Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
Альта-Софт
Новости логистики

Транзит товаров через Белоруссию стал проблемой для российских импортеров

Транзит под вопросом
г.

Транзит товаров через Белоруссию стал достаточно серьезной проблемой для российских импортеров. Белорусские таможенники останавливают дальнобойщиков, требуют документы, не предусмотренные международным соглашением о перевозке грузов, отправляют грузы на СВХ, а часть товара конфискуют. Сумма конфискованных товаров в 2003 году, по оценке самих белорусов, достигла 80 миллионов долларов, что составило 20 процентов их национального бюджета.
По словам Игоря Колокшанского, начальника информационно-аналитического отдела Управления по делам Таможенного союза ГТК России, речь идет о нарушении не только международной конвенции TIR, но и российско-белорусских договоренностей о едином таможенном пространстве. Доставка грузов от белорусской границы с европейскими странами до российской таможни назначения осуществляется по временной технологии на основании положения, заключенного в 1995 году, и регламентируется российскими правилами. Позже был принят единый порядок по запросам между таможенными органами двух стран в случае возбуждения дел по административно-правовым нарушениям, В соответствии с ним таможенные органы страны, на территории которой было совершено правонарушение (касающееся грузополучателя или перевозчика другой страны), должны запрашивать таможенный орган пункта назначения. Проще говоря, белорусские таможенники должны обращаться в ГТК России за информацией о юридических лицах, заподозренных в контрабанде.
Однако, по словам Игоря Колокшанского, белорусская сторона предпочитает посылать запросы не в таможенные органы, а в ФСБ, МВД России, в том числе местные отделения, и даже в Интерпол. То есть предпочтение отдается той информации, которая позволяет передавать дело в белорусский суд, который принимает решение о конфискации товаров. Подобная выбороч-ность источников информации, считает он, связана с тем, что в белорусском законодательстве не предусмотрена ответственность для юридических лиц. Поэтому процессы происходят над «неустановлеными» физическими лицами, то есть, акценты смещаются на персонифицированных учредителей фирм. Полученный компромат на любого из учредителей фирмы дает основание белорусским властям наказать фирму-грузополучателя в целом.
Белорусская сторона при этом считает, что помогает России в борьбе с контрабандой. Что же касается конфискации российских товаров, то белорусские таможенники утверждают, что большая часть грузов в конечном итоге все равно оседает в Белоруссии. Речь идет об использовании схемы, когда товар, импортируемый, к примеру, из Германии, ввозился в Россию, а потом обратно возвращался в Белоруссию под прикрытием того, что он выпущен в свободное обращение и является российским. Следовательно, он освобождался от уплаты таможенных платежей как товар, перемещенный для взаимной торговли. Благодаря этой лазейке, от уплаты таможенных платежей освобождались не только российские и белорусские товары, но и любые товары вообще, выпущенные в свободное обращение. Позже постановлением российского правительства № 619 от 22 августа 2000 года этот пункт убрали, оставив льготу только для товаров, произведенных в России и Белоруссии. Поэтому реэкспорт из России обратно в Белоруссию стал невыгодным.
Через систему АСКДТ (Автоматизированную систему контроля за доставкой товаров) белорусские таможенники всегда имеют возможность узнать, дошел ли товар до российской таможни назначения. Сделать это просто, поскольку при пересечении белорусской границы идет принудительное декларирование, в отличие от упрощенного статистического декларирования на границе России. Теоретически путей урегулирования спорных вопросов достаточно много. Однако, по мнению большого числа экспертов, действия белорусских властей в данной ситуации в первую очередь направлены на пополнение бюджета за счет конфискованных российских товаров. Так, по сообщению СМИ, председатель ГТК Белоруссии Александр Шпилевский, заявил о том, что в теневом бизнесе по перемещению товаров через Белоруссию «крутится» около 2 миллиардов долларов, поэтому сумму конфискатов стоит увеличить с сегодняшних 80 до 200 миллионов долларов.
Однако, по словам Игоря Колокшанского, после ряда консультативных встреч между российскими и белорусскими таможенниками наметились пути улаживания конфликта. В ближайшее время ГТК России начнет разработку двухстороннего соглашения «О транзите». Документ будет касаться не только вопросов о перемещении транспорта, но и унификации мер обеспечения (депозита) при доставке грузов. Игорь Колокшанский предположил, что работа будет сопряжена с многочисленными согласованиями, поскольку белорусская сторона вправе сама формулировать правила доставки товара по своей территории. Разработанный документ должен быть представлен на совместной коллегии ГТК России и Белоруссии в марте этого года, пишет журнал «Таможня»


Следите за новостями в удобном формате:

Важные новости

  • Просмотры 794
  • Комментарии 0
  • Новость полезна?
    0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha