Доклад начальника Уральской электронной таможни Епифанова Сергея Александровича на тему «О практике применения положений постановления Правительства РФ от 21 сентября 2023 г. № 1538. Вопросы определения таможенной стоимости товаров, в отношении которых установлены ставки вывозных таможенных пошлин» в заседании консультативного совета Уральского таможенного управления.
С 1 октября текущего года вступило в силу постановление Правительства РФ от 21 сентября 2023 г. № 1538.
Постановление охватывает обширную номенклатуру товаров, классифицируемых в 73-х группах ТН ВЭД ЕАЭС.
В Уральской электронной таможне декларируется 61 группа ТН ВЭД. Отмечу, что на участников ВЭД, входящих в состав Консультативного совета, приходится более 1/3 (32%) от общего количества экспортных ДТ.
Постановлением устанавливаются дифференцированные ставки вывозных таможенных пошлин в зависимости от курса доллара США к рублю.
Определение таможенной стоимости при экспорте осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2019 г. №1694, заполнение форм ДТС-3 или ДТС-4 производится в соответствии с Порядком, утвержденным приказом ФТС России от 27 января 2011 г. №152.
Обязанность декларанта по заявлению таможенной стоимости в декларации на товары и необходимость ее документального подтверждения требует со стороны таможенных органов осуществления контроля достоверности заявляемых сведений о величине и структуре таможенной стоимости (в том числе, с проведением проверки документов и сведений до выпуска товаров).
Необходимость осуществления таможенного контроля таможенной стоимости привела к сокращению на 20% (сентябрь, октябрь 2023) доли автовыпуска экспортных ДТ, что закономерно привело к увеличению средних сроков выпуска деклараций, в отношении которых не выявлялись профили рисков, с 15 минут в сентябре до 30 минут в октябре.
При контроле таможенной стоимости существуют определенные признаки недостоверного определения таможенной стоимости вывозимых товаров. Основными индикаторами риска являются:
- снижение цены идентичных товаров в рамках одного контракта до и после 1 октября 2023 г;
- и более низкая величина заявленной таможенной стоимости вывозимых товаров по сравнению с таможенной стоимостью идентичных либо однородных товаров, а также товаров того же класса или вида при сопоставимых условиях их вывоза.
Основанием для применения таможенного контроля в форме проверки документов и сведений до выпуска товаров в соответствии со статей 325 ТК ЕАЭС является выявление хотя бы одного признака недостоверного определения таможенной стоимости товаров.
Постановлением № 1538 установлены также ставки вывозных таможенных пошлин при использовании временного периодического таможенного декларирования. При такой особенности декларирования контроль таможенной стоимости осуществляется при заявлении точных сведений о ней в полной декларации на товары.
В целом, определение таможенной стоимости экспортируемых товаров принципиально не отличается от определения таможенной стоимости импортируемых товаров. Основными документами, подтверждающими заявленные сведения, являются внешнеторговый контракт, спецификация, инвойс, оплата товара в установленные контрактом сроки. Перечень запрашиваемых документов и (или) сведений определяется с учетом условий сделки с товарами, характеристик товара, выявленных признаков недостоверного определения таможенной стоимости вывозимых товаров, а также иных обстоятельств.
Сведения о таможенной стоимости вывозимых товаров должны быть заявлены декларантом в графе 45 ДТ и в декларации таможенной стоимости формы ДТС-3 (если таможенная стоимость определяется методом по стоимости сделки с вывозимыми товарами) или формы ДТС-4 (если таможенная стоимость вывозимых товаров определяется методом отличным от метода по стоимости сделки с вывозимыми товарами).
Отличия от декларирования импортных поставок заключаются в следующем.
Определяя таможенную стоимость вывозимых товаров декларант может воспользоваться только пятью методами определения таможенной стоимости, так как отсутствует метод вычитания.
Пункт 20 Постановления №1694 содержит перечень дополнительных начислений к цене фактически уплаченной или подлежащей уплате. При этом, транспортные расходы, понесенные покупателем дополнительно к сделке купли-продажи, не установлены в качестве дополнительных начислений.
Однако, в данном случае, таможенный орган исходит из принципа, что цена товара – это совокупность всех сделок, которые сопровождают сделку купли-продажи товара. Поэтому, в случае оплаты продавцом расходов на транспортировку товаров до места убытия с таможенной территории ЕАЭС по отдельному договору, данные расходы подлежат включению в таможенную стоимость.
