Доклад на «круглом столе» Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам от 28 января 2010 года.
В теме моего доклада заявлено две подтемы:
1. Концепция переноса таможенного оформления.
Хочу сказать, что как Таможенный союз уже начал работать с 1 января этого года, так и Концепция сегодня уже реализуется, то есть эти процессы идут параллельно. Оба процесса находятся на постоянном контроле руководства ФТС и правительства, поэтому и над созданием Таможенного союза, и над реализацией Концепции мы трудимся одинаково активно. И создание Таможенного союза не означает приостановление или переосмысление реализации Концепции.
План реализации Концепции 2009 года выполнен практически на 100%. В конце прошлого (2009) года утверждены планы реализации Концепции на этот год. Прежде всего, предполагается реализация вывода таможенного оформления из Московской области в той части, в которой возможно сокращение количества таможенных органов и таможенных постов. Это решение будет принято, скорее всего, в третьем квартале этого года. Решение имеется уже в виде приказа. До этого будет идти этап подготовки и переосмысления логистики, которая должна остаться в Московской области, и определения мест таможенного оформления, которые будут целесообразны, исходя из тех потоков, которые предполагается оставить для таможенного оформления в Московской области.
Также в ближайшее время должны вступить в силу приказы ФТС России, касающиеся обязательности таможенного оформления в портах, аэропортах, а также устанавливающие требования к складам временного хранения, находящихся в приграничных территориях. В настоящее время подготовлено изменение в эти приказы для устранения ряда неучтенных положений Концепции, поэтому в ближайшее время данные приказы будут запущены установленным порядком и далее будут скорректированы.
План реализации Концепции на 2009 год, касающийся всех таможенных органов, предполагает проведение в первом квартале мероприятий по переосмыслению роли и места таможенных органов в системе движения внешнеторговых грузов. Что имеется в виду? Помимо Таможенного союза и реализации Концепции, у нас ещё есть третье очень серьёзное направление, над которым работает Федеральная таможенная служба – это внедрение современных информационных технологий. И, прежде всего, это такие составляющие, как интернет-декларирование, предварительное информирование и предварительное декларирование, а также производная от этих технологий, так называемый, удалённый выпуск, разделённый выпуск и так далее.
Также будут сформированы новые требования к таможенным органам по функциям, по правам и по типизации таможенных органов (таможенный орган на границе, таможенный орган на приграничном терминале и таможенный орган внутри страны). Будет сформирована позиция относительно понятия, что такое центр таможенного оформления.
Исходя из завершения этой работы (ориентировочно, в первом квартале) будут приняты окончательные решения о перспективах продолжения деятельности внутренних таможенных органов. То есть, исходя из тех перераспределений товаропотоков, которые могут произойти при реализации Концепции, исходя из тех изменений функций и типизации таможенных органов, которые будут приняты, соответственно, последуют и решения о ликвидации, реорганизации, переподчинении или ограничении компетенции тех таможенных органов, которые в настоящее время работают на внутренних территориях.
Безусловно, параллельно процессу ликвидации идёт процесс создания таможенно-логистических терминалов около границы. С нашей точки зрения, он идет приемлемо. Может быть, в ряде регионов (например, в Южном и в Северо-Западном) нам хотелось бы, чтобы он шел чуть поактивнее, но в принципе, он идет нормально. И раз я упомянул Северо-Западный регион: в этом году должно быть принято решение о реорганизации таможенных органов, расположенных на территории Санкт-Петербурга и ленинградской области. За исходную модель будет принята модель московских таможенных органов, но с учетом специфики того, что ленинградская область является пограничной и на ее территории расположено пять таможен, четко структурированных по видам деятельности. То есть не так, как в Московской области, где все три таможни одинаковы по функциям - в Ленинградской области каждая таможня занимает свою нишу, поэтому в рамках этой ниши будут уточнены их задачи и объем полномочий.
