Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
Альта-Софт
Внешнеэкономические новости

Превентивный удар: Кабмин ограничит экспорт бензина с 1 марта

Запрет, по мнению властей, необходим для того, чтобы компенсировать рост спроса в весенний и летний периоды.
г.

Цены на бензин могут вырасти в весенне-летний сезон из-за посевных работ и увеличения активности автомобилистов. Сфокусировать поставки топлива на внутреннем рынке и предотвратить сокращение объемов в период планового ремонта НПЗ власти планируют с помощью запрета экспорта бензина. Такую меру правительство намерено ввести с 1 марта, она будет действовать полгода. Существенное снижение котировок бензина на фоне новостей об ограничениях может произойти уже на этой неделе, полагают эксперты. Как запрет отразится на ценах в долгосрочной перспективе — в материале «Известий».

Самим мало

Власти РФ намерены ограничить с 1 марта экспорт бензина. Запрет будет действовать полгода. О планах Кабмина сообщил «Известиям» представитель вице-премьера РФ Александра Новака.

Запрет, по мнению властей, необходим для того, чтобы компенсировать рост спроса в весенний и летний периоды. Он традиционно растет во время сезона отпусков, полевых работ и планового ремонта нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Продажи дизеля на бирже правительство при этом хочет увеличить до 16%.

Ограничение не коснется согласованных объемов поставок в страны ЕАЭС, а также Южную Осетию, Абхазию, Монголию и Узбекистан.

Вынужденная мера

Впервые в этом году о возможном ограничении поставок топлива заговорили после остановки НПЗ «Лукойла». Внезапный ремонт предприятия привел к снижению производства бензина. Предполагалось, что из строя вышло иностранное оборудование компании, которое сегодня затруднительно ремонтировать.

Между тем в январе этого года в Минэнерго отрицали вероятность ограничения экспорта топлива. В ведомстве сообщали «Известиям», что необходимости в подобной мере нет. В министерстве подчеркивали, что предпосылки для роста цен в рознице выше уровня инфляции не просматриваются, а оптовая стоимость бензина остается волатильной.

По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, 27 февраля стоимость бензина АИ-92 опустилась до 47 838 рублей за тонну, сократившись на 3,20%. В свою очередь, цена на АИ-95 достигла 58 118 рублей за тонну, увеличившись на 0,49%. Стоимость летнего дизеля оценивается в 58 807 рублей (-1,36%). Зимнее дизельное топливо стоит 59 711 рублей (-0,21%). Снижение котировок наблюдается на фоне новостей о введении экспортных ограничений.

«Известия» направили запросы в «Лукойл» и «Сургутнефтегаз». На момент публикации ответы не поступили.

Не новый опыт

Ранее экспорт бензина российские власти уже ограничивали. Запрет был введен 21 сентября 2023 года на фоне длительного роста цен на топливо.

Мера устанавливалась на полгода, но была снята уже 17 ноября. Отказаться от запрета позволило сохранение объемов переработки нефти на НПЗ, обеспечившее насыщение внутреннего рынка. Профицит предложения (запасы составляли около 2 млн т) привел к снижению розничных цен.

При этом в Минэнерго не исключали, что по итогам мониторинга производственных и ценовых показателей ограничения могут ввести вновь.

Прошлогодний запрет установили при иных рыночных обстоятельствах, чем сегодня, напоминает заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. Тогда возник перекос между оптовыми и розничными ценами: первые не позволяли зарабатывать при продаже топлива в розницу, из-за чего поставщики стали вывозить его за рубеж. Именно эту ситуацию и пресекло решение правительства.

Введенный запрет оказал существенное воздействие: уже в октябре 2023 года оптовые цены на бензин стали на 20% меньше, чем месяцем ранее. В случае с дизельным топливом стоимость сократилась на 8%, отмечает аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова.

— В краткосрочном периоде правительство осенью 2023 года добилось своей цели, предотвратив скачок розничных цен на нефтепродукты, но эта мера имела негативный побочный эффект на производителей, — обращает внимание эксперт. Цены на топливо на мировом рынке в этот период резко подскочили, но производители не могли его экспортировать и недополучили прибыль.

Психотерапевтический эффект

Ничего оригинального в ограничении поставок нет, подчеркивает доктор политических наук, президент ассоциации «Энергоинновация» Михаил Смирнов. Это довольно распространенная мировая практика, главную задачу которой можно назвать психотерапевтической — мера призвана успокоить население.