Таким образом, всю процедуру контроля таможенной стоимости можно разделить на два этапа – это ценовой и документальный контроль заявленных сведений.
Этап ценового контроля заключается в проведении анализа на соответствие величины заявленной таможенной стоимости товаров определенным альтернативным величинам, которые закреплены законодательно.
В первую очередь при проведении ценового контроля учитываются сделки с идентичными, однородными товарами. Совокупность всех сведений, которые имеются в распоряжении таможенного органа (это и документы декларанта, и документы, полученные по дополнительным запросам и информация, размещенная в сети интернет), позволяет таможенному органу сделать вывод о необходимости проведения проверки заявленных сведений либо о документальном подтверждении заявленных в декларации на товары сведений.
Порядок проведения проверки документов и сведений, перечень документов, которые могут быть запрошены таможенным органом и сроки проведения проверки установлены статьей 325 ТК ЕАЭС.
Условно проверку документов и сведений о таможенной стоимости можно разделить на три запроса.
«Первый» запрос из электронного архива документов декларанта определяет анализ документов, представленных на момент подачи ДТ.
В рамках «второго» запроса таможенных орган запрашивает дополнительные бухгалтерские, транспортные и банковские документы, имеющие отношение к сделке.
В рамках «третьего» запроса таможенный орган уточняет все обстоятельства и разночтения по документам, которые были представлены по «первому» и «второму» запросам.
Если запрошенные документы представлены таможенному органу до истечения срока выпуска товаров, установленного статьей 119 ТК ЕАЭС, то проверка документов и сведений завершается и, если представленные документы и сведения, подтверждают достоверность и полноту проверяемых сведений, таможенный орган производит выпуск товаров.
Однако, в случае, если проверка документов и сведений не может быть завершена в сроки выпуска товаров или запрошенные документы не представлены таможенному органу до истечения срока выпуска товаров таможенный орган информирует декларанта о возможности произвести выпуск товаров при условии предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. При этом, обеспечение не предоставляется в случае, если его сумма не превышает 500 евро.
С учетом установленных ТК ЕАЭС сроков, максимальный период проведения проверки документов и сведений составляет 100 календарных дней со дня регистрации таможенной декларации.
В случае подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости в рамках конкретной сделки декларант может использовать результаты такой проверки в случае 180 календарных дней после ее завершения для декларирования идентичных товаров, при неизменном уровне их цены. В случае указания в графе 44 ДТ номера декларации с подтвержденной стоимостью, дополнительная проверка проводиться не будет. Данная возможность предусмотрена пунктом 7 Порядка, утвержденного приказом Минфина РФ от 26 августа № 175н.
В случае если, стоимость подтверждена, но какие-либо условия применения вышеуказанного пункта не выполняются, у декларанта есть возможность самостоятельно уже при подаче ДТ, предоставить достаточный комплект дополнительных документов, подтверждающих заявленные сведения. В таком случае, дополнительная проверка также назначаться не будет.
В качестве проблемного вопроса следует отметить систематическое несоблюдение порядков заполнения граф ДТ и ДТС, установленных Решением Комиссии ТС от 20 мая 2010 г. № 257 и приказом ФТС России от 27 января 2011 г. №152. Необходимость внесения изменений в такие ДТ приводит к увеличению сроков выпуска товаров.
Острым является и вопрос расчета и заявления величины статистической стоимости товаров в зависимости от условий поставки. Участниками ВЭД в нарушение подпункта 16 пункта 18, подпункта 23 пункта 41.20 Порядка заполнения ДТ, утвержденного Решением Комиссии ТС от 20 мая 2010 г. № 257, заявляются недостоверные сведения о величине статистической стоимости товаров. Основным принципом расчета ее величины является необходимость включения транспортных расходов только до места убытия товаров с территории РФ.
Предлагаю довести указанную информацию до специалистов по таможенному оформлению с целью минимизации количества КДТ как до, так и после выпуска товаров.
Спасибо за внимание!
То есть пример, у вас условия поставки на экспорт ФСА Москва. Товар находится в СПБ, транспортировку от СБП до Москвы вы должны включить в цену товара т.е. в инвойс и соответственно в таможенную стоимость. (если вы конечно работаете не в убыток)
Вверху четко и понятно даны разъяснения экспертом и не доводите себя и компанию на доп. проверки. Всем удачи в подтверждении таможенной стоимости по экспорту