Применительно к созданию Таможенного союза реализация Концепции не приостанавливается, не меняется, не корректируется. Что я имею в виду? – И на российско-белорусском участке границы, и на российско-казахстанском участке границы для проведения таможенного контроля, а также иных видов контроля, нам необходимо иметь точки, где мы этот контроль будем осуществлять. После введения в силу Таможенного кодекса, безусловно, не пропадут участники ВЭД, которые будут продолжать оформление на территории Российской Федерации, тем более что такая норма заложена в переходных положениях Таможенного кодекса и Таможенного союза. А именно: до принятия решения на уровне президентов, таможенное оформление должно производиться в стране-получателе.
Конечно, мы прогнозируем, что определенная часть бизнеса имеет желание перейти для оформления в наши сопредельные страны. Но также данные прогнозы показывают, что эта часть не определяющая для общего товаропотока. Поэтому для оформления тех товаров, которые идут в Россию (и это первая задача), необходимо создавать таможенно-логистические терминалы вдоль белорусской и казахстанской границы. Для осуществления тех видов выборочного контроля, которые будут сняты с границы для соблюдения интересов безопасности Российской Федерации, нам нужны эти места.
Вторая задача. Ее нам определила Госпогранкомиссия (сопутствующий эффект от реализации Концепции), а именно: улучшение социально-экономической ситуации в приграничных регионах, создание там рабочих мест, привлечение бизнеса в эти регионы и т.д. Данную задачу нам поставили как одну из составляющих реализации Концепции.
В этой связи создание таможенных логистических терминалов вдоль границ никоим образом не приостанавливается, а наоборот, ускоряется. В настоящее время в связи с тем, что политические власти трех стран приняли решение об ускорении интеграции, и в связи с тем, что принято решение о снятии таможенного оформления не только с белорусского, но и с казахстанского направления, уже с 1 июля 2010 года необходимость и актуальность наличия таких мест для осуществления контрольных мероприятий значительно возрастет.
Наверное, в первой части все.
В качестве дополнения к первой части мог бы сказать, что не только со стороны нас как органа власти осуществляются мероприятия по стимулированию создания этой инфраструктуры, но и со стороны бизнеса, и со стороны региональных властей - прежде всего, приграничных. Идет встречный процесс по внесению предложений и активизации своей роли. Могу привести пример. В Белгороде (и примерно так же, судя по всему, будут поступать в Брянске) создано специальное ЗАО под эгидой региональных властей. Это ЗАО создано из четырех составляющих и создано таким образом, чтобы воедино для реализации единой цели были сведены следующие направления: региональные власти помогают землей, местные власти - инфраструктурой. И в это же ЗАО вошли две строительные компании, которые уже непосредственно осуществляют строительство двух терминалов в тех местах, которые были выбраны в качестве приоритетных. Мы считаем, это вообще идеальный вариант реализации Концепции, когда и под эгидой региональных властей, и с привлечением местного бизнеса реализуются такие проекты. В других регионах – по-разному. Но тем не менее, практически везде это встречное движение присутствует – и со стороны администрации, и со стороны регионального бизнеса.
Что касается второй темы: о переносе согласованных видов контроля. В настоящее время есть два плана, одобренных на уровне Комиссии Таможенного союза: по переносу контроля с белорусской границы и по переносу контроля с казахстанской границы.
а) Что касается казахстанского плана. Сразу скажу, что он корректируется в связи с тем, что президенты приняли решение ускорить его реализацию фактически на год. То есть вместо 1 июля 2011 года мы будем отменять таможенное оформление на этой границе с 1 июля 2010 года. Поэтому в данный план с Казахстаном сейчас будут вноситься изменения.
б) Что касается белорусского плана, то он утвержден на уровне президентов и его реализация также обязательна, как и обязательно решение Комиссии. Поэтому идет реализация тех мероприятий, которые включены в этот план. В этой части мы постоянно встречаемся с нашими коллегами из Белоруссии. На этом направлении нам проще и рисков для нас меньше, поскольку и товаропоток там более цивилизован. И в рамках Союзного государства мы уже имеем ряд успешных проектов взаимодействия с белорусской таможенной службой и по транзиту, и по обмену информацией, и по контролю фактического вывоза, и по присутствию наших представителей в отдельных местах, где осуществляется таможенное оформление, таможенный контроль в Республике Беларусь. У нас с ними проложено оптическое волокно от нашего ГНИВЦа до Минской Центральной таможни, которая является аналогом нашего ГНИВЦа. Таким образом, у нас сделан хороший задел для того, чтобы минимизировать риски от снятия таможенного оформления с российско-белорусской границы.