Временные ограничения и даже временный запрет на экспорт важного для страны товара — нормальная ситуация для многих экспортеров, особенно сырья, согласен экономист Андрей Лобода. Периодические ограничения поставок можно наблюдать, например, в продовольственном секторе.

Фактически запрет на экспорт является превентивной мерой и показывает участникам рынка приоритетное направление для поставок, подчеркивает зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев. О важности наполнения внутреннего рынка неоднократно говорил президент РФ Владимир Путин, теперь же эта стратегия начала реализовываться в нормативно-правовых актах.

Дополнительная польза, которую принесет ограничение, — закрытие оставшихся механизмов «серых» поставок. Однако правительству необходимо дополнительно проработать вопрос реэкспорта топлива, поставляемого по межправительственным соглашениям, уточняет Гусев.

Важно также учесть риски вывода нефтеперерабатывающих мощностей на внеплановые ремонты, указывает Александр Фролов. В целом же, полагает он, запрет на экспорт снизит беспокойство потребителей по поводу обеспеченности России бензином в период планового ремонта НПЗ и высокого спроса.

Бюджетные риски

С точки зрения пополнения бюджета повышение себестоимости и конечной цены обеспечивает рост налоговой базы, признает доктор экономических наук, профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова Юрий Ляндау. Однако этот же фактор становится серьезным ударом по населению и бизнесу.

— У бизнеса растут затраты, он пытается их переложить на клиента, чтобы обеспечить требуемый уровень рентабельности. Но у клиентов снижается платежеспособность при постоянно растущих ценах на все товары и услуги. Тем более что увеличиваются расходы на бензин, — объясняет собеседник «Известий».

По этой причине власти и заинтересованы в контроле роста цен на внутреннем рынке. Экспортные ограничения позволят обеспечить наличие топлива в количестве, необходимом населению и компаниям.

Да и влияние на госбюджет нельзя назвать критичным, убежден Михаил Смирнов. Средства с экспорта продуктов переработки ощутимо сократятся, но это не станет проблемой.

— Система налоговых сборов сегодня такова, что потери будут компенсированы по другим каналам. Так что в целом для бюджета особой разницы не будет, — считает эксперт.

К тому же, напоминает он, ограничения на экспорт нередко снимаются до истечения срока их действия. Это становится возможным, когда критический период пройден. В этом году пиковые моменты в России ожидаются в мае и июле.

— Соответственно, уже в августе будет понятно, что запасы есть. А, возможно, даже раньше, — уверен Смирнов.

Стратегический ход

В запланированном правительством запрете экспорта сделаны исключения, указывает эксперт. И они не случайны: вошедшие в список страны — стратегические партнеры РФ. Членом ЕАЭС, например, является Казахстан.

— С одной стороны, Казахстан в разы больше добывает нефти, чем потребляет. С другой, там всего три действующих нефтеперегонных завода, и они не делают премиальных марок бензина. Поэтому Казахстан в России их традиционно покупает. И в этой ситуации совершенно правильно сделать для него исключение и не нарушать исторически сложившихся связей, — убежден собеседник «Известий». Это, по его словам, показывает надежность партнеров и их преданность друг другу.

Результат запрета

Эффективность ограничений удастся увидеть еще до их старта, считает Дмитрий Гусев. Существенное снижение котировок, вызванное новостями о запрете экспорта, может произойти уже на этой неделе.

В целом же выше инфляции оптовые цены не вырастут, прогнозирует Андрей Лобода. А розничные и вовсе могут стоять на месте или повышаться медленно и незначительно. До середины лета бензин в розницу будет по-прежнему стоить около 54-56 рублей за литр.

Однако и резкого падения цен на нефтепродукты, по прогнозу Натальи Мильчаковой, не будет. За полгода оптовая стоимость снизится на 7-10%, а розничная продолжит плавно расти.

— Ограничения на экспорт автоматически позволяют оставить внутри страны большую часть топлива и в перспективе избежать роста его стоимости. Однако снижения цены это не гарантирует, — резюмирует руководитель направления «Народный фронт. Аналитика» Ольга Позднякова. При этом стоимость цен на бирже на разных АЗС даже внутри одних и тех же населенных пунктов может отличаться.


Следите за новостями в удобном формате:

Важные новости

  • Просмотры 211
  • Комментарии 0
  • Новость полезна?
    0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha