечни продукции, на которую оформляются сертификаты соответствия и декларации о соответствии утверждены Постановлением Правительства России от 1 декабря 2009 г. №982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии». Если в данном перечне продукция отсутствует, она может попадать под действие одного или нескольких технических регламентов Таможенного союза.
В системе технических регламентов ЕАЭС форма оценки определяется регламентом, которому продукт должен соответствовать. При этом существует несколько принципов используемых регламентом для регулирования этого вопроса:
- Прописано, на какую категорию продукции нужен сертификат, а на какую декларация.
- Приведен перечень видов продукции, которая подлежит сертификации, а на остальное, все, что в него не входит, оформляется декларация.
- Регламент вообще не предлагает выбор между сертификатом или декларацией соответствия, предписывая использовать декларирование, а в качестве формы усиленного надзора может применяться государственная регистрация.
- Регламент не прописывает процедуру оценки формы соответствия, а ссылается в этой части на другой регламент.
В этой связи в вопросе определения формы оценки соответствия далеко не последнее значение играет описание продукции, и её грамотная идентификация. Например, обычное кресло можно идентифицировать как предмет для бытового применения и в этом случае на него оформляется декларация, а можно заявить, что это мебель для школьных и дошкольных учреждений, тогда нужен сертификат.
Как известно, подтверждение соответствия является достаточно затратной в финансовом плане процедурой. Поэтому, зачастую импортеров волнует вопрос, связанный с возможностью предъявления при декларировании товара, подлежащего обязательной сертификации, документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений, полученных иным лицом, не являющимся производителем импортируемого товара. Ответ на данный вопрос содержится в статье 29 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», согласно которой для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия. То есть согласно приведенной норме предъявить таможенному органу сертификат соответствия на продукцию имеет право лишь лицо, получившее данный документ. В свою очередь, существующая в некоторых таможенных органах практика предъявления сертификата на основании доверенности, полученной от заявителя, по нашему мнению, является не правомерной, так как в силу Гражданского кодекса Российской Федерации доверенность непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого (в нашем случае лица, получившего сертификат соответствия), что не приемлемо при таможенном декларировании.
Немного другим образом обстоит дело с сертификатом соответствия, полученным производителем товара. Позиция, связанная с возможностью использования данного документа иными лицами содержится в письме ГТК России от 4 мая 2001 г. № 07-21/17494, согласно которому действие сертификата соответствия на серийно выпускаемую продукцию (серийный выпуск) распространяется на весь объем продукции, произведенный определенным изготовителем в течение срока, указанного в сертификате, независимо от тех контрактов, при исполнении которых осуществляется поставка сертифицированного товара, или участников торговых договоров.
К сожалению, формат данной статьи не позволяет вместить большее количество информации, касающейся поднятой темы. Но, в качестве практического совета хотелось бы порекомендовать всегда проверять документы, подтверждающие обязательную сертификацию товаров, на сайте Федеральной службы по аккредитации. Это позволит сэкономить вам не только время и финансы, но и избежать длительных разбирательств с таможенными органами.
В ст 2 184 ФЗ дано определение - "заявитель" и нет определения " уполномоченное заявителем лицо".
В ст 29 указано что подавать ДС или СС может как заявитель так и уполномоченное им лицо.
Раз закон не дает определение "уполномоченного лица" обращаемся к ГК РФ.
В ГК написано что доверенность является документом уполномочивающий одно лицо на проведение каких то действий от имени другого лица.
В силу статей 84 и 108 ТК ЕАЭС документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, обязан представлять декларант. Согласно статье 182 ГК РФ доверенность создаёт права и обязанности представляемого. Заявитель, получивший сертификат соответствия или декларацию соответствия и не имеющий отношения к ввозимому товару, декларантом не является. В этой связи при таможенном декларировании представить по доверенности документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, полученные иным лицом, нельзя. То есть, заявитель, получивший декларацию соответствия или сертификат соответствия, может уполномочить представить данные документы иное лицо только при ввозе собственного товара. Иное понимание данных норм ведёт к подмене понятий, существующих в области таможенного права, предусматривающего императивный метод правового регулирования.
Вопросы представления по договору подтверждающих документов не рассматривались.
Возможно, есть смысл подготовить отдельную публикацию на приведённую тематику? Оставляйте свои заявки в комментариях) А также отражайте ту тематику, которая по Вашему мнению на сегодняшний день актуальна для исследования!
уполномоченный изготовителем декларант ранее ввез на территорию союза оборудование, представил сертификаты на основное оборудование, товар прошел очистку.
согласно 294 Решению декларант может не предоставлять документы, удостоверяющие соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах в случае если ввоз запасных частей изготовителем или уполномоченным представителем изготовителя для обслуживания и ремонта ранее ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза готовых изделий, в отношении которых подтверждено соответствие обязательным требованиям, при условии представления в таможенные органы копий документов об оценке (подтверждении) соответствия таких готовых изделий.
Вопрос в следующем:
указанными запасными частями для ремонта или обслуживания основного товара должен пользоваться лишь декларант, который ранее ввез основной товар или любое лицо, которое предоставит таможне копии документов об оценке (подтверждении) соответствия ранее ввезенного готового изделия?
Заранее благодарю.
На наш взгляд имеет значение, что ввозимые запчасти будут использоваться для обслуживания готовых изделий, безопасность которых подтверждена документом об оценке соответствия.
коллеги, столкнулись с ситуацией на таможне:
отказали регистрировать ДТ с Казахской ДС на наш товар: наша дочерняя фирма в Казахстане оформила на себя ДС на продукт, производимый нашим офисом в Германии.
Мы приложили ДС (как документ, имеющий равные права на всей территории ТС), но таможня отказала регистрировать ДС, сославшись на то, что только Российские ДС могут быть приложены.
Нигде нет официальной информации о том, что нельзя пользоваться документами стран ТС.
Если кто-то сталкивался - подскажите, пожалуйста.
Возможны ди в данном случае проблемы при таможенном оформлении при ввозе этого оборудования в РФ и как можно решить эту ситуацию ?
«1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.
3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.»
Думаю, что нужно начать с обращения (заявления, запроса) в, так скажем, профильный комитет. В нашем случае – это Федеральная Таможенная Служба.
Если считать что под "заявителем" здесь подразумевается физ.или юр.лицо подающее декларацию (ввозящее товар) то всё логично. Я что-то завожу - я подаю там.декларацию, я предоставляю сертификат (неважно кем полученный, но доказывающий что товар соответствует установленным требованиям).
А если (и как определено в ст.2) "заявитель - физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия"
то получается бред:
1. вроде как один и тот же товар должен сертифицироваться в зависимости от того кто его ввозит (сотни раз, как кто-то писал в комментариях).
2. ст.29 можно истолковать и таким образом что обязанность подать таможенную декларацию и сертификат возлагается исключительно "заявителя в понятии ст.2"=производителя/(доверенное лицо).
Скажем я как физ.лицо решил ввезти что-то (скажем электрический выключатель) а подать и там.(!) декларацию и декларацию соответствия должен кто-то другой...
Странно, да?
Причём и уведомлять я этого кого-то другого не обязан, а вот подавать в суд за упущенную выгоду из-за неисполнения им обязанностей возложенных ст.29 видимо право имею...
При ввозе товара Вы можете выступать как заявитель, так и заключить договор с заявителем, который получает ДС или СС на товар.
Ведь согласно ст.29 это обязанность "физического или юридического лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия;" подать сертификат в таможенные органы. А не лица осуществляющего перемещение товара на территорию ТС.
Так ведь получается?
"1. Для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией ЗАЯВИТЕЛЕМ либо УПОЛНОМОЧЕННЫМ ЗАЯВИТЕЛЕМ ЛИЦОМ представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. "
Что Вы хотите сказать цитируя эту статью ещё раз?
Но пока, согласно закону - предоставление декларации или сертификата соответствия это обязанность "заявителя", который в общем случае (и в понимании ст2) не является "лицом перемещающим товар".
Я даже знаю что я получу в ответ на своё обращение:
это будет набор цитат из 184-ФЗ на 99% совпадающий с Вашими постами 17:17 09.09.2020 и 13:36 10.09.2020.
Т.е. по сути ничего не поясняющих...
Про "глобальные проблемы" заключения договора я не задумывался даже. Но, на вскидку - нежелание заявителя заключать такой договор.
Про желание или нежелание кого-то с кем-то заключать договор не может быть прописано в таком документе. И странно ожидать, чтобы в законе было написано о принудительной обязанности заключать договор заявителя с другими лицами.
У Вас проблема заключается в невозможности заставить заявителя заключить с Вами договор?
Ответьте на вопрос: На ком лежит обязанность по предоставлению декларации или сертификата соответствия согласно ст29 в данном случае
И, да, "...странно ожидать, чтобы в законе было написано о принудительной обязанности заключать договор заявителя с другими лицами." как и о принудительной обязанности заключать договор ЛПР с Заявителем
"Ответьте на вопрос: На ком лежит обязанность по предоставлению декларации или сертификата соответствия согласно ст29 в данном случае" - на заявителе или уполномоченном заявителем лицом, это все написано же в статье 29, ничего выдумывать не надо.
"И, да, "...странно ожидать, чтобы в законе было написано о принудительной обязанности заключать договор заявителя с другими лицами." как и о принудительной обязанности заключать договор ЛПР с Заявителем" - Вы же сами все время пишите о нежелании заключать договор, или о том, что с Вами не хотят заключать договор.