К сожалению, нельзя сказать, что также хорошо у нас все с Казахстаном. Наоборот, с Казахстаном у нас, в общем-то, все плохо. Потому что у нас нет никаких проектов по взаимодействию (в том числе, и по информационному). В рамках административных процедур и технологий у нас также нет единых документов. В этой связи сейчас в ускоренном порядке идут консультации с казахстанской таможенной службой, как нам действовать в условиях отмены таможенного оформления со стороны Казахстана. Но, в общем-то, риски очевидны.
Прозрачная граница Казахстана с внешними странами (Киргизией и Китаем, прежде всего) создает возможность поступления на наш рынок китайских товаров, которые будут выпущены в Казахстане (и выпущены не так, как если бы они выпускались в России). Вы знаете, что после закрытия Черкизовского рынка, самый крупный рынок сейчас в Киргизии, в Бишкеке. Она вступила в ВТО, она взяла на себя обязательства не применять высокие ставки импорта. Это предопределило то, что сейчас под Бишкеком существует рынок, куда сейчас ездят закупаться многие предприниматели, которые раньше поставляли товары на Черкизовский рынок. И в рамках той информации, которую мы имеем, эти товары спокойно попадают на территорию Республики Казахстан, поскольку граница между Киргизией и Казахстаном вообще не обустроена. То есть, если в отношении Белоруссии это еще со времен Советского Союза обустроенная граница с Польшей, плюс за время Евросоюза обустроились границы Белоруссии с Латвией, Литвой и Украиной, то в отношении Казахстана, к сожалению, никаких программ по обустройству не реализовывалось.
Что касается казахско-китайской - очень протяженной - границы, есть возможность ее пересекать вне пунктов пропуска. А что касается Кыргызстана и Туркменистана, там ситуация еще хуже. Это нас, конечно же, пугает. В этой связи идут сейчас активные консультации насчет того, как мы будем минимизировать эти риски.
Следовательно, позиция Российской Федерации в отношении российско-казахстанской границы такова: государственная граница остается. Пункты пропуска через эту границу остаются в рамках того правового поля, который определен федеральным законом «О государственной границе Российской Федерации». Пограничный контроль и миграционный контроль в этих пунктах пропуска остается в полном объеме. И на ближайшую перспективу - во всяком случае, по тем решениям, которые приняты, - на ближайшую перспективу эти решения пересматриваться не должны. Основным фактором, который предопределяет сохранение статуса государственной границы, является очень высокая наркоопасность трафика через Казахстан. В общем-то, это уже даже не то, что в области рисков – это уже сложившийся факт. Через Казахстан проходит один из основных трафиков по доставке наркотиков - как в Россию, так и дальше транзитом в Европу. В этой связи пока нет четких механизмов, которые позволили бы этот риск устранить. Поэтому на ближайшее время, насколько мне известно, никто не собирается пересматривать статус государственной границы с Республикой Казахстан. В этой связи, соответственно, какие-то виды контроля в пунктах пропуска сохранятся.
В отношении единых подходов к переносу контроля на белорусской границе можно резюмировать следующее. С 1 июля, если будут выполнены все условия для переноса согласованных видов контроля, на российско-белорусской границе не должно остаться контрольных органов. То есть, статуса госграницы и пунктов пропуска там практически никогда не было, пограничники там не работают в постоянном режиме, пунктов пропуска там не установлено, и в общем-то, осталось перенести только фактически таможенный, ветеринарный, фитосанитарный и транспортный контроль. Поэтому и мы, и транспортники, и ветеринары с фитосанитарами в настоящее время прорабатываем технологии, которые позволят осуществлять эти виды контроля на внешней границе Таможенного союза.
Поэтому с большой долей вероятности можно сказать, что на российско-белорусской границе после 1 июля 2010г. контрольных органов не останется. В этой связи транзит, который будет открываться на внешней границе, беспрепятственно будет идти до получателя в Российской Федерации.
Я осветил все основные моменты в рамках той темы доклада, которые мне были заявлены.