Так и не понимаю, в чем состоит проблема, сформулируйте, пожалуйста.
я поделился своими соображениями по поводу этого закона.
вот и вы подтверждаете что "на заявителе или уполномоченном заявителем лицом, это все написано же в статье 29, ничего выдумывать не надо."
Я моделирую ситуацию "Скажем я как физ.лицо решил ввезти что-то (скажем электрический выключатель) а подать и там.(!) декларацию и декларацию соответствия должен кто-то другой...
Странно, да?
Причём и уведомлять я этого кого-то другого не обязан, а вот подавать в суд за упущенную выгоду из-за неисполнения им обязанностей возложенных ст.29 видимо право имею..."
И хочу подчеркнуть этим примером, что, с точки зрения здравого смысла, толкование слова "заявитель" в ст.29 должно бы быть отличным от определения данным в ст.2
"И хочу подчеркнуть этим примером, что, с точки зрения здравого смысла, толкование слова "заявитель" в ст.29 должно бы быть отличным от определения данным в ст.2" - с точки зрения здравого смысла в документе приведено определение заявителя и читается и трактуется это определение по всему тексту документа одинаково и без фантазий.
Так и не увидела сути Вашей проблемы.
"с точки зрения здравого смысла в документе приведено определение заявителя и читается и трактуется это определение по всему тексту документа одинаково и без фантазий." с тем что так читается и должно читаться я согласен.
я хочу подчеркнуть этим примером, что, требования предъявляемые в ст.29 к заявителю или УЗЛ лишены здравого смысла: почему они (заявитель или УЗЛ) должны подавать ДС/СС? почему это не обязанность ЛПТ?
Есть ООО "Перевозка" (зарегистрированное в РФ), которое с целью дальнейшей перепродажи компании ООО "Покупка" (зарегистрировано в РФ) в 2020 году ввозит на территорию таможенного союза продукт "XYZ" (подлежащий сертификации) производимый компанией "Manufac" Ltd. (зарегистрированой в EU).
Сертификат соответствия под номером №1234 на продукт "XYZ" (действителен до 2022года) был получен в 2019году компанией ООО "Заявил" (зарегистрировано в РФ). У компании ООО "Заявил" есть доверенное лицо - ООО "Доверие" (зарегистрировано в РФ) и это ООО "Доверие" ранее ввозило продукт "XYZ" используя Сертификат соответствия под №1234
Вопрос - кто должен предоставить в таможенные органы сертификат соответствия в соответствии с абз1 п.1 ст.29 184-ФЗ?
Если согласно ст.29 подать сертификат должен "Заявитель или его уполномоченное лицо" = "ООО "Заявил" или ООО "Доверие"" в данном случае.
С формальной точки зрения - есть Заявитель, есть его уполномоченное лицо - пусть они и предоставляют (как требует абз1 п.1 ст.29 184-ФЗ)
В пункте 1 статьи 29 184-ФЗ от 27.12.02 указано:
"1. Для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией ЗАЯВИТЕЛЕМ либо УПОЛНОМОЧЕННЫМ ЗАЯВИТЕЛЕМ ЛИЦОМ представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. "
Сертификат соответствия под номером №1234 на серийный выпуск продукта "XYZ".
У сертификата есть Заявитель.
Это не я считаю что "что заявитель, не имея с Вами никаких договорных отношений, обязан подтверждать соответствие на товар, о котором вообще ничего не знает, да еще и нести за это ответственность." это следует из толкования закона которое Вы же и предложили в ответе на мой первый пост.
В ст.29 нет такого уточнения
Вот это: "Это так, если товар перемещается заявителем или его уполномоченным лицом."
Если "ДА", то ответ: "я не знаю кто, могу предполагать что неограниченный круг лиц".
Но то что я Вам писал это никак не опровергает. Т.к. никак не изменяет обязанностей ЗАЯВИТЕЛЯ.
Если бы было написано "ООО "Перевозка" (ну или какой там термин существуюет в законодательной практике) предоставляет сертификат полученный ИМ в установленным законом порядке или по договору уполномоченного представительства" - тогда надо было понимать как Вы написали 13:22 01.10.2020.
Но пока "...Заявитель или УП предоставляют..." и это обязательство лежит исключительно на Заявителе или УП.
"но нигде не сказано, что этот заявитель один единственный и только он обязан это делать" может быть и не ЕДИНСТВЕННЫЙ и не ТОЛЬКО ОН, но обязан.
Такая логика исходя из дословного толкования
Не стал бы я прислушиваться к советам человека главным аргументом являются слова "нет, это не так" и не способным подтвердить их логическими выкладками...
При регистрации ДС на сайте https://fsa.gov.ru в одном названии одной модели товара случайно не указали "-" :
"модельного ряда: STA-122 NG, STA 124, STA-124 NG,